Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:48, курсовая работа
Гештальт-терапия (от нем. Gestalt — фигура, образ, целостность, личность) — направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальттерапии внесли также Изидор Фром, Ирвин и Мариам Польстеры, Джозеф Зинкер, Джон Энрайт, Серж Гингер и др. Основными принципами являются актуальность (работа в настоящем), стремление к развитию осознанности и развитие способности принимать ответственность за свою жизнь (Клаудио Наранхо. Гештальттерапия. — Модек, 1995). Гештальттерапия в современной практике — подход, построенный на основе философской феноменологии и гештальтпсихологии (теории поля).
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Гештальт: источники и базовые принципы................................................5
Свойства Гештальта.....................................................................................11
Понятие « Self » в гештальте........................................................................14
Цикл контакта................................................................................................24
Срывы контакта, понятие о сопротивлении в гештальт-терапии............30
Гештальттерапия. От метода к техникам...................................................70
Заключение....................................................................................................74
Список использованной литературы….………………………………….75
Цикл контакта.
Цикл контакта, или цикл опыта,
или цикл удовлетворения потребности
– схема, придуманная для описания процесса
контакта человека с внешней средой. Данный
процесс включает ряд событий: восприятие
новизны; оценку ее привлекательности
или нежелательности в данный момент;
действия, направленные на творческое
приспособление к ней: на ее ассимиляцию,
если она желательна, или ликвидацию, если
она нежеланна, вредна или является излишней.
Впервые цикл удовлетворения потребностей
был описан полом Гудманом во второй части
знаменитой монографии «Гештальт-терапия»
(Perls F., Hefferline R., Goodman P., 1951).
Его схема, многократно модифицируемая
в дальнейшем многими гештальтистами,
позволяет описать изменения фигур и фона
в циклическом процессе создания и разрушения
Гештальта с точки зрения Self (субъекта,
организма), который является основным
действующим лицом в данной «пьесе». Чтобы
подчеркнуть уникальность происходящих
событий, объяснить бесчисленное количество
вариантов, по которым может разворачиваться
сценарий, в данном контексте Self (главного
героя) иногда называют словом личность
– «въевшиеся» особенности мышления индивидуума,
сохраняющиеся приблизительно неизменными
всю жизнь; способ организации опыта индивида
.
Гудман исходил из того, что организм не
может поддерживать свое существование
без ассимиляции чего-либо из среды, без
роста и без выделения в среду излишков
– без умирания. Незавершенные физиологические
ситуации периодически возбуждают границу
контакта в связи с неким дефицитом или
избытком.
В дальнейшем он экстраполировал свою
теорию и на социальные, психологические
события, что, собственно, и придает ей
принципиальное значение для психотерапии.
Гудман подчеркивает повторяемость,периодичность
данного процесса и условно разделяет
его на фазы, соответствующие смене фигуры
и фона. Его идею удобно рассматривать
с помощью графика.
На оси абсцисс откладывается
время (любой процесс требует времени);
на оси ординат – интенсивность проявлений
Self. Речь идет об энергии, необходимой
для построения Гештальта, которая черпается
как из организма («энергия потребности»),
так и поступает из внешней среды – от
объекта, способного удовлетворить потребность.
При наблюдении за протеканием цикла контакта
другого человека мы судим об интенсивности
проявлений Self по интегральной сумме таких
феноменологически наблюдаемых признаков,
как изменение дыхания, вегетативные реакции,
изменения мышечного тонуса, тембра, громкости
и содержания речи, а так же движений (включая
мимические и пантомимические). Все эти
сигналы можно рассматривать как экспрессивные
– знаки, направленные на проявления человека
вовне.
При этом приращение Self ( SD) – метафорическое
обозначение роста, обозначающее, что
при творческой ассимиляции новизны человек
изменился, присвоил нечто из внешней
среды.
