Индивидуальный имидж

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью является изучить роль цвета в создании индивидуального имиджа.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1)рассмотреть основные понятия, необходимые для изучения имиджа
2)рассмотреть особенности индивидуального имиджа

Файлы: 1 файл

Имидж.doc

— 114.00 Кб (Скачать)


Введение

        Одним из важных аспектов общего восприятия является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж. Независимо от желаний как самой организации, так и специалистов по связям с общественностью, имидж - объективный фактор, играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса. Понятие "имидж" происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, означающего имитировать. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, целенаправленно формирующимся в массовом сознании с помощью множества различных элементов, одним из которых является цвет. В мире давно стал общепризнанным тот факт, что цвет обладает большой степенью воздействия на человека. Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает положительные или отрицательные эмоции. Глаз человека способен различать 1,5 млн. цветов и оттенков. Помимо формирования эмоционально-психического состояния у зрителя, цвет, как и звук (музыка), является непосредственным выражением психических переживаний других людей. Но на самом деле выбор цвета не такой уж и сложный процесс, если знать основную информацию о цвете и его влиянии.

Изучением этой проблемы занимались следующие авторы: В.М. Шепель, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, Е.Б Перелыгина.
          Главной целью является изучить роль цвета в создании индивидуального имиджа.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1)рассмотреть основные понятия, необходимые для изучения имиджа

2)рассмотреть особенности индивидуального имиджа

3)составить рекомендации по использованию цветовой символики в имидже человека.

 

 


Глава 1. Теоретические основы изучения роли цвета в создании индивидуального имиджа

 

 

1.1.           Особенности индивидуального имиджа и основные составляющие

    Имидж в российском лексиконе начал активно использоваться в 90-х годах XX века . В начале в основном в политической сфере. Сегодня имидж используется не только применительно к человеку, но и к иным объектам (имидж предприятия) и явлениям (имидж образовательной системы в России).

     Имиджем объекта является мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике, в сфере сознания или в сфере подсознания определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в их психике в результате либо прямого восприятия или тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного с целью возникновения аттракции -притяжения людей к данному объекту[1].

      Имиджем человека является мнение о нем у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего в следствии полученной о нем информации от других людей. По сути имидж человека - это как он выглядит в глазах других людей, или  что одно и то же каково мнение о нем других людей[1].

      Субъект имиджа тот, кто формирует имидж, т.е. имиджмейкер. Лицо профессионально занимающееся формированием или коррекцией имиджа человека, предмета или явления является имиджмейкером. Он должен обладать знаниями в области психологии, психотерапии, психоанализа, в сферах дизайна, лингвистики и др. Основными объектами деятельности имиджмейкера являются: прототип имиджа, лидер общественного мнения и ближайшее окружение клиента.

     Информация, которая формирует имидж, называется имиджформирующей информацией. Она движется от прототипа имиджа к аудитории имиджа, и тогда она называется прямой имиджформирующей информацией. Если человек получил имиджформирующую информацию опосредованно через других людей, у которых уже раньше был сформирован имидж какого-либо человека, то эта информация называется косвенной имиджформирующей информацией. Также различают ложную имиджформирующую информацию: это те сведения о прототипе имиджа, получаемые аудиторией имиджа, которые не соответствуют действительности (слухи, сплетни, разного рода легенды). Ложная имиджформирующая информация нередко используется для создания инвертированного имиджа - негативного имиджа конкурентной стороны.

   Существует несколько подходов к имиджу: функциональный, контекстный и сопоставительный. При функциональном подходе выделяют разные типа имиджа, исходя из различного функционирования .  При контекстном ,типы функционирования находим в разных контекстах реализации . При сопоставительном происходит сравнение близких имиджей.

   Итак, функциональному подходу присуще следующие типа имиджа[2]:

  1. Зеркальный имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы словно смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа более положителен , ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Поэтому его минус - минимальный учет мнения со стороны. Этот имидж может определять характеристики как лидеров, так и организации.

  2. Текущий. Этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны. Именно в этой области находит свое применение PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж человека вне меньшей степени, чем реальные поступки. Это не просто взгляд внешней публики вообще (хотя он может быть весьма существенным для данной организации или данного человека), это могут быть взгляды избирателей, клиентов, журналистов и т.д. И самой важной задачей здесь становится не столько благоприятный, сколько верный, правильный тип имиджа[2].

   3. Желаемый имидж, к которому мы стремимся. Этот тип особенно важен для новых структур.

   4. Корпоративный - это имидж организации в целом (репутация организации, её успехи, степень стабильности).

    5. Множественный имидж, который образуется при наличии независимых структур вместо единой корпорации.

    В этот список следует добавить и тип отрицательного имиджа, создаваемый конкурентом, т.е. вариант сознательно конструируемый, а не возникающий спонтанно. При запуске такого имиджа возникает проблема опровержения. Сделать это весьма сложно: считается, что легче запустить новый стереотип, чем опровергнуть имеющийся.

    Индивидуальный имидж - это имидж индивидуального объекта. Иначе говоря, индивидуальный имидж индивида (человека). Самое важное его свойство состоит в том, что если рассматривать его в качестве символической структуры, то центральное место в ней занимают символы, отвечающие за индивидуализацию, т.е. выражающие индивидуальные качества субъекта - прототипа имиджа, качества, свойственные только данному лицу, отличающие его от всех других, задающие его индивидуальность[3].

