Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:40, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть индивидуальные отличия поведения в рамках организационного поведения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Изучить индивидуальные особенности поведения;
Рассмотреть понятие и проявления индивидуальности;
Проанализировать индивидуальные отличия характера и темперамента человека и их влияния на работу;
Выявить особенности управления организационным поведением с учетом индивидуально психологических особенностей личности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Индивидуальные особенности поведения 6
1.2. Индивидуальность и ее проявления 8
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 11
2.1. Индивидуальные особенности темперамента и психологическое состояние сотрудника 11
2.2. Индивидуальные отличия в характере сотрудников 14
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Оглавление
Актуальность исследования. Современный этап научно-технического развития привел к качественному изменению роли личности в производственном процессе. Человек в организации становится решающим фактором обеспечения конкурентоспособности компании. Ценность человеческих ресурсов как стратегического фактора успеха компании возросла с усилением глобализации и интернационализации экономики, с увеличением скорости технического прогресса, с развитием информационных технологий, с усилением конкуренции и других факторов.
Успех любой деловой организации все в большей степени зависит от сотрудников. Однако, человеческий фактор в настоящее время изучен не до конца, а технологические возможности во многих сферах практически исчерпали себя. Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что люди являются стратегическим ресурсом организации.
Одной
из наиболее важных для любого предприятия
является проблема управления человеческими
ресурсами. При взаимодействии с
персоналом необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого
Современному руководителю необходимо знание закономерностей поведения организаций и поведения людей в рамках организации. Действительно, если количество возможных видов взаимодействия между людьми достигает, по оценке психологов, двухсот, то ясно, насколько сложными будут процессы в организациях, насчитывающих десятки тысяч и даже сотни тысяч взаимодействующих индивидов. Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с его организационным окружением.
Каждый индивид, входя в организацию, сталкивается с проблемами формирования соответствующей его психике окружающей среды и одновременно приспособления к этой среде.
Проблематика данной темы хорошо освещена в научной литературе. Проблема индивидуально-психологических отличий начала рассматриваться еще с конца 19 века. Начиная с теории психоанализа 3. Фрейда, которую дальше развили К. Юнг, А. Адлер. Подробно характерные особенности личности и их типология рассматривается в основах соционики. Так же тема индивидуальных особенностей широко раскрыта в различных учебных пособиях по менеджменту и организационному поведению.
Цель исследования: рассмотреть индивидуальные отличия поведения в рамках организационного поведения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Объект исследования – основные характеристики организационного поведения.
Предмет исследования – индивидуальные отличия поведения сотрудников организаций.
Работа состоит из введения, в котором дается актуальность темы, рассматриваются цели и задачи работы, трех глав, раскрывающих тему исследования, заключения, которое включает основные выводы по работе и списка использованной литературы.
Человек
как продукт природы и общества
— явление сложное и
Человек
живет и действует, совершая определенные
поступки. Его деятельность и общение
с другими людьми объединяются единым
понятием "поведение". В поведении,
в действиях и поступках
Поведение человека, его поступки и действия зависят от:
Для правильного объяснения поведения людей необходимо:
Именно
эти знания и навыки составляют основу
социально-психологических
Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.
Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.
Психическая жизнь человека, его внутренний мир не могут быть поняты вне зависимости от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека (уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение, заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.
Различают два вида направленности человеческого поведения:
Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.
Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.
Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности.
В
течение длительного времени
в психологической науке за основу
теоретического анализа принималась
личность как некий обособленный
феномен. Связи с личностью
По мнению Б.Г.Ананьева, компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых отношений и др.) и субъекта деятельности (совокупность деятельностей и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни.
В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности и неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, так как индивидуальность — не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются ценности, притязания и самооценка [14, с. 102].
В индивидуальности интегрируются три формы развития:
Индивидные, личностные и субъектные свойства не совпадают в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результирующей противоречивой динамики развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути. Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, исчисляясь в биографо-исторических датах и событиях личной жизни.
Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным законам. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека. Одно из возможных проявлений активности индивидуальности — поступки человека. Это могут быть поступки гражданского характера (отражающие отношение человека к своему долгу гражданина), коммуникативные (отражающие отношения в сфере общения), трудовые (в форме различного рода профессиональных действий). «Вызревание» поступков происходит в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней работы.
Период между вызреванием поступка и его действенным проявлением может быть различным, а иногда и не получить внешнего проявления. Поступки человека могут проявляться как устойчивый стиль поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современной ему среды, способная создавать новые обстоятельства жизни. Низкая активность тоже становится устойчивой характеристикой индивидуальности. При этом человек выступает пассивным носителем обстоятельств. Во всех случаях индивидуальность представляет источник саморазвития человека, делает его относительно независимым от случайных влияний внешней среды.
Критерием
сформированности индивидуальности является
вклад человека в материальную и
духовную культуру своего общества и человечества,
т.е. неповторимый вклад личности в общественное
развитие. В основывающейся на экзистенциализме
гуманистической психологии личности
(А.Маслоу, К.Роджерс) самоосуществление
индивидуальности рассматривается как
неповторимое единичное проявление мира
человека [6, с. 62].
Таким образом, руководитель в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить себе совокупность факторов, которые воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда и управления.
В разработке технологии и организации труда необходимо соблюдать важнейшие качественные признаки человека: его физическое устройство, его психические свойства. Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе.
Проблема индивидуального осознания условий и целей деятельности человека представляет огромный интерес для организационного (социального) управления, для правильного понимания поведения подчиненного, для налаживания научно-квалифицированных отношений между руководителем и подчиненными.
Поступки и поведение человека напрямую зависит от того, как он воспринимает ту или иную ситуацию, как относится к происходящему. Очевидно, что одну и ту же ситуацию разные люди воспринимают по-разному, а часто и один и тот же человек по-разному реагирует на одни и те же обстоятельства. В общем смысле восприятие является процессом, с помощью которого человек получает информацию из окружающей среды, структурирует ее и интерпретирует в соответствии со своими ценностями и убеждениями. Процесс восприятия можно условно разделить на четыре этапа:
Информация о работе Индивидуальные отличия поведения в рамках организационного поведения