Данная кривая не имеет математического
смысла, и изменение человека ( SD) происходит
в режиме Personality; нам чаще приходится слышать
об изменении от самого человека или наблюдать
его результат впоследствии, нежели непосредственно
видеть его как результат завершенного
контакта.
Гудман условно разделяет цикл на четыре
части:
1. Преконтакт. Фигурой являются все более
явные сигналы восприятия, сообщающие
о пробуждении потребности: это могут
быть ощущения, идущие изнутри организма
и переживаемые как своего рода «голод»,
или восприятие чего-то во внешней среде,
что пробуждает потребность. Остальные
телесные переживания и сигналы внешнего
мира являются фоном. Это восприятие ситуации
«как она есть», с заложенными в ней возможностями.
В ходе преконтакта возникает известное
возбуждение, необходимое для построения
ясного Гештальта – фигуры потребности.
2. Контактинг. С момента осознания потребности
место фигуры начинают завоевывать «возможности»
ее удовлетворить: те одушевленные или
неодушевленные объекты, которые привлекают
внимание. На этом этапе личности придется
проделать работу:
Именно в этом месте
первую скрипку начинают исполнять
эмоции, позволяющие осуществить
выбор. По ходу выбора вариантов тело
и потребность уходят в фон: внимание
захвачено событиями внешнего мира.
3.Финальный контакт. Желанный
объект достигнут; фигурой внимания становится
собственно взаимодействие субъекта и
объекта. Все, кроме «Я и Ты», уходит в фон.
Граница между ними растворяется, и в спонтанном
единении ощущений, чувств, мыслей и движения
происходит, собственно, реализация потребности.
В данный момент, когда субъекту приходится
отпустить всякую произвольность и контроль,
чтобы граница между ним и объектом могла
раствориться, часто бывает затруднительно
дифференцировать фон и фигуру.
4.Постконтакт. В
качестве фигуры начинает снова выплывать
«Я» - те ощущения, переживания, которые
свидетельствуют, что потребность удовлетворена,
и мысли по этому поводу. Гештальт завершается.
Человек ассимилирует – присваивает и
переваривает – новизну, а так же опыт,
связанный с ее достижением. Фигуры окружающего
мира и сама потребность становятся фоном.
Человек отпускает завершившееся и готов
делать что-то другое.
Чаще всего в терапии рассматривают циклы
контакта именно в контексте их срывов,
тех бесчисленных факторов, которые мешают
удовлетворить потребность, не дают состояться
контакту, - сопротивлений.
Все функции Self имеются в наличии все время,
но актуализируются в большей или меньшей
степени в зависимости от фазы цикла. Принято
считать, что на преконтакте первая скрипка
принадлежит Id: ощущениям, влечениям, потребностям.
В контактинге Self функционирует преимущественно
в режиме Ego, ведь ориентация и выбор –
его прерогативы. На финальном контакте
все функции Self максимально актуализированы,
но в весьма специфическом проявлении.
Для описания функционирования Self на финальном
контакте Гудманом введен термин middle mode,
средняя модальность, обеспечивающая
диалоговый режим – и не активный, и не
пассивный. На постконтакте, Personality полностью
вступает в свои права, обогащая опыт присвоенной
новизной. Не все гештальтисты в равной
мере любят пользоваться инструментом
под названием «цикл контакта Гудмана».
Некоторые школы предпочитают другой
инструментарий (чаще всего, анализ сопротивлений,
не соотнося их с фазами цикла контакта
вовсе). Большинство же не хочет отказываться
от удобной схемы, но пользуется более
современными ее модификациями или придумывают
свой собственный способ изображать цикл
контакта.
Часто цикл контакта изображается в виде
круга, отражая циклическую, повторяющуюся
природу опыта или витка спирали (Дж. Латнер),
подчеркивающего развитие (С. Гингер, А.