    При создании имиджа возникает задача, которую можно описать как задачу перевода системы индивидуальных смыслов на язык общепринятых значений, с тем, чтобы сделать её распознаваемой другими объектами. В соответствии с принципами индивидуализации элемент уникальности должен присутствовать в любом имидже, в противном случае имидж субъекта воспринимается как неполный, незавершенный.

   Обе стороны социального взаимодействия, в ходе которого происходит создание имиджа, являются активными его участниками. Но инициатива исходит от прототипа (прообраза) имиджа.

    В основе деятельности субъекта имиджа могут лежать два основных типа мотивации:

    1. психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в повышении своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта;

     2. прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей (победы на выборах, повышение зарплаты, продажи товара или услуги и т.д.)[3].

     Эти два типа мотивации могут совмещаться. Например, если для человека качества успешного менеджера входят в состав его идеального Я и наличие этих качеств поможет ему продвинуться по службе, то усилия данного субъекта по созданию имиджа будут иметь двойную цель и двойную мотивацию: они будут служить для поднятия самооценки и достижению чисто практических результатов.

     В зависимости от преобладающего типа мотивации, лежащей в основе деятельности по созданию имиджа, различаются стратегии создания имиджа и используемые при этом способы и механизмы. На этом основании различают два типа индивидуального имиджа: имидж, ориентированный на самоощущение, и имидж, ориентированный на восприятие. В ряде случаев один и тот же имидж может обладать свойствами как первого, так и второго.

     Возможны и другие классификации индивидуальных имиджей. В частности, можно различать индивидуальные имиджи в зависимости от того, какую социальную роль исполняет субъект-прототип имиджа в социальной группе, составляющей аудиторию имиджа. Можно выделить имиджи для общения с деловыми партнерами, имиджи для общения с людьми, обладающими властью и т.д. У каждого человека, как правило, несколько имиджей. Это объясняется многообразием социальных связей, в которые вступает субъект. Наибольшее число имиджей встречается у людей в возрасте активной социализации (14-23 года), а также в возрасте, для которого обычно характерно особое разнообразие социальных связей и , соответственно, выполняемых социальных ролей, 33-37 лет[3].

    Основанием для классификации имиджей может служить мера копирования другого объекта при создании имиджа. Различают органический (или результирующий) и наведенный имиджи. Первый тип представляет собой образ, создаваемый в результате сложного процесса конструирования новой, прежде не существующей символической структуры. Второй тип имиджа возникает в результате копирования готового образа. При этом единственной целью процесса, по крайней мере на этапе создания имиджа, является достижение максимального сходства с оригиналом.

    Видов индивидуального имиджа много, но все они имеют общие элементы.

    Имидж человека включает в себя следующие элементы:

    1. характеристики этого человека, что и является имиджформирующей информацией;

    2. образ этого человека, сформированный в психике каждого из членов аудитории имиджа в виде комплекса различных характеристик человека как внешних так и внутренних;

    3. мнение об этом человеке как оценка возникшего в психике аудитории имиджа образа этого человека;

    4. прототип имиджа - самого этого человека;

     5. объект имиджелогического воздействия, члена аудитории имиджа, сформировался образ этого человека, произошла оценка этого образа, возник имидж этого человека [1].

          Итак, в заключение данного пункта отметим , что индивидуальный имидж -это имидж индивидуального объекта. Иначе говоря, индивидуальный имидж человека.

 

1.2.           Функции и свойства имиджа

        Имидж обладает следующими свойствами:     

       Имидж сознательное явление, но не существует только на уровне отдельного человека, т.е. объект должен быть известен какой-либо группе людей (партнеров, потребителей, клиентов и т.п.);     

       Благоприятный имидж должен иметь точный адрес, вызывать к себе интерес, привлекать отдельные группы партнеров;

       Имидж активен по сути, способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность как отдельных людей, так и целых групп;

       Имидж не является чем-то однажды заданным, он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются;

       Имидж должен быть пластичным, оперативно изменяться, откликаясь на экономические, психологические, социальные условия;

       Имидж должен быть правдоподобным (соответствовать тому, что есть на самом деле или производить такое впечатление), в противном случае имиджу не верят, и он не достигнет поставленной цели.

      Имидж человека бывает профессиональным, социальным, семенным и личностным.

      Имидж выступает своего рода посредником между субъектом (лидером, организацией и т.д.) и массой людей, он сам выполняет лидерские функции, вдохновляет общественность, ему адресованы надежды и чаяния людей. Например, избиратель воспринимает именно тот образ, который постоянно воспроизводится самим субъектом и средствами коммуникации, – определенные черты, качества лидера, взятые в единстве политических, мировоззренческих, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях электората[4].     

       К основным функциям имиджа относятся: идентификация, идеализация, противопоставление.

       Идентификация  исходит из того, что человек старается считать сообщение об объекте как можно в более короткий промежуток времени. Ему нужна основная, ключевая информация, чтобы не переваривать всю сумму данных. Эта коммуникативная функция характеризует облегчённое восприятие аудиторией объекта, возможность предоставления ей лишь самых ключевых моментов, задающих основные параметры объекта.

     Идеализация означает практическое обеспечение режима наибольшего благоприятствования восприятию образа объекта, проецируемость тех характеристик личности или организации, которые являются наиболее предпочтительными в конкретной целевой аудитории (здесь часто желаемое выдается за действительность).

      Противопоставление подразумевает ориентацию на то, чтобы подготовить почву для создания положительного образа именно данного объекта. Самый распространённый механизм – сопоставление объекта с конкурентами и педалирование его преимуществ .

Информация о работе Индивидуальный имидж