Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:02, реферат
Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях. Среди таких истоков можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента Вильгельма Вундта и предтечу гештальт-психологии. Ф.Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной (целостной), а не молекулярной характеристике.
Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах "стимул-реакция". Точно так же и Вильям Джеймс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность.
Неповторимость каждого
Олпорт характеризует свою
Выделяя общие принципы
Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой.
Он выделяет три стадии в развитии единства личности:
На
первой стадии ребенок функционирует
как динамическое единство, почти во всех
ситуациях отвечает как целое, по принципу
"все или ничего".
На
второй стадии это динамическое единство
нарушается и возникает дифференциация,
расчлененность отдельных мотивационных
компонентов (в подростковом возрасте
неструктурированными могут оказаться
цели, мотивы, установки).
На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры «Я».
«С развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания». Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща «Я». «Я» является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность» (Олпорт).
Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность «Я» максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности «Я». Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность «Я» была максимальной.
Проблема развития личности является центральной для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психологи - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую «растущую верхушку» общества.
Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.
Научные устремления Маслоу
А. Маслоу критически
Одно из центральных мест в
теории Маслоу занимает
Мотивация как движущая сила
развития личности
Не смотря на то, что потребность
человека быть тем, кем он
может быть, является врожденной,
она остается потенциальной до
тех пор, пока для ее
Вся же иерархия потребностей выглядит следующим образом:
В более поздних работах положение о последовательности
удовлетворения потребностей было пересмотрено
и дополнено следующим тезисом: если в
прошлом потребности индивида в безопасности,
любви и уважении были полностью удовлетворены,
он обретает способность стойко переносить
лишения в этой сфере и актуализировать
себя, несмотря на неблагоприятные условия.
Основными составляющими психического здоровья личности являются:
Существуют положительная и
В целом, здоровую личность, Маслоу описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного, он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.
Помимо личностных качеств он
выделяет когнитивные и
Выделяются и особые социально-
Потребность в
Теоретические выводы
Концепция Абрахама Маслоу
Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам.
Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально.
Организм реагирует на
Оно раскрывается через следующие три принципа:
В психологическом смысле реальность - это личный мир восприятий человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.
Информация о работе Гуманистическая психология как «третья сила» в американской психологии