Гуманистическая психология как «третья сила» в американской психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:02, реферат

Краткое описание

Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях. Среди таких истоков можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента Вильгельма Вундта и предтечу гештальт-психологии. Ф.Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной (целостной), а не молекулярной характеристике.

Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах "стимул-реакция". Точно так же и Вильям Джеймс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность.

Файлы: 1 файл

гумманистическая психология.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

          Организм реагирует на определенное  феноменальное поле как организованное  целое. Это положение Роджерса противопоставляется функционализму, раскладывающему личность и познавательные процессы на отдельные составляющие, которые сами по себе этой целостности не представляют.

          Личность имеет одну основную  тенденцию и стремление - актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Организм движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адекватнее они выражаются в общении.

          Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру - Я-концепцию. Я - символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. Я-концепция - это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит Я или Мне. На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы на довербальном уровне... Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я»

          В структуру «Я» входят разные  ценности:

  1. непосредственно переживаемые организмом (Я воспринимаю своих родителей как людей, недовольных моим поведением) и
  2. интроецируемые у других, но в своем искажении, воспринимаемые как собственные, непосредственные (Я воспринимаю свое поведение как неудовлетворительное).
 

Здоровая  структура личности развивается  у ребенка, который не вынуждается  родителями искажать свой опыт.

          Всякий опыт и переживания  в жизни индивида подвергаются  различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются в отношении самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности.

Я-концепция  характеризуется:

  • областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);
  • структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;
  • конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;
  • защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;
  • напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;
  • уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;
  • реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

   Основанием  невроза служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его Я-концепции, самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней.

          В процессе психотерапевтической  работы, терапевт стремится к  тому, чтобы помочь человеку максимально  раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические  приемы, применяемые К. Роджерсом,  получили название индирективной  психотерапии, или "клиент-центрированный" психотерапии. Позднее термин "клиент-центрированная психотерапия" был заменен более подходящим - понятием "личностно-центрированная терапия". Роджерс полагал, что новое название будет в большей степени подходить для описания человеческих ценностей и взаимной зависимости, представления о которых лежали в основе разработанного им подхода, и что это название можно будет применять в других областях знания помимо консультирования и психотерапии. Именно этот акцент на субъективном, перцептивном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина. Восприятие рассматривается как их версия действительности.

         Основными условиями личностно-центрированного  подхода являются - эмпатия, конгруэнтность  и безусловное положительное  принятие клиента.

          Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность - это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Условие конгруэнтности консультанта означает, что он должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты (принятие клиента и умение ценить его право быть самим собой), клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт.

          Безусловное положительное отношение  (бескорыстная теплота, забота, высокая  оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента - любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы.

          Эмпатия - ощущение внутреннего  мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как  будто". Эмпатия - способность  человека эмоционально отзываться  на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств. "Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов Консультантам также следует сообщать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести поправки.

          Истинная эмпатия не имеет оценочного и диагностического качества, не означает прямого отражения слов клиента.

          К. Роджерс стремился к тому, чтобы в процессе психотерапевтической  работы помочь человеку максимально  раскрыться, реализоваться. Его психотерапия делает акцент на поддерживающей клиента эмпатии. Этим она отличается от обычной психотерапевтической установки, состоящей в том, что терапевт якобы знает истинные причины проблем клиента, а также знает, что нужно клиенту, чтобы стать лучше.

          Именно поэтому большинство терапевтов  пытаются заставить клиента видеть  вещи так, как их видит терапевт, т.е. прибегают к директивному  руководству, манипулируют мыслями,  чувствами, поступками, чтобы привести  клиента к тому, как он должен  мыслить, чувствовать, поступать.

          Роджерс верил, что при условии  безусловного положительного принятия  и понимания клиента, люди будут  осуществлять личностный рост  в направлении, которое является  для них единственно подходящим  и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться, поскольку взаимоотношения становятся подлинными, а подлинные взаимоотношения прекрасны тем, что полны жизни и смысла.

          Конкретно в практике консультирования  консультант добивается в диалоге с клиентом осмысления кризисной ситуации самим клиентом, которое в ходе последующих бесед может смениться переосмыслением данной ситуации и нахождением возможных путей выхода из нее.

          В чем состоит это изменение?

          В процессе психотерапии главной задачей является согласованность реального Я ("Какой я есть в моих представлениях и поступках") и объективного опыта. Чем больше согласия между описанием себя и объективным его отражением, тем меньше перцептивной защиты и более адекватно поведение. В ином случае у человека возникают невротические реакции. Открытие своему опыту позволяет привести в соответствие структуру Я с опытом личности.

          Теория терапии и личностного  изменения предполагает снятие  чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к нему терапевта. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным.

          Если индивид испытывает безусловное  положительное отношение к себе, если существует полное взаимопонимание  между клиентом и терапевтом, то в этом случае индивид  будет полностью функционирующей  персоной, будет открыт своему  опыту, который тем самым может быть доступен осознаванию, структура Я будет конгруэнтна опыту, будет гештальтом, гибко изменяющимся в процессе усвоения новых видов опыта.

          Большое место в психотерапии  отводится не когнитивным структурам, а эмоциям и аффектам.

Основные  принципы личостно-центрированной психотерапии:

  • используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;
  • необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется "лицом к лицу";
  • отсутствуют интерпретации, оценки и советы;
  • кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;
  • независимость, автономность клиента от терапевта;
  • результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;
  • подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.
 

Основной  целью личностно-центрированной психотерапии является достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий. 
 
 
 

Шарлота Бюлер. 

     Имя Шарлотты Бюлер (1893-1974) сегодня упоминают  в одном ряду с именами признанных авторитетов гумманистического  направления Карла Роджерса и  Абрахама Маслоу, как правило, отдавая  последним явное предпочтение, хотя созданную ими совместно Ассоциацию гуманистической психологии возглавила именно Ш. Бюлер.

     В истории психологии эта женщина  оставила яркий след, пройдя путь от любительского экспериментирования  с незамысловатыми диагностическими методиками до глубоких философских  обобщений о жизненном пути человека. Ее разносторонние научные интересы, объединенные общей гуманистической тенденцией исследования, воплотились в замечательные труды, ставшие в психологии классическими. 

     В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию  по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам. 

Информация о работе Гуманистическая психология как «третья сила» в американской психологии