Гуманистическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога А. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию. В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление – трансперсональная психология.

Файлы: 1 файл

гуманистическая психология.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

Стоит отметить, что подобные эксперименты становятся первым в истории примером использования психологических  практик.

Важным элементом теории бихевиоризма является утверждение, что сознание не может являться предметом изучения психологии. Нет объективных инструментом для его описания. Поэтому Уотсон делает вывод, что бихевиористы должны изучать только то, что можно наблюдать извне. Важно подчеркнуть, что бихевиоризм не отрицает наличие сознания, но считает его невозможным для изучения.

В ходе своего развития у бихевиоризма появилось несколько направлений:

  1. Когнитивный бихевиоризм или необихевиоризм.

Концепция развития данного направления  бихевиоризма принадлежит Эдварду  Чейзу Толмену. Он проводил эксперименты на белых крысах, которых помещал в лабиринт. В нем Толмен помещал приманка, и крыса должна была найти к ней короткий путь. Когда крыса методом проб и ошибок находила приманку, ученый усложнял задачу, закрывая найденный ей проход перегородкой. Предполагалось, что животное начнет поиск заново, однако, большинство крыс сразу же находили приманку, и не проводило повторных исследований лабиринта.

Тогда Толмен вводит в изначальную формулу бихевиористов «стимул-реакция» промежуточное звено, которое называет когнитивной или познавательной картой. Именно этой переменной объяснялось то, что у крысы в ходе изначального исследования лабиринта возник целостный образ ситуации, на который она в последствие и ориентировалась.

  1. Теория оперантного поведения или оперантный бихевиоризм.

Теорию разработал Беррес Фредерик Скиннер, который возвращаясь к классической бихевиористской формуле «стимул-реакция», говорит о подкреплении реакции. То есть для того, чтобы закрепить нужную реакцию, необходимо закреплять не стимул, как это делал Уотсон, а реакцию.

Подкрепление реакций может  происходить искусственным и  естественным путем. Естественный вариант  связан с адаптивными процессами в среде. Такие реакции могут  прошиваться в основную базу инстинктов и работать наряду с ними.

Искусственное подкрепление хорошо демонстрируется  в дрессировке дельфинов. Выполняя упражнение, они получают награду  в виде пищи. Таким образом, у них  появляется желание выполнять это  упражнение, чтобы и в дальнейшем получить пищу. Поэтому перед выступлениями  дельфинов специально не кормят. Данные полученные в ходе изучения этого  направления в настоящий момент активно используется в американской системе образования.7

Достоинства бихевиоризма:

  1. Внес в психологию сильный крен в естественно научную сторону
  2. Ввел объективный метод
  3. Был чрезмерно расширен класс исследуемых объектов.
  4. Были значительно продвинуты отдельные разделы психологии – проблемы изучения, образование, образование навыков и другие. 
  5. Первые психотерапевтические техники

Недостатки бихевиоризма:

  1. Недоучет сложности психической деятельности
  2. Игнорирование процессов сознания
  3. Перенос результатов исследования на животных на человека
  4. Негуманные эксперименты
  5. Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. «Психология и педагогика»: Учебное пособие/Под ред. Э.В.Островского. - М.: Вузовский учебник, 2009.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. «Педагогика и психология». Москва: «Гардарики», 2004.
  3. Кашапов Р.Р. «Практическая психология». - Москва. «АСТ-ПРЕСС», 2008.
  4. Немов Р. С. «Психология». Учебник для студентов высших учебных заведений: в 3-х кн. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.
  5. http://www.studentu.ru

1 Островский Э.В., Чернышова Л.И. «Психология и педагогика»: Учебное пособие/Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2009.

2 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. «Педагогика и психология». Москва: «Гардарики», 2004.

3 Кашапов Р.Р. «Практическая психология.» - Москва: «АСТ-ПРЕСС», 2008.

4 Немов Р. С. «Психология». Учебник для студентов высших учеб. заведений: в 3-х кн. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.

5 Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. «Педагогика и психология». Москва: «Гардарики», 2004.

6 Островский Э.В., Чернышова Л.И. «Психология и педагогика»: Учебное пособие/Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2009.

7 http://www.studentu.ru


Информация о работе Гуманистическая психология