Гуманистическая психология как «третья сила» в американской психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:02, реферат

Краткое описание

Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях. Среди таких истоков можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента Вильгельма Вундта и предтечу гештальт-психологии. Ф.Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной (целостной), а не молекулярной характеристике.

Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах "стимул-реакция". Точно так же и Вильям Джеймс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность.

Файлы: 1 файл

гумманистическая психология.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

«История  психологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Тема: «Гуманистическая психология как «третья сила»  в американской психологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Огурцова Галина

Дистанционное отделение

Факультет психологии

1 курс 
 
 
 

 

Гуманистическая психология как «третья  сила» в американской психологии 
 

     В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название «гуманистической психологии», или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или  нео-бихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ и открыть новый взгляд на природу психики человека. 

Истоки  гуманистической психологии

 

     Как и любое другое теоретическое  направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки  в более ранних психологических  концепциях. Среди таких истоков  можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента  Вильгельма Вундта и предтечу гештальт-психологии. Ф.Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной (целостной), а не молекулярной характеристике.

     Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к  своим элементарным формам и объяснено  в терминах "стимул-реакция". Точно  так же и Вильям Джеймс настаивал  на необходимости обращения к  сфере сознания и учета целостного характера психики человека. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность.

     Гештальт-психологи также подчеркивали необходимость целостного подхода к изучению сознания. Вопреки почти всеобщему господству бихевиоризма в психологии того времени, им удалось утвердить важность изучения сознания как законной и плодотворной для психологии сферы.

     Корни гуманистической психологии можно  проследить и в психоанализе. Адлер, Хорни, Эриксон и Олпорт в противовес позиции Фрейда настаивали на том, что  человек – существо, прежде всего, сознательное и наделенное свободой воли. Эти "отступники" ортодоксального психоанализа видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали в личности человека, прежде всего, творческую способность человека самому формировать свое «Я».

     В целом, можно сказать, что все  эти направления воплощают новый  дух времени. Появление гуманистической  психологии отражает растущую неудовлетворенность, особенно обострившуюся с начала 60-х годов, механистическим и материалистическим характером всей западной культуры в целом. В этот временной момент зародилась так называемая контр-культура 60-х, базовые ценности которой были созвучны основным положениям гумманистической психологии: ориентация на реализацию личности, вера в возможность совершенствования человека, подчеркивание ориентации на настоящий момент в жизни, тенденция к максимальному самораскрытию человека и свободное выражение  внутреннего мира и переживаний. 
 

Природа гуманистической психологии

 

     С точки зрения гуманистической психологии, бихевиоризм представляет собой  узкий, искусственно созданный и  предельно обедненный взгляд на природу  человека. Акцент бихевиоризма на внешнем  поведении лишает образ человека подлинного смысла и глубины, дегуманизирует его, ставя на один уровень с животным или машиной. Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды, считая, что человека нельзя полностью объективировать, просчитать и свести к совокупности элементарных актов типа "стимул-реакция".

     Бихевиоризм не был единственным противником  гуманистической психологии. Она  также подвергала критике элементы жесткого детерминизма во фрейдовском психоанализе: преувеличение роли бессознательного и, соответственно, недостаточное внимание к сознательной сфере, а также преимущественный интерес к отклонениям от нормы, а не к людям с нормальной психикой.

     Если  прежде психологов больше всего интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств, считая что сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики и оставив в стороне такие чувства, как радость, удовлетворение и тому подобные, психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и составляют человеческое существо.

     Именно  поэтому в ответ на явную ограниченность, как бихевиоризма, так и психоанализа, гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека, «третью силу» в психологии. Она как раз и призвана была  заняться изучением тех аспектов психики, которые прежде не замечали или игнорировали. 
 

Основные  принципы гуманистической  психологии

 

     Гуманистическая психология - направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально  важных для понимания природы  человека положений. К нему традиционно  относят такие концепции, как  теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.

          Каждая из названных теорий  использует свой собственный  понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее, не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов. 

Такими  принципами являются:  

  • Принцип развития, который означает, что человек  постоянно стремится к новым  целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
  • Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
  • Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
  • Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
  • Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его(человека) развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
  • Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
  • Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся  личностей.
 
 

Основные  концепции гумманистической психологии. 

Теория  личностных черт Г. Олпорта

 

     Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому:

1. люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации;

2. каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей  

          В своей персонологической концепции  Г. Олпорт рассматривает человека  как сложную «открытую» систему,  в иерархической организации  которой он выделяет следующие  интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

          Особое место в этой сложно  организованной системе занимает  мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.

          Принцип так называемого гомеостазиса - стремления к устранению напряжения - применим лишь к низшему уровню  мотивационной системы (мотивам нужды). Формы истинно личностного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, актуализация чувства инициативности и ответственности и др.) не укладываются в формулу гомеостазиса. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию - характерные черты мотивов развития.

          Системы высших мотивов входят  в центральное ядро личности  «Я» и преобразуются в системы  ценностей человека. Стремление  к самоактуализации и самореализации  относятся к мотивам развития  и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.

          «Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей»

          Развитие личности по Олпорту  ассоциируется с динамикой мотивационной  системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.

          Принцип функциональной автономии  мотивов позволяет рассматривать  новые мотивы как самостоятельные  единицы психики человека, относительно  независимые от более ранних  форм (инстинктов и рефлексов).

          Введением этого принципа Олпорт  противопоставляет свой взгляд  на мотивационную структуру личности  бихевиористической точке зрения, согласно которой новые мотивы (драйвы) возникают в результате  сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения поведенческой психологии высшие, духовные потребности человека являются дериватами его органических состояний. Так, по словам необихевиористов Н. Миллера и Д. Долларда вторичные побуждения «служат фасадом, за которым скрыты функции лежащих в их основе врожденных побуждений».

          Образование новых мотивов Олпорт  объясняет превращением средств  деятельности в ее цели и  мотивы. Иными словами, объекты  и действия, которые некогда выступали  для человека лишь в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу.

          Развитие мотивационной сферы  в единстве с формированием  обобщенных навыков поведения  ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами.

Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком  диапазоне ситуаций. Это такие  психологические особенности, которые  преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.

          Черты рассматриваются Олпортом  в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

          Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.

          Главной целью психологии личности  Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. «Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы».

Информация о работе Гуманистическая психология как «третья сила» в американской психологии