Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:53, контрольная работа
Составление генеалогического родословного дерева было всегда популярно. В разных обществах к этому относятся по разному, но в общем-то везде признается, что необходимо знать историю своей семьи и предков. На Западе, например, в американском обществе во многих семьях есть вывешенные на стене фотографии предков, в кабинетах портреты дедов и прадедов — люди чтят свою историю, пусть и короткую. В российском обществе это не так распространено, а в последнее время люди больше ценят знание о родословных их домашних питомцев, но пока не свое.
Введение
Первая работа по генетике психологических признаков
Генеалогия
Генеалогический метод
Литература.
В психогенетике есть множество методов, позволяющих определить в какой степени оказывает влияние наследственные факторы и среда на формирование тех или иных психических и физических качеств человека. Среди них:
-
метод близнецов (классический, контрольного
близнеца, лонгитюдное исследование,
близнецовых семей,
- популяционный метод
- метод приемных детей
- генеалогический метод.
Изучению
генеалогического метода и посвящена
эта контрольная работа.
Генеалогический метод относится к методам психогенетическим – первый корень «психо» говорит о том, что это не химическое исследование, а исследование больше историческое. Делается проведение исследования схожести между родственниками в разных поколениях. Для этого надо точное знание нескольких признаков прямых родственников по женской и мужской линиям и объятие возможно большего широкого круга кровных родственников; возможно также применение данных по некоторому числу разных семей, позволяющему обнаружить сходство родословных. Метода применима по большей части в медицинской генетике и антропологии. Все-таки схожесть поколений по психологическим признакам может говорить не только о генетической передаче, но и о социальной преемственности.
В чем же сущность этого метода?
Первая работа по генетике психологических признаков (1869) Ф. Гальтона, как уже писалось выше, посвящена анализу родословных выдающихся людей. Иначе говоря, в ней применен генеалогический метод, т.е. метод изучения семейств. Он зиждется на элементарной логике: если какое-либо качество кодируется в генах, то, чем ближе родство (т.е. чем больше одинаковых генов), тем в большей степени похожими друг на друга по данной особенности должны быть эти люди.
Поэтому непременное условие применения генеалогического метода - присутствие родственников в первой степени родства, представляющих собой первичную нуклеарную («ядерную») семью; сюда можно отнести пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг; они (только они) имеют в среднем 50% общих генов.
Дальше, с уменьшением степени родства, уменьшается доля общих генов, и, по схеме метода, снижается похожесть людей. Чем большее количество поколений включает в себя генеалогическое дерево и чем больше круг родственников, т.е. чем оно обширнее, тем точнее получаются результаты.
У монозиготных близнецов генетическая корреляция равна 1. У родственной связи первой степени она образует (0,5). Сюда причисляются корреляция ребенок-родитель, а также корреляции между потомками одних родителей, в том числе и входящими сюда дизиготными близнецами. Если у родства второй степени генетическая корреляция равна (0,25). Это корреляция между бабками (дедами) и внуками, дядями (тетями) и племянниками (племянницами), сводными братьями и сестрами (для которых общим является только один родитель). Для третьей степени родства корреляция равна (0,125) - между двоюродными братьями и сестрами.
Для
составления генеалогических
Для
других вопросов (к примеру
Недостатком, дающим ограничения на использование семейного анализа в психогенетике, является невозможность разделения генетических эффектов от эффектов среды. Не представляется возможным сказать, чем объясняется похожесть членов семьи, - тем, что у них схожие генотипы (частично идентичные генотипы), или же тем, что они живут в одних и тех же условиях (частично идентичные средовые воздействия).
Генетические исследования на человеке имеют несколько вполне объяснимых запретов. Потому представляют заинтересованность изучения генетических основ поведения у животных. Так как в исследованиях разрешено использовать селекционный метод, получение инбредных линий (близкородтсвенных скрещиваний), нынешние методы генной инженерии, выборочно отсоединять некоторые гены, возбуждать мутации. Инбредные линии, получаемые при долгом близкородственном скрещивании (не менее 20 поколений), представляют собой тождественных по генотипу особей, потому отличия, которые можно замечать среди животных одной линии, объединены с влиянием окружающей среды.
В последнее время плодотворно идет расшифровка геномов человека и ряда животных. Если сопоставить геном человека и, например, геном мышей, то становится бесспорным наличие большого числа гомологичных (идентичных) генов. И там и там в геноме насчитывается около по 30 тыс. генов, причем для 99% генов мышей имеются соответствующие гомологичные гены у человека.
