Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:02, реферат
Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях. Среди таких истоков можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента Вильгельма Вундта и предтечу гештальт-психологии. Ф.Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной (целостной), а не молекулярной характеристике.
Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах "стимул-реакция". Точно так же и Вильям Джеймс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность.
«История
психологии»
Реферат
Тема:
«Гуманистическая психология
как «третья сила»
в американской психологии»
Выполнила: Огурцова Галина
Дистанционное отделение
Факультет психологии
1 курс
Гуманистическая
психология как «третья
сила» в американской
психологии
В
60-е годы XX века в американской психологии
возникло новое направление, получившее
название «гуманистической психологии»,
или «третьей силы». Это направление,
в отличие от неофрейдизма или
нео-бихевиоризма, не было попыткой ревизии
или адаптации к новым условиям какой-либо
из уже существующих школ. Напротив, гуманистическая
психология намеревалась выйти за пределы
дилеммы бихевиоризм-психоанализ и открыть
новый взгляд на природу психики человека.
Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях. Среди таких истоков можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента Вильгельма Вундта и предтечу гештальт-психологии. Ф.Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной (целостной), а не молекулярной характеристике.
Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах "стимул-реакция". Точно так же и Вильям Джеймс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность.
Гештальт-психологи также подчеркивали необходимость целостного подхода к изучению сознания. Вопреки почти всеобщему господству бихевиоризма в психологии того времени, им удалось утвердить важность изучения сознания как законной и плодотворной для психологии сферы.
Корни гуманистической психологии можно проследить и в психоанализе. Адлер, Хорни, Эриксон и Олпорт в противовес позиции Фрейда настаивали на том, что человек – существо, прежде всего, сознательное и наделенное свободой воли. Эти "отступники" ортодоксального психоанализа видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали в личности человека, прежде всего, творческую способность человека самому формировать свое «Я».
В
целом, можно сказать, что все
эти направления воплощают
С точки зрения гуманистической психологии, бихевиоризм представляет собой узкий, искусственно созданный и предельно обедненный взгляд на природу человека. Акцент бихевиоризма на внешнем поведении лишает образ человека подлинного смысла и глубины, дегуманизирует его, ставя на один уровень с животным или машиной. Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды, считая, что человека нельзя полностью объективировать, просчитать и свести к совокупности элементарных актов типа "стимул-реакция".
Бихевиоризм не был единственным противником гуманистической психологии. Она также подвергала критике элементы жесткого детерминизма во фрейдовском психоанализе: преувеличение роли бессознательного и, соответственно, недостаточное внимание к сознательной сфере, а также преимущественный интерес к отклонениям от нормы, а не к людям с нормальной психикой.
Если прежде психологов больше всего интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств, считая что сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики и оставив в стороне такие чувства, как радость, удовлетворение и тому подобные, психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и составляют человеческое существо.
Именно
поэтому в ответ на явную ограниченность,
как бихевиоризма, так и психоанализа,
гуманистическая психология с самого
начала создавала себя как новый взгляд
на природу человека, «третью силу» в психологии.
Она как раз и призвана была заняться
изучением тех аспектов психики, которые
прежде не замечали или игнорировали.
Гуманистическая психология - направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
Каждая из названных теорий
использует свой собственный
понятийный аппарат, создает оригинальные
представления о внутреннем мире человека
и его развитии в процессе жизни, проверяет
и обосновывает данные, полученные в ходе
эмпирических исследований, и в процессе
психотерапевтической работы с клиентами.
Различия, существующие между теориями,
тем не менее, не являются препятствием,
которое не позволило бы рассмотреть их
с позиции общеметодологических принципов.
Такими
принципами являются:
Основные
концепции гумманистической
психологии.
Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому:
1. люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации;
2. каждый
единичный человек уникален, непохож по
своему психическому складу (системе черт)
на других людей
В своей персонологической
Особое место в этой сложно
организованной системе
Принцип так называемого
Системы высших мотивов входят
в центральное ядро личности
«Я» и преобразуются в системы
ценностей человека. Стремление
к самоактуализации и
«Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей»
Развитие личности по Олпорту
ассоциируется с динамикой
Принцип функциональной
Введением этого принципа
Образование новых мотивов
Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами.
Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.
Черты рассматриваются
Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.
Главной целью психологии
Информация о работе Гуманистическая психология как «третья сила» в американской психологии