Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:48, курсовая работа
Гештальт-терапия (от нем. Gestalt — фигура, образ, целостность, личность) — направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальттерапии внесли также Изидор Фром, Ирвин и Мариам Польстеры, Джозеф Зинкер, Джон Энрайт, Серж Гингер и др. Основными принципами являются актуальность (работа в настоящем), стремление к развитию осознанности и развитие способности принимать ответственность за свою жизнь (Клаудио Наранхо. Гештальттерапия. — Модек, 1995). Гештальттерапия в современной практике — подход, построенный на основе философской феноменологии и гештальтпсихологии (теории поля).
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Гештальт: источники и базовые принципы................................................5
Свойства Гештальта.....................................................................................11
Понятие « Self » в гештальте........................................................................14
Цикл контакта................................................................................................24
Срывы контакта, понятие о сопротивлении в гештальт-терапии............30
Гештальттерапия. От метода к техникам...................................................70
Заключение....................................................................................................74
Список использованной литературы….………………………………….75
- работа на смягчение «я-концепции».
Гештальттерапия.
От метода к техникам.
Гештальт метод организован
вокруг работы по осознанию ("awareness")
явлений, которые происходят на границе
контакта, чтобы способность осуществлять
творческое приспособление при контакте
с окружающей средой могла восстановиться.
Техники являются приемами, позволяющими
реализовывать фундаментальный метод.
Создание контекста Будь
это диадические или групповые отношения,
ситуация определяется прежде всего установлением
терапевтического контекста: рамки, условия
встреч, частота и продолжительность сеансов,
гонорары и т.д. Все эти условия контекста
могут на самом деле рассматриваться как
экспериментальные, потому что они должны
быть приспособлены к каждому пациенту.
Формы, в которые терапия может облекаться,
могут меняться с каждым новым пациентом,
также как они могут меняться в зависимости
от чувствительности и личного опыта каждого
терапевта: с некоторыми пациентами связь
будет, главным образом, словесная, с другими
возможно обращение к выразительным формам
и невербальному общению, такому как рисунок,
движение, лепка, звук и т.д. Техники - не
являются самоцелью, а лишь обозначают
различные подходы и пути экспериментирования.
Экспериментирование Эксперимен
В ходе терапии субъекту предлагается
не ограничиваться рассказом, а превратить
свои слова в действия, развертывающиеся
в "здесь-и-теперь" ситуации. Это экспериментирование
является своего рода структурой, навязанной
терапевтом. Оно имеет смысл, только если
оно полностью соотносится с опытом, который
воспроизводит пациент. Экспериментирование
манипулирует различными параметрами,
чтобы благодаря расширению поля найти
в контакте новизну, восстановленные возможности
идентификации и отвержения, творческое
приспособление.
Эксперименты могут быть разного порядка,
например:
а) Эксперимент может быть сфокусирован
на росте осознаваемого, на "awareness",
когда терапевт предлагает, например,
осознать свое дыхание или ту или иную
часть тела.
б) Эксперимент может позволить исследовать
тему, изложенную клиентом в скрытой форме,
например, когда терапевт предлагает привести
в действие метафору, которую он только
что употребил..
Это исследование может пройти через усиление
и акцентирование употребленных слов
и жестов ("Не можете ли Вы попытаться
повторить это, усиливая жест, который
Вы едва уловимо делаете?") В экспериментировании
могут быть обнаружены модельные условия,
позволяющие получить информацию "о
том, что произойдет" в определенных
ситуациях, которые трудно или невозможно
смоделировать в действии. Тогда привлекаются
некоторые формы проекции, чтобы исследовать
фантазии, катастрофические ожидания,
незавершенные ситуации или "застывшие"
ситуации, разрешение которых кажется
невозможным.
Экспериментирование также предоставляет
возможности для исследования разных
типов границ собственного "Я" и контакта:
пределы проявления себя, границы самовыражения,
привычек, пороги ощущений и телесных
движений, ценностей и т.д.
Здесь и теперь Если существует понятие, которое
ассоциируется с гештальттерапией до
такой степени, что иногда становится
ее лозунгом, так это происходит со "здесь
и теперь". Речь не идет о том, чтобы
считать, что прошлое не интересно и что
будущее всего лишь фантазия, но о том,
чтобы сконцентрировать внимание клиента
на факте, что "именно теперь ты вспоминаешь"
или что "именно теперь ты предвосхищаешь
события". Это воспоминание, которое
приходит теперь, освещает настоящее новым
светом, также как настоящее освещает
воспоминание, пришедшее ему навстречу.
Если экспериментирование может открыть
доступ к некоторым решениям и к осуществлению
творческих контактов, то только в настоящем
это сможет произойти. Незавершенные ситуации
прошлого, если они могут найти завершение
в настоящем, конечно, не встретят ни адекватных
партнеров, ни соответствующих временных
обстоятельств, но в "теперь" они
смогут помочь создать модальности контакта,
которые изменят опыт клиента.
Работа со сновидениями Ф. Перлз рассматривал различные
элементы сна как проекцию отдельных частей
личности человека, видящего сон. Речь
шла об обнаружении "экзистенциального
послания", с которым спящий обращается
к самому себе, например, через импровизированные
диалоги между различными элементами
сна, как одушевленными, так и неодушевленными.