Гингер, 1999, с.132). наиболее популярным, пожалуй, является
цикл контакта Дж. Зинкера. Он представляет
собой изображение волны и накладывается
на те же оси, что и цикл Гудмана, но в отличие
от него симметричен.
Дж. Зинкер выделяет шесть этапов цикла
контакта: ощущение, осознание, мобилизация
энергии, действие, контакт и отход (О.
Zinker, 1977, p.99). Если сопоставлять с гудмановским
циклом, то ощущение и осознание относятся
к преконтакту, мобилизация энергии и
действие к контактингу, контакт соответствует
финальному контакту, а отход – постконтакту
и ассимиляции. Пожалуй, специальное внимание,
которое Зинкер уделяет фазе отхода, выгодно
отличает его цикл от других: тем самым
привлекается внимание к возврату в «нулевую
точку», к «творческой пустоте», позволяющему
открыться к новому опыту. Цикл контакта
– ритмический процесс, и период «отхода»
- столь же необходимая часть, как и период
«контакта». Цикл контакта Зинкера имеет
особенную привлекательность для тех
специалистов, кто занят непосредственно
гештальт-терапией и организационным
консультированием в Гештальт-подходе.
Срывы контакта, понятие
о сопротивлении в гештальт-
К сожалению, далеко не всякая потребность
оказывается удовлетворенной, даже когда
на ее реализацию потрачено немало сил.
Часть из них не утоляется по причинам,
коренящимся во внешней среде: ведь не
секрет, что «пряников сладких всегда
не хватает на всех». Потребности среды
часто не совпадают с потребностями индивида,
да и возможности (ресурсы) среды не безграничны;
добыть воду в пустыне совсем не то же
самое, что в Карелии. Но изменить среду
не может даже самый замечательный терапевт.
Это некая экзистенциальная заданность,
реальность, с которой надо считаться
обоим участникам терапевтической встречи;
если угодно – условия задачи.
Поэтому мы не рассматриваем «сопротивление»
среды, а интересуемся тем, как человек
чувствует и проявляет себя в тех реальных
условиях, которые и есть «его существование».
Фокус нашего внимания как терапевтов
(в отличие от дружеского участия) направлен
на субъективные факторы: те особенности поведения,
которые мешают человеку осознавать свою
потребность или ее реализовывать. Это
они обрывают цикл контакта или деформируют
его, лишая энергии, завершенности, грации,
то есть препятствуют творческой адаптации.
Они мешают человеку ориентироваться
в себе и окружающем мире; подменяют «сегодня»
прошлым опытом; заставляют тратить силы
на внутреннюю борьбу вместо сражения
с реальностью; не дают присвоить успех.
Имя им – легион, и у каждого из нас есть
своя излюбленная, привычная обойма способов,
как не быть счастливым. Именно этот уникальный
для каждого набор договорились называть
сопротивлениями.
Термин «сопротивление» заимствован из
психоанализа, где он имеет буквальный
и понятный смысл. Клиент психоаналитика
сопротивляется аналитику и процессу
анализа: лукавит с ассоциациями, не принимает
интерпретаций и т.д. Ф. Перлз пользовался
этим термином в бытность свою аналитиком
и продолжает его употреблять, сделавшись
гештальтистом, но совсем в другом значении.
Новое значение «сопротивления» парадоксально
– это сопротивление удовлетворению собственных
потребностей!
Сопротивление чаще
всего – импульсивное, не осознаваемое
или не полностью осознаваемое действие
(или бездействие). Очень часто оно
не осознается в силу его привычности.
Часть своих потребностей человек осознает;
многие из них связаны с изменениями того
или иного рода. Человек заботится о реализации
своих потребностей настолько усердно,
насколько может. При этом он порой наталкивается
на непонятную силу, саботажника, который
все портит. О чем же заботится эта сила,
сопротивление? Часто она обслуживает
ту группу потребностей, которых человек
не осознает. Если очень сильно обобщать,
то часто эти потребности относятся к
сохранению: себя, чего-то в себе, своей
привычной картины мира или привычных
отношений.
