Характеристика конфликтологии как научной дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 01:09, реферат

Краткое описание

Этимология слова конфликтология состоит из двух составляющих: конфликт - от латинского столкновение и логос - слово, знание, учение в комплексном переводе может означать - знание о конфликтах, конфликтных ситуациях. Конфликтология - это наука, теория или междисциплинарная область научных исследований урегулирования, разрешения социальных конфликтов, противоречий, а также технологий их выявления и предотвращения.

Файлы: 1 файл

медецинаДокумент Microsoft Word (3).doc

— 113.00 Кб (Скачать)

 В некоторых  конфликтах заметна тенденция к  переходу на новый уровень, например от личных отношений к конфликту  между группами, организациями, и, наоборот, крупный социальный конфликт в сфере властных отношений «опускается» также и на «микроуровень», меняя образ жизни и поведение отдельных людей. 

 
  1. АДЕКВАТНОСТЬ  ОТРАЖЕНИЯ КОНФЛИКТА.

  Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, и точки зрения оппонента.

 К типичным искажениям восприятия относятся:

 1) «Иллюзии собственного благородства» - в конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствуют в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убеждён, что только противник этого не хочет.

 2) «Поиск соломинки в глазу другого» - каждый из противников ясно видит недостатки и погрешности другого, но не означает таких, же недостатков у самого себя. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

 3) «Двойная этика» - даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, всё равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.

 4) «Всё ясно» - очень часто каждый из партнёров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причём так, чтобы это подтверждало общие представления о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнёра наоборот плохи и неадекватны.

  Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. В любом конфликте партнёры испытывают так называемую смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость, или даже ненависть к другому, желание, чтобы противник отказался от своей позиции, с другой – у оппонентов есть, хотя и очень приглушенные, более доброжелательные чувства, порожденные всей совокупностью предыдущих взаимоотношениях, а также стремлением к взаимопониманию и согласию. 

 
  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ КОНФЛИКТА.

 Чем точнее определение  существенных элементов конфликта, тем легче найти средство для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнёры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.

 1)ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

 А) Как я понимаю  эту проблему? Какие действия, и  какие поступки партнёра привели  к возникновению и закреплению  конфликта?

 Б) Как мой  партнёр видит проблему? Какие  мои действия, по его мнению, лежат  в основе конфликта?

 В) Соответствует  ли поведение каждого из нас в  сложившейся ситуации?

 Г) В каких  вопросах мы с партнёром расходимся?

 Д) В каких  вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

 Очень важно  осознать точки соприкосновения  конфликтующих сторон и различий между ними.

 2)ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА.

 Даже, если мы точно  знаем, что нам нравится и что  не нравится в нашем поведении, всё  равно существует большая вероятность, что конфликт, подобный нынешнему, повторится и в будущем. Поэтому важно  понять причины возникновения конфликта. Знание этих причин позволит ограничить число конфликтных столкновений по данному поводу или вообще избежать их.

 А) Нужно как  можно полнее и правдивее уяснить  для себя, что в действиях противника кажется мне неприемлемым.

 Б) Нужно понять, какие мои действия в конфликтной  ситуации неприемлемы.

 В) Необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.

 3)ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

 А) Что я мог  бы сделать для разрешения конфликта?

 Б) Что мог  бы сделать для этого мой партнёр?

 В) Каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

 4)СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ О ВЫХОДЕ ИЗ КОНФЛИКТА.

 Принимая это  решение, необходимо учитывать возможное  последствие каждого из способов разрешения конфликта и осознавать, что только совместные усилия партнёров могут привести к желательному результату:

 А) Каковы вероятные  следствия каждого из возможных  путей в разрешении конфликта?

 Б) Что нужно  сделать для достижения намеченных целей?

 В) Какой из способов разрешения конфликтов вызывает у вас чувство удовлетворения своей конструктивностью?

 5)РЕАЛИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

 6)ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УСИЛИЙ ПРЕДПРИНЯТЫХ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

 Если проблему решить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желанных результатов.

 Не существует универсальных приёмов позволяющих  справиться с любой ситуацией. Единственным нашим «средством» является наша личность.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Жизненная практика людей показывает, что межличностные  отношения протекают зачастую в  условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях. Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий, интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.

 Любой конфликт, как правило, имеет сильный деструктивный заряд. Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормального функционирования организации. Он обычно сопровождается мощными негативными эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Когда конфликт доходит до крайней стадии, с ним уже трудно справиться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  Литературы

Волкова Н.В., Волков Б.С. «Конфликтология»  Москва, 2000г.

Гришина Н.В., «Психология  конфликта» С-Петербург, 2000г. 464 с

Громова О.Н. «Конфликтология»  Москва,2000г. 320 с.

Давыдов В.В., Запорожец  А.В., Зинченко В.П. «Психология и  педагогика» Москва, 1999г.

Дмитриев А.В. «Конфликтология» Москва, 2000г.

Журавлёва А.Л., «Социальная  психология» Москва, 2002г.

Кошелев А. Н., Н. Н. Иванникова «Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления»  Москва,2007г.

 Дмитриев А.  В.,  «Конфликтология» учебное  пособие 2000г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

  • Характеристика  конфликтологии как научной дисциплины
  • Понятие конфликта
  • Причинность в обществе
  • Противоборствующие стороны
  • Подстрекатели,пособники,организаторы
  • Психология участников
  • Развитие конфликта
  • Адекватность отражения конфликта
  • Определение сущности конфликта
  • Заключение

Информация о работе Характеристика конфликтологии как научной дисциплины