Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:42, курсовая работа
Целью работы является раскрытие основных гендерных аспектов поведения людей в трудовой сфере.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблемы трудоустройства, связанные с гендером.
2. Рассмотреть влияние гендера на трудовое поведение.
3. Изучить психолологические аспекты гендерной ассиметрии на рынке труда.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Гендерные проблемы трудоустройства……………………………………….4
1.1. Гендерное неравенство как проблема рынка труда…………………………..4
1.2. Гендерная сегрегация на рынке труда………………………………………....6
1.3. Гендерная дискриминация на рынке труда……………………………………9
2. Влияние гендера на трудовое поведение…………………………………….19
3. Психолологические аспекты влияния гендера на трудовое поведение....24
Заключение………………………………………………………………………...27
Библиографический список……………………………………………………..28
Приложение 1……………………………………………………………………...29
Приложение 2……………………………………………………………………...30
Приложение 3……………………………………………………………………...31
Приложение 4 ……………………………………………………………………..32
2. Влияние гендера на трудовое поведение
Термин «гендер связан с рассмотрением социальных, а не биологических отличий индивидов, определяя их место и роль в общественной жизни в зависимости от принадлежности к мужскому или женскому полу. Гендерная исследовательская тематика отличается некоторой асимметричностью - большинство работ посвящено социальному положению женщин. Подобная ситуация не осталась без внимания исследователей, и в последние годы в российской социологии все чаще появляются научные работы, анализирующие социальные проблемы мужской части общества. В то же время существует абсолютно очевидное объяснение сложившейся ситуации - женщины находятся в более дискриминируемом положении практически во всех сферах общественной жизни, включая экономические отношения. Поэтому для отечественного обществознания повышенный интерес к «женскому вопросу» закономерен.
Положение женщины
в современном обществе во
многом определяется
Таким образом,
сохранение полоролевых
Примером распространения
полоролевых стереотипов в
Несмотря на
устойчивость гендерных
Результатом происходивших
преобразований стало
Сказанное не
означает, что проблема существования
тендерных стереотипов в
Совершенно иная гендерная ситуация характерна для современной России. Существование полоролевых стереотипов и половой дискриминации является пока еще неотъемлемой частью общественного сознания и поведения. Причинами данной ситуации можно назвать исторически сложившуюся низкую оценку роли женщины в общественной жизни и слабость женских движений, борющихся за реализацию своих прав. В полной мере все сказанное относится к сфере трудовых отношений.
Отметим, что
политика формального
Изменения,
произошедшие в ходе
3. Психолологические аспекты влияния гендера на трудовое поведение
Результаты исследования, направленного на изучение системы жизненных ценностей современных россиянок, приведены в книге «Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?». Проанализировав обследовании мнения полутора тысяч женщин из 12 регионов России, авторы пришли к следующему выводу: «Для большинства наших соотечественниц та модель жизни, которую они хотели бы реализовать, включает как минимум две базовые цели: иметь детей и интересную работу. Однако в условиях обострения конкуренции на рынке труда женщина встречается с заведомо подозрительным отношением к себе как работнику, ощущает постоянную и разнообразную по формам дискриминацию в сфере труда, прежде всего – в связи с наличием или перспективой наличия несовершеннолетних детей. Отказаться в этих условиях от работы она, с одной стороны, не хочет, так как работа входит в ее базовые ценности, а с другой – не может, так как без ее зарплаты большинство российских семей скатилось бы за грань нищеты». 7
Рассогласованность гендерных установок и реального поведения женщин на рынке труда (высокая трудовая и профессиональная мотивация), указывает на то, что причину женской «уступчивости» и терпимости к дискриминации следует искать не только в современных трудовых отношениях, но и в более глубинных социальных нормах и правилах. На их основе в обществе сформировалась гендерная культура, которая веками производит и воспроизводит отношения между мужчинами и женщинами как иерархические, неравные, подчиненные. Для аргументации «естественности» и «законности» такого гендерного порядка используется ряд приоритетов. Авторитет религии («Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж...»), философии («Идя к женщине, не забудь плетку» – Ницше), а в последние годы еще и СМИ (рекламные ролики о домохозяйках, весь смысл жизни которых сводится к приготовлению «супчика» и отбеливанию рубашек для мужа). Образы женщин, создаваемые, транслируемые и внедряемые в общественное сознание СМИ соответствует традиционным гендерным стереотипам: «женщина-мать и жена». Эти образы не только затрудняют социализацию женщин и становятся барьером на пути их самореализации, но и противоречат правде жизни, которая требует от современных женщин стойкости, ответственности, уверенности и других качеств, которые помогают им справляться со сложными жизненными ситуациями, как в обществе, так и в семье. Отсюда низкая личностная самооценка женщин, их готовность считать свой второсортный статус на рынке труда как само собой разумеющийся. И, как следствие – негативное восприятие своих шансов на рынке труда, готовность «На любую работу – лишь бы работать». Такое принятие неравенства на рынке труда, где мужчины наверху, а женщины – внизу, может считаться формой самоограничения со стороны женщин, лежащей в основе готовности соглашаться на плохо оплачиваемую и низкостатусную работу.
Кроме того, несмотря на высокий уровень образования и занятости женщин распределение гендерных ролей в России остается традиционным: домашний труд преимущественно остается за женщинами, формируя у них «двойной» рабочий день. Средние затраты времени женщин в неделю на все виды домашнего труда составляют 30,3 часа, а у мужчин - 14,0 часов.8 В среднем общее время занятости женщин в неделю на 25% превышает время занятости мужчин, а у женщин трудоспособного возраста общая занятость в 2 раза больше, чем у мужчин. При оценке гендерного распределения ресурсов времени в семье и мужчины, и женщины отмечают, что у мужчин гораздо больше возможностей уделять работе столько времени и сил, сколько они считают нужным, и проводить свободное время так, как им хочется. Непризнание социальной значимости домашнего труда женщин приводит к несостоятельности женской занятости и потерям женщин в пенсионном обеспечении.9
Заключение
В работе были рассмотрены такие аспекты трудового поведения как: гендерное неравенство как проблема рынка труда, гендерная сегрегация на рынке труда, гендерная дискриминация на рынке труда, влияние гендера на трудовое поведение, психолологические аспекты влияния гендера на трудовое поведение. Из изученных вопросов можно сделать вывод, что проблема гендерного разделения труда остаётся актуальной, под этим следует понимать распределение занятий между женщинами и мужчинами, базирующееся на традициях и обычаях, формально или неформально закрепленных в практике и сознании людей. Гендерное разделение труда сохраняет за собой прочные позиции: во всем мире каждая отрасль характеризуется доминированием либо женщин, либо мужчин. Сформировалась устойчивая тенденция трудоустройства мужчин и женщин по строго определенным профессиям, именно она способствует, в частности, замыканию женщин в «трудовых гетто» - низкооплачиваемых профессиях и отраслях.
Так же можно сделать вывод, что гендерные аспекты трудового поведения играют большую роль при трудоустройстве. Ведь причины и мотивы трудового поведения мужчин и женщин чаще всего сильно отличаются и имеют разное основание.
Выдвинутая гипотеза о том, что в последнее время гендерные различия на рынке труда учитываются меньше, чем некоторое время назад подтвердилась.
Библиографический список