Нередко между потребностями из этих двух
групп существует конфликт. Поскольку
одна из потребностей пребывает вне зоны
осознавания, то конфликт тоже не осознан.
Выбора между этими потребностями человек
сделать не может, в этом смысле функция
Ego утрачена. Подобные неосознаваемые
конфликты Перлз считал невротическими
и называл сопротивления, соответственно,
невротическими механизмами или нарушениями
Гудман называл сопротивления разными
вариантами утраты функции Ego.
Как ни называй, речь идет о неосознаваемом
конфликте между потребностями. Нередко
победа в этом споре принадлежит как раз
неосознаваемой части, и тогда поведение,
направленное на удовлетворение осознаваемой
потребности, оказывается непродуктивным,
самому человеку – непонятным, а для стороннего
наблюдателя выглядит странным.
«Сопротивление» одновременно выступает
как «защита»; у этой медали всегда две
стороны. В гештальтистской литературе
встречается то один, то другой термин.
Польстеры же, совмещая оба значения, обозначают
срывы цикла контакта «сопротивление-адаптация»
(И. Польстер, М. Польстер, 1997).
Хотя у сопротивления всегда есть какая-то
позитивная (защитная) составляющая и
«психологическая цена», то, чем сопротивление
мешает человеку жить, их «баланс» не всегда
равновесен. Более адаптивные в сегодняшней
жизни срывы цикла называть защитами,
а более анахронистические – сопротивлениями.
Человек осознает оба мотива и делает
выбор, какому из них раньше следовать.
Говорят, что Personality – то, что я о себе знаю,
весь накопленный мною опыт – копилка
сопротивлений. Мой опыт уникален, а стало
быть, уникальны и способы встречать как
радостные, так и тяжкие события в моей
жизни. Именно этот неповторимый набор
делает меня - мною и отличает от тебя.
Если воспользоваться буддийской метафорой,
что всякий человек – река, текучая и изменчивая,
то мой набор из особенностей темперамента,
способов организации восприятия и мышления,
сведений о мире и привычных особенностей
поведения – ее берега. Они, конечно же,
изменчивы, но, согласитесь, намного более
стабильны, чем текучая вода. Они придают
мне рамки. Эти рамки, привычки иногда
лучше приспособлены к окружающему ландшафту,
а иногда – весьма дезадаптивны.
По убеждению гештальтистов, любое решение
или поведение некогда было творческой
адаптацией, когда оно было изобретено,
оно было лучшим для той ситуации. Раз
выручив человека, оно начала проходить
«проверку на жизненность» и подошло.
Человек перестал думать о нем; оно стало
привычным и теперь тиражируется из ситуации
в ситуацию, чем e-то подходя, а чему-то
– сильно мешая. Чем в большей мере человек
живет неосознанно, по привычке, тем больше
рамок и ограничений он успел накопить,
тем менее вариативным становится его
поведение. Выбору, спонтанности остается
очень мало места. Гештальтисты говорят,
что у таких людей «жесткое Personality». Это
«жесткость» не только мыслей, но и эмоционально-телесной
структуры. В стабильной ситуации у такого
человека все в порядке; но стоит ей измениться…
начинается страдание, о характере которого
психотерапевты скажут – невроз.
Жесткое Personality немного похоже на аналитическое
суперэго, или "контролирующего родителя"
из транзактного анализа. Что бы такой
человек ни сделал, его "внутренний
голос" не замедлит сообщить ему, что
это не совсем правильно или недостаточно
хорошо. Отчего же интериоризируется и
проявляется самая негативная часть опыта?
Психология придумала этому ряд объяснений.
Во-первых, природа устроила так, что "негативные"
эмоции переживаются несколько сильнее
и дольше, чем позитивные; во-вторых, интроецируя
из окружающей среды все паттерны поведения
родителей, каждый человек по-разному
поступает с "проглоченным материалом".