В то же самое время на уровне поведения картина намного сложнее, и вопрос о том, в какой мере разумно сопоставление поведения этих двух видов, требует скрупулезного анализа в каждом конкретном варианте.
Должно
отметить, что у млекопитающих
имеется высокая схожесть в устройстве
мозга и организации
Эти факты дают полагать, что изучение генетики поведения животных может оказать немалое содействие в прояснении и психогенетической базы поведения человека.
Опыты на животных позволяют провести селекционные эксперименты. В качестве первопроходца - на крысах такой эксперимент провел Трайон. Он проводил селекцию по признаку обучаемости животных, которые должны были отыскать верный путь к корму, расположенному в сложном 17-тупиковым лабиринте. Подбирались хорошо и плохо обучавшиеся животные, которые далее скрещивались уже только между собой.
Примеров наследования можно привести большое количество. При исследовании родословной королевской династии Габсбургов в нескольких поколениях прослеживаются выпяченная нижняя губа и нос с горбинкой. В каждой фамилии наследуются внешность, характер, способы выражения эмоций, даже имитируются модели поведения в среди людей.
Приходит мысль об использовании генеалогического метода на практике. Метод этот с успехом применяется не только в составлении родословных, но и в идентификации причин болезней.
Генеалогический метод чаще других способов применяется в генетике психических болезней. Его сущность заключается в прослеживании в родословных проявлений патологических знаков с помощью приемов клинического обследования с указанием типа родственных связей между членами семей.
Этот способ исследования генов употребляется для определения типа наследования заболевания или отдельного симптома, определения расположения генов на хромосомах, оценки риска проявления психической патологии при медико-генетическом консультировании. В генеалогическом методе можно выделить 2 этапа — этап составления родословных и этап применения генеалогических данных для генетического анализа.
При исследовании отличий между индивидуумами по любому признаку появляется проблема, состоящая в открытии причин таких различий. Потому в генетике психических заболеваний обширно применяется метод оценки долевого вклада генетических и средовых факторов в межиндивидуальные отличия по подверженности той или иной болезни. Этот способ основан на гипотезе, говорящей о том, что фенотипическое (наблюдаемое) значение признака у каждого индивида является следствием влияния генотипа индивида и условий окружения, в которых совершается его развитие. Тем не менее у конкретного человека определить это практически невозможно. Потому устанавливаются соответственные обобщенные показатели для всех людей, позволяющие затем в среднем определить соотношение генетического и средового влияния на отдельного индивида.
Исследование
генеалогическим способом семей
пациентов, больных психическими заболеваниями,
веско выявило концентрацию в них фактов
психозов и отклонений развития. Рост
плотности случаев недуга в среде близких
кровных родственников было установлено
для страдающих шизофренией, маниакально-депрессивным
психозом, эпилепсией, некоторыми формами
олигофрении. Суммарные данные приведены
в таблице.
Заболевание пробанда | Родители | Братья,сестры | Дети | Дяди, тети |
Шизофрения | 14 | 15-16 | 10-12 | 5-6 |
Маниакально-
депрессивный психоз |
16 | 18 | 18-20 | 8-10 |
Эпилепсия | 12 | 14 | 8-10 | 4-5 |
Риск
нездоровья для родных психически больных
(в процентах)
При генетическом анализе немаловажно учесть клиническую форму недуга. Так частота появления шизофреников среди родственников в большой степени состоит в зависимости от клинической формы болезни, которой болеет пробанд. В таблице ниже приводятся данные, показывающие эту зависимость:
Родство | Непрерывнотекущая | Приступообразно-прогредиентная | Рекуррентная | |||
Шизофрения | Аномалии характера | Шизофрения | Аномалии характера | Шизофрения | Аномалии характера | |
Бабки-деды | 1,3 | 20,6 | 2,5 | 14,7 | 1,4 | 19,1 |
Тети-дяди | 2,5 | 10,8 | 6,7 | 7,1 | 3,0 | 11,6 |
Родители | 6,7 | 76,0 | 17,4 | 50,6 | 18,0 | 28,6 |
Сестры-братья | 18,7 | 15,7 | 10,6 | 21,4 | 19,4 | 16,6 |
Дети | - | - | - | - | 26,3 | 13,2 |
Размеры риска, данные в таблицах, позволяют доктору сориентироваться в проблеме унаследования болезни. Например, наличие в семье (не учитывая самого пробанда) еще одного родственника, страдающего болезнью увеличивает риск для других членов семьи, даже не только тогда, когда болеют оба или один родитель, но и тогда, когда больны другие родственники.