Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:02, реферат
Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях. Среди таких истоков можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента Вильгельма Вундта и предтечу гештальт-психологии. Ф.Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной (целостной), а не молекулярной характеристике.
Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах "стимул-реакция". Точно так же и Вильям Джеймс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность.
Организм реагирует на
Личность имеет одну основную тенденцию и стремление - актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Организм движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адекватнее они выражаются в общении.
Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру - Я-концепцию. Я - символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. Я-концепция - это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит Я или Мне. На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы на довербальном уровне... Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я»
В структуру «Я» входят разные ценности:
Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажать свой опыт.
Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются в отношении самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности.
Я-концепция характеризуется:
Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его Я-концепции, самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней.
В процессе
Основными условиями личностно-
Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность - это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Условие конгруэнтности консультанта означает, что он должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты (принятие клиента и умение ценить его право быть самим собой), клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт.
Безусловное положительное
Эмпатия - ощущение внутреннего
мира клиента как своего
Истинная эмпатия не имеет оценочного и диагностического качества, не означает прямого отражения слов клиента.
К. Роджерс стремился к тому,
чтобы в процессе
Именно поэтому большинство
Роджерс верил, что при
Конкретно в практике
В чем состоит это изменение?
В процессе психотерапии главной задачей является согласованность реального Я ("Какой я есть в моих представлениях и поступках") и объективного опыта. Чем больше согласия между описанием себя и объективным его отражением, тем меньше перцептивной защиты и более адекватно поведение. В ином случае у человека возникают невротические реакции. Открытие своему опыту позволяет привести в соответствие структуру Я с опытом личности.
Теория терапии и личностного изменения предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к нему терапевта. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным.
Если индивид испытывает
Большое место в психотерапии
отводится не когнитивным
Основные принципы личостно-центрированной психотерапии:
Основной
целью личностно-центрированной психотерапии
является достижение человеком состояния
полностью функционирующей личности,
которое выражается посредством развития
таких качеств, как открытость переживаниям
и опыту, рациональность и отсутствие
стремления к самообороне, вовлечение
в экзистенциальный процесс жизни, взятие
на себя ответственности, творческое отношение
к жизни, принятие других людей как уникальных
личностей, высокая самооценка, открытое
и свободное реагирование на основе непосредственного
переживания событий.
Шарлота
Бюлер.
Имя
Шарлотты Бюлер (1893-1974) сегодня упоминают
в одном ряду с именами признанных
авторитетов гумманистического
направления Карла Роджерса и
Абрахама Маслоу, как правило, отдавая
последним явное предпочтение, хотя
созданную ими совместно
В
истории психологии эта женщина
оставила яркий след, пройдя путь от
любительского
В
1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию
по психологии мышления и получила
степень доктора философии. В том же году
ею было опубликовано оригинальное исследование,
посвященное детским фантазиям и сказкам.
Информация о работе Гуманистическая психология как «третья сила» в американской психологии