То, что способствует удовлетворению его
потребностей, "любящие части" родителей
ассимилируются, присваиваются, становятся
"струями в реке". Те же "части",
которые категорически не подходят, остаются
"не переваренными" и образуют "берега"
- рамки. Сюда часто попадают всяческие
запреты на жизненно важные для ребенка
проявления: драться, ругаться, отвергать,
проявлять зависть, отличаться или быть
как все и т.д. Нередко во взрослом возрасте
этот интроецированный материал проецируется
на фигуры из окружающего мира.
Сопротивления не всегда дают знать о
себе с одинаковой силой. Пока человек
в легкой, привычной для него обстановке,
он чувствует себя достаточно взрослым,
защищенным. Он реагирует на новизну довольно
креативно и легко достигает динамического
равновесия со средой. В трудных, "проблемных"
ситуациях, когда человек полон растерянности
и страха и чувствует себя недостаточно
защищенным, чтобы найти силы сориентироваться
и действовать гибко, - он как бы отступает
на прежние, часто более детские "рубежи
обороны", и сопротивления становятся
более выпуклыми. Сопротивления, как и
все феномены бытия человека, субъективны,
ситуативны и транзиторны. Они не являются
чем-то фатальным, раз и навсегда заданным.
Психотерапевтическая процедура относится
к трудным для человека ситуациям. Человеку
приходится доверять малознакомому подчас
терапевту самые болезненные, тягостные
для него области своей жизни. Поэтому
немудрено, что сопротивления дают о себе
знать в ходе психотерапевтического сеанса
весьма выпукло, как будто их рассматриваешь
в увеличительное стекло. Это отчасти
на руку терапевту - ведь он хочет помочь
человеку измениться, а для этого придется
расстаться с частью привычки - с некоторыми
из привычных сопротивлений.
Роль сопротивлений для терапевта
Терапевты большинства подходов
состоят в «заговоре
Прежде всего, терапевт имеет значительно
больше преимуществ от проявления сопротивлений,
чем неудобств. Именно они (сопротивления,
порождающие проблемы) приводят к ним
клиентов.
Кроме того, совсем не обязательно, чтобы
терапевт душевно принимал только «потребности
изменений». Может выясниться, что, осознавая
и реализуя «потребности сохранения»,
клиент раскрывается с неожиданной стороны.
Кроме того, клиент «пришел в этот мир…
не для того, чтобы радовать своего терапевта».
При этом сопротивления – важнейший и
излюбленный фокус внимания терапевта.
Приоритетным Гештальте является осознание
и связанное с ним расширение свободы
выборов. Это трудная работа, и сопротивление
как нельзя лучше мотивирует клиента ею
заниматься – ведь оно-то как раз и мешает
ему принимать решения! В отличие от аналитиков
и бихевиористов гештальт-терапевтам
вовсе нет нужды заботиться, чтобы клиент
с сопротивлением «расправился». Достаточно,
чтобы он «разобрался» - осознал; дальше
– его дело.
Сопротивление выводит терапевта в центр
неосознаваемого конфликта.
Оно легко заметно (ведь при срыве цикла
контакта энергия очевидно падает);
Оно повторяется (и дает возможность нам
и клиенту наблюдать себя снова и снова);Повторяющиеся
сопротивления (самые главные, центральные)
дают возможность при необходимости ставить
что-то вроде диагноза: определенные сопротивления
часто соответствуют тем или иным расстройствам.
Наконец, сопротивление – это феномен,
с которым терапевт умеет работать. Терапевту
более или менее понятно, что предпринимать,
когда он сталкивается с тем или иным видом
сопротивления. Сопровождать процесс
осознания клиентом своих сопротивлений
– одна из важнейших забот терапевта.
