Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:47, реферат
В данной работе я предлагаю рассмотреть актуальную проблему, задетую Фрейдом: «Структура человеческой психики». Тема моего реферата является актуальной и по сей день, т.к. структура человеческой психики до сих пор остается загадкой для ученых всего мира. Именно Фрейд одним из первых сделал попытку разобраться в этом
В данной работе я поставил перед собой цель:
А)Изучить сруктурную теорию личности ( а именно понять различия между «ОНО», «Я» и «СВЕРХ-Я» сточки зрения Фрейда)
Б)Разобраться с делением психики на СОЗНАТЕЛЬНОЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
ВВЕДЕНИЕ
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПО ФРЕЙДУ
СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ ПО ФРЕЙДУ
ВЗГЛЯДЫ НА СТРУКТУРУ ЛИДЕРА КАК ЛИЧНОСТИ
ПЕРВИЧНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
КРИТИКА КОНЦЕПЦИЙ ФРЕЙДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6.Первичные влечения в психоанализе
Хотя Фрейд и признавал «
Фрейд осознавал трудности, которые
вставали на пути овладения бессознательным,
долго бился над решением этой
проблемы, постоянно внося коррективы
в понимание природы
Проблема «первичных влечений» оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как К. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм. В качестве основы «первичных влечений», движущей силы бессознательного Фрейд принял сексуальные влечения. За подтверждением своей гипотезы он обратился к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории. В древнегреческом мифе о царе Эдипе, по мнению Фрейда, содержаться не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные комплексы, которые с детства заложены в человеке. Согласно фрейдовскому «эдипову комплексу», мальчик постоянно испытывает влечение к своей матери и видит в отце реального соперника. С позиции описания детских сексуальных переживаний Фрейд пытается анализировать все творчество таких великих мастеров кисти и пера, как Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Достоевский.
В более поздних работах Фрейда понятие «сексуальные влечения» заменяется понятием «либидо», которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь и так далее. В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных «влечений», где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» (Эрос) и «инстинкт смерти» (Танатос).
Обращаясь к исследованию социальной
и культурной жизни общества, Фрейд
отталкивается от созданной им модели
личности. Поэтому принцип
В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь «отрицательного» понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания.
В конечном счете критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных философских понятий о сущности человека и его внутреннем мире с эмпирическими данными психоаналитического исследования и наблюдения, рассмотрение художественных произведений под углом зрения психологии художника и писателя, выявление причин и специфических условий возникновения неврозов, выделение в особый объект исследования той сферы человеческой деятельности, которая не покрывается областью сознательного в человеке, - все это составляет сильные стороны его психоаналитического учения. Вместе с тем психоанализ Фрейда содержал в себе столько явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно не обоснованных утверждений, граничащих с мифологическим вымыслом, иллюзорностью и утопизмом, что многие его теоретические положения (признание врождённости и наследственности «первичных влечений» человека, теория сексуального развития ребенка, мифологическое объяснение «сексуальных комплексов», антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества, экстраполяция выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества) не только были поставлены под сомнение теми мыслителями, кто не разделял общефилософских рассуждений Фрейда, но подверглись критике даже приверженцами фрейдизма.
7.Критика концепций Фрейда
В качестве критиков теоретических
постулатов Фрейда одним из первых
выступил швейцарский психиатр Карл
Густав Юнг, вплоть до 1913 г. разделявший
основные идеи своего учителя. Существо
расхождений Юнга с Фрейдом сводилось
к пониманию природы
Юнга, формальными элементами,
способными оформиться в
В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным». «Индивидуальное бессознательное» (или, как Юнг его еще называет, «личное, персональное бессознательное») отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.
Одно из центральных понятий
юнговской «аналитической психологии»,
«коллективное бессознательное»
Одним из элементов «аналитической психологии» Юнга является теория «комплексов», то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном, по мнению Юнга, всегда находятся наготове «комплексы» воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские «комплексы», «комплекс власти» и другие. «Комплексы» - это своего рода «психологические демоны», свидетельствующие о силе власти бессознательного над сознательными процессами.
Отталкиваясь от теории «комплексов», Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека. Однако, по сути дела, концепция «комплексов» Юнга мало чем отличалась от теории вытеснения бессознательного, разработанной Фрейдом.
8.Заключение
Фрейдовская концепция психического безусловно оригинальна. Она несет с собой солидный освободительный потенциал. Требует постоянно укреплять в себе самосознательное Я. Обязует контролировать бессознательные инстинкты, влечения и желания.
В своей работе я рассмотрел все поставленные ранее цели и задачи.
Я изучил структурную теорию личности ( а именно нашел различия между «ОНО», «Я» и «СВЕРХ-Я» сточки зрения Фрейда)
Разобрался с делением психики на СОЗНАТЕЛЬНОЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Ознакомился с структурой человеческой психики и углубился в назначение ОНО, Я и СВЕРХ-Я
Рассмотрел взгляды на структуру лидера как личности
Ознакомился с критикой концепций Фрейда Юнгом
Проанализировал первичные влечения в психоанализе.
В общем и целом работа удалась. Все поставленные цели и задачи выполнены.
Результатом данной теории стало личное понимание учения Фрейда о структуре человеческой психики
9)Список использованной литературы:
1. Антонович И. И. Социология
США: проблемы и поиски
2. Антонович И. И. Буржуазная социологическая теория: Критический очерк основных направлений, концепций, категорий. Ч. 1, II. Мн„ 1980, 1981.
3. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.
4. Буржуазная социология на
5.Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
6. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.
7. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991.
8. Социология. Учебное пособие для студ. ВУЗов под общей ред. Проф. А.А.Громыко. М., 1999 г.
9. Матушкин А.В. Структура личности по З. Фрейду.