Для этого субъекту предлагалось последовательно
идентифицировать себя с разными элементами
сна таким образом, чтобы присвоить обратно
свои проекции.
Изидор Фром предложил другой подход к
работе со снами. Сон рассматривается
в его контексте, который, в свою очередь,
является контекстом терапии; подчеркивается
тот факт, что личный сон рассказан данному
терапевту в этот данный момент терапии.
Рассказать сон своему терапевту это значит
поведать ему что-то такое, чего сам клиент
не знает и не сумел бы ему рассказать
другому.
Содержание сна тогда рассматривается
как бы построенное в основном из ретрофлексивного
материала и в особенности из ретрофлексии,
возникших в течение предыдущего сеанса,
которые таким образом пытаются проявиться
сначала во сне, потом в пересказе сна
данному адресату.
Терапевт уделяет особое внимание снам,
которые снились ночью, следующей за сеансом.
Но сон может быть также "построен"
ночью, предшествующей сеансу, как какого-то
рода подготовка к будущему сеансу.
Сон находит, таким образом, благодаря
Изидору Фрому свое место среди средств,
дающих возможность работы с явлениями
границы, контакта и нарушениями функций
границы.
Телесная работа Гештальттерапию иногда относят
к "эмоциональным", "психотелесным"
терапиям, или "соматотерапиям". Гештальт-терапевт
старается подойти к опыту пациента во
всей его целостности. Итак, это значит,
что терапевт принимает в расчет телесные
и эмоциональные измерения, также как
познавательные, интеллектуальные, поведенческие,
сновидные, связанные с воображением,
экспрессивные и другие характеристики
пациента, с которыми терапевт работает,
и что он может пользоваться этими измерениями,
чтобы войти в контакт с пациентом.
Но это также значит, что терапевт не разделяет
то, что наш язык научил нас разделять:
например, что "тело" - это одно, а
"ум" - это другое. "Тело" или
"эмоция" представляют из себя частные
модальности опыта человека. При патологических
процессах эти модальности иногда носят
фрагментарный или изолированный характер
и, безусловно, их не следует рассматривать
по отдельности, если мы хотим помочь человеку
восстановить их единство.
Заключение
Гештальттерапия выдвигает на первый
план осознание того, что происходит в
настоящий момент на разных неразрывно
связанных между собой уровнях: телесном,
эмоциональном и интеллектуальном. То,
что происходит "здесь и теперь",
является полноценно протекающим опытом,
затрагивающим организм во всей его целостности.
Этот опыт также содержит в себе воспоминания,
предшествующий опыт, фантазии, незавершенные
ситуации, предвидения и намерения.
То, что происходит в настоящий момент
- это опыт контакта с другими людьми и
с окружающей средой. Психотерапевтический
процесс концентрируется на осознавании
того способа, которым субъект может нарушить
этот опыт, игнорировать свои потребности
и желания или отказаться от них, постоянно
воспроизводить предшествующие ситуации,
прерывать процесс творческого приспособления
к окружающей среде. Это дает возможность
пережить новый опыт контакта с вновь
найденными знаниями и ясно определенными
актуальными потребностями и осознать
свою способность совершать выбор.
Активация тела углубляет происходящий
опыт и делает его более динамичным. Это
также позволяет создать более благоприятные
условия для развития, интеграции и изменения,
для становления целостности личности
Гештальттерапия - это анализ процесса
существования самого себя и своего присутствия
в мире, анализ, способствующий созданию
гибких и адекватных форм сознания и поведения
и порождающий творческую ответственность.
Список использованной
литературы
1. Мазур Е. С. (1996) Концепция незавершенных
действий в гештальт-терапии //Гештальт-95.
Сборник материалов Московского гештальт-института
за 1995 год. - М.: МГИ.
2. НаранхоК. (1995) Гештальт-терапия. -Воронеж: Модэк.
3. Немиринский О. В. (1999) Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике // Гештальт-98. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1996 год. - М.: МГИ.
4. Окландер В. (1997) Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.: Класс.
5. Перлз Ф. С. (1996) Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М.: Либрис.
6. Перлз Ф. С, (1997) Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. - М.: Академия, СПб.: XXI век.
7. Польсгер И. (1999) Обитаемый человек. - М.: Класс.
8. Польстер И., польстер, М. (1997) Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики - М.: Класс.
9. Резник Р. (1997) Интервью британскому гештальт-журналу // Гештальт-96. Сборник материалов Московского гештальт-инстатута за 1996 год. - М.: МГИ.
10. Робин Ж.-М. (1996) Гештальт-терапия. - М.: МГИ.
11. Рудестам К. (1990) Групповая психотерапия. - М.: Прогресс-Универс.
12. Фром И. (1995) Гештальт-терапия и гештальт // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. - М.: МГИ.
13. Фюр Р. (1995) Тезисы о гештальт-педагогике // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. - М.: МГИ.
14. Хломов Д. Н. (1995) Психотерапевтический анализ реабилитации лиц с алкогольной зависимостью // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. -М.: МГИ.
15. Энрайт Д. (1994) Гештальт ведущий к просветлению. - СПб.: Центр гуманистических технологий “Человек”.