Как сопротивления
узнавать и что с ними делать? Сколько
ни слушай то, что человек рассказывает
о своих проблемах, сколько ни узнавай
нюансов, напрямую с сопротивлениями не
встретишься. Они не специфичны по содержанию.
В гораздо большей степени помогает следить
за тем, как человек
рассказывает то или другое, что с
ним происходит на ваших глазах, как он
реагирует на ваше присутствие и поведение.
Как он структурирует свои мысли, как живет
и двигается, от чего замирает его дыхание.
Терапевт наблюдает и фасилитирует процесс.
Джеймс Бьюдженталь вводит термины «присутствие»
и две его грани: «доступность» и «экспрессивность».
Присутствие – это способность узнать
и признать другого и быть узнанным самому;
способность к встрече, контакту в истинном
значении этих слов. Когда уровень присутствия
клиента и терапевта падает или никак
не может подняться, скорее всего, они
находятся в зоне сопротивления.
Сопротивления отличаются друг от друга
по механизмам и характерным признакам
.
Один и тот же поведенческий паттерн может
быть сопротивлением или носить вполне
«здоровый» характер. «Душа нараспашку»
с близкой подругой – одно, а с конкуренткой
– совсем другое. В качестве сопротивления
может рассматриваться только феномен,
препятствующий реализации актуальной
потребности.
Нередко можно заметить, как один и тот
же поведенческий паттерн, всплывающий
в сеансе, мешает удовлетворять потребности
разного масштаба и с разными людьми.
По существу, гештальт-терапевты занимаются
тем, что ищут в сеансе повторы сопротивлений;
коллекционируют их, наблюдая в разных
аспектах жизни и отношений клиента. Постепенно
становятся доступны не только ситуативные
сопротивления, снижающие уровень присутствия
в сеансе, но и те, что обуславливают жизненную
позицию.
Основная задача терапевта - сделать сопротивления
более доступными для осознавания, чтобы
клиент мог сориентироваться, какие из
них он считает для себя необходимыми
(и в каких случаях), а от каких готов отказаться.
Для этого необходимо сделать сопротивления
как можно более заметными, выпуклыми.
Терапевт выступает как искусный фрустратор:
ставит сопротивлениям барьер.
Он выбирают один из повторяющихся срывов
и усиливает его, старается привлечь внимание
клиента к его сопротивлениям:
- говорит, что, как ему кажется, он заметил
из повторов;
- выступает в роли зеркала, отражающего
характерную повторяющуюся позу;
- просит проговорить повторяющиеся фразы
еще и еще раз, чтобы клиент услышал сам
себя;
- склоняет усилить тягостные телесные
симптомы (повторы) и всяческие зажимы;
- помогает организовать, прожить и рассмотреть
сам феномен, который выступает как сопротивление:
выстроить тупик, пребывать в растерянности,
испытывать смущение и стыд, и т.д.;
- разыгрывает самые трудные ситуации
из жизни клиента (ведь именно там сопротивления
самые сильные);
- играет роли всех «злодеев» из жизни
и зачастую воспроизводит их «злодейское»
поведение в сеансе;
- предлагает замедлится там, где клиент
хочет «быстренько проскочить» опасное
место.
Работая «проявителем сопротивлений»,
терапевт старается сделать так, чтобы
клиент не только заинтересовался тем,
что с ним происходит, не только лучше
понял, как он и его «повторы» устроены,
но и оценил сами бонусы подобного поведения
и его психологическую цену.
Виды сопротивлений
Психотерапевтическая тактика
зависит от того, какое конкретное
сопротивление терапевт идентифицирует
и насколько осознанным и адаптивным
в данный момент оно является.
Гудман обозначил пять основных видов
сопротивлений, или срывов цикла контакта,
два из которых уже были подробно описаны
аналитиками: это интроекция и проекция.
Он добавляет еще три: конфлуэнцию, ретрофлексию
и эготизм. На сегодняшний день их описано
значительно больше.
