Гуманистическая психология как «третья сила» в американской психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:02, реферат

Краткое описание

Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях. Среди таких истоков можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента Вильгельма Вундта и предтечу гештальт-психологии. Ф.Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной (целостной), а не молекулярной характеристике.

Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах "стимул-реакция". Точно так же и Вильям Джеймс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность.

Файлы: 1 файл

гумманистическая психология.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

          Неповторимость каждого индивида  выражается им через введение понятия личностной диспозиции как слияния нескольких черт в неповторимый гештальт. В этом смысле личность можно изучать исследования. Однако он предлагает исследовать личность не только с помощью идиографических методов, получая уникальное знание об индивиде, а и номотетическими методами, утверждая универсальные законы и закономерности.

          Олпорт характеризует свою теорию  как «конкретно приложимую к  бесконечно разнообразным формам  личностного существования и  в то же время достаточно абстрактную для того, чтобы служить в качестве унифицирующего принципа для новой отрасли науки».

          Выделяя общие принципы развития  личности (например, принцип функциональной  автономии мотивов, общие качества  личности - черты, установки «Я»),  мы неизбежно пользуемся номотетическим методом анализа научных данных. Но при качественном анализе личности, мы сталкиваемся со своеобразной организацией ее свойств и качеств, уникальным стилем поведения, строением структуры «Я». Исследование личности под таким ракурсом требует применения идиографического метода, использующего понятия «особенный», «единичный», «индивидуальный». Индивидуальным может быть не только особое сочетание неповторимых черт личности, но и путь, направление ее развития, при этом сам принцип перехода от стадии к стадии остается общим.

   Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой.

   Он  выделяет три стадии в развитии единства личности:

  • детская стадия;
  • стадия относительной дифференциации;
  • стадия интегрированного единства.
 

На  первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего".  

На  второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки).  

На  третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры «Я».

         

     «С  развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания». Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща «Я». «Я» является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность» (Олпорт).

          Олпорт считал, что критерием  проявления единства личности  является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность «Я» максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности «Я». Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность «Я» была максимальной.

           

     Проблема  развития личности является центральной  для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько  с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психологи - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Теория  самоактуализации А. Маслоу

 

     Теория  личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую «растущую верхушку» общества.

          Научная среда, повлиявшая на  теорию Маслоу, значительна и  разнообразна. Живя в Нью-Йорке,  он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.

          Научные устремления Маслоу были  многогранны. Он занимался вопросами  поведения приматов с позиций  бихевиоризма, вопросами женской  сексуальности, антропологическими исследованиями индейцев; вел тренинговые группы.

          А. Маслоу критически относился  к психологии того времени,  изучавшей психику человека в  основном на патологическом материале.  Он же предполагал заниматься  только здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения «анализа по единицам».

          Одно из центральных мест в  теории Маслоу занимает проблема  мотивации. Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму.

          Мотивация как движущая сила  развития личности рассматривалась  им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.

          Не смотря на то, что потребность  человека быть тем, кем он  может быть, является врожденной, она остается потенциальной до  тех пор, пока для ее актуализации  не возникнут особые условия.  Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. «Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план» (Маслоу).

Вся же иерархия потребностей выглядит следующим  образом:

  1. физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;
  2. потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;
  3. потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;
  4. потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;
  5. потребность в самоактуализации.
 

         В более поздних работах положение о последовательности удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать себя, несмотря на неблагоприятные условия.  

Основными составляющими психического здоровья личности являются:

  1. стремление быть всем, чем человек может быть,
  2. стремление к гуманистическим ценностям.

          Существуют положительная и отрицательная  стороны самоактуализации, где последняя  ведет к крайнему индивидуализму  и автономии. При положительной  стороне самоактуализации, некоторая  относительная независимость от  окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.

          В целом, здоровую личность, Маслоу  описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного, он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.

          Помимо личностных качеств он  выделяет когнитивные и перцептивные  особенности самоактуализирующейся  личности - четкое и ясное восприятие  окружающей действительности, его  нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.

          Выделяются и особые социально-психологические  и коммуникативные характеристики  самоактуализирующейся личности - проявление  положительных эмоций в общении  с другими людьми, демократичность.

          Потребность в самоактуализации  по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.

          Теоретические выводы распространяются  и на понимание роли психотерапии. По его мнению, психотерапевтическая  деятельность имеет неограниченные  возможности, но может быть  полезна только с точки зрения  коррекции, она не способна  возвратить то, что было утрачено человеком в течение многих лет. Большое психотерапевтическое значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. В идеале изменение общества виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людей в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим. «Я давно отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род путем индивидуальной психотерапии. Это не выполнимо. Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее, я обратился ради достижения своих утопических целей, к образованию, которое должно быть распространено на весь человеческий род».

          Концепция Абрахама Маслоу повлияла  на развитие психологической  науки, а также на криминологию, менеджмент, психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем,  что его теория воспринималась  не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека. 

Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

 

     Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что  индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам.

     Это индивидуальное пространство было названо  феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а  включает в себя все, что чувствует  человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально.

          Организм реагирует на окружение  так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера - восприятие событий является реальной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.

Оно раскрывается через следующие три принципа:

  • поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;
  • человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;
  • люди по природе добры и стремятся к совершенству.
 

   В психологическом смысле реальность - это личный мир восприятий человека. В психотерапии изменение сферы  восприятия, психической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.

Информация о работе Гуманистическая психология как «третья сила» в американской психологии