Аналитически-ориентированные терапевты
подразделяют защиты на первичные и вторичные,
или зрелые и незрелые. К незрелым защитам
относятся те, что имеют дело с границей
между собственным «я» и внешним миром.
(изоляция, отрицание, идеализация).
Зрелые защиты считаются имеющими дело
с «внутренними» границами – между Эго,
Суперэго и Ид, или между «наблюдающей»
и «переживающей» частями Эго (рационализация,
сублимация). Разделение на первичные
и вторичные защиты связано как с периодом
их формирования в личной истории индивида,
так и с тем, что первичные, они же «примитивные»,
защиты действуют недифференцированным
образом во всем сенсорном пространстве
человека, сплавляя воедино когнитивные,
аффективные и поведенческие параметры,
и действуют «автоматически»; в то время,
как вторичные, «высшие» защиты, осуществляют
определенные трансформации чего-то одного:
ощущений, чувств, мыслей или поведения
– и доступны модификации со стороны сознания.
Гештальтисты традиционно не склонны
вводить иерархию сопротивлений. Значение
приведенных аналитических защит не полностью
сводимо к гештальтистским сопротивлениям.
Тем не менее, представление об этой структуре
зачастую расширяет понимание ряда гештальтистских
сопротивлений. Многие незрелые защиты
«упакованы» в рамки конфлуэнции 1 и 2 рода
, тогда как зрелые входят в число вариантов
ретрофлексии и эготизма.
Конфлуэнция Прямой перевод термина – слияние.
Для того, чтобы фигура могла образоваться,
она должна выделиться, отщепиться от
остального содержимого фона. Этот процесс
может нарушаться, если человеку трудно
«опознать» и выделить одно их своих переживаний
как главное или невозможно обособить
себя от других людей (другого человека).
В первом случае говорят о конфлуэнции
1 рода, а во втором – о конфлуэнции 2 рода.
Между ними есть качественные различия.
Конфлуэнция
1 рода
В начале преконтакта человек
находится в физиологическом слиянии
со всеми своими переживаниями и с окружающим
миром – Self «не обозначен». Затем одно
из переживаний начинает доминировать,
чаще всего как некий сенсорный сигнал:
человек что-то видит, слышит или ощущает.
При конфлуэнции 1 рода сигнал не выделяется
или перепутывается прежде, чем наступает
его осознание. Нередко человеку трудно
осознать, что же он переживает. На вопрос
терапевта: «Что с тобой сейчас происходит?»
он искренне отвечает: «Не знаю». Он понимает,
что некие ощущения присутствуют, но какие
именно, затрудняется сказать – они смешаны
или интерферируются, одно принимается
за другое. Подобное входит как составляющая
часть в ряд психосоматических заболеваний.
Признаками конфлуэнции 1 рода будет или
не замечание очевидно присутствующих
в поле восприятия фигур, как правило,
связанных с какими-то травматическими
переживаниями, или обилие расплывчатых,
аморфных ответов на вопросы об актуальном
состоянии.
Этот вид сопротивления дает человеку
возможность чего-то не осознавать, во
что-то не погружаться: например, в тяжелые
травматические переживания. Другим бонусом
может быть отказ от ответственности за
свои переживания и действия. Наконец,
Конфлуэнция 1 рода дает иногда просто
«право на отдых»; не замечать соблазняющих
и искушающих «голосов» извне. Какова
цена – зависит от того, какая потребность
фрустрируется.
Человеку бывает очень нелегко заметить
свое «слияние с ощущениями». Ему можно
помочь, работая с очевидным: собирая целостную
фигуру телесного переживания из мелких
ощущений, как мозаику, просить описывать
все, что он замечает в данный момент (континуум
осознавания); обращать внимание на «странности».
Психотерапевтическая проработка конфлуэнции
1 рода, если она выступает типичным механизмом
срыва цикла контакта, требует длительного
времени и большого терпения.
Конфлуэнция
2 рода