Фрейд о структуре человеческой психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:47, реферат

Краткое описание

В данной работе я предлагаю рассмотреть актуальную проблему, задетую Фрейдом: «Структура человеческой психики». Тема моего реферата является актуальной и по сей день, т.к. структура человеческой психики до сих пор остается загадкой для ученых всего мира. Именно Фрейд одним из первых сделал попытку разобраться в этом
В данной работе я поставил перед собой цель:
А)Изучить сруктурную теорию личности ( а именно понять различия между «ОНО», «Я» и «СВЕРХ-Я» сточки зрения Фрейда)
Б)Разобраться с делением психики на СОЗНАТЕЛЬНОЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПО ФРЕЙДУ
СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ ПО ФРЕЙДУ
ВЗГЛЯДЫ НА СТРУКТУРУ ЛИДЕРА КАК ЛИЧНОСТИ
ПЕРВИЧНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
КРИТИКА КОНЦЕПЦИЙ ФРЕЙДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат. Фрейд о структуре чел-ой психоки.docx

— 52.53 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Уральский Государственный  Горный Университет

 

 

 

Реферат

на тему:

Фрейд о структуре  человеческой психики

 

 

 

                                                               Выполнил: Буторов Д.И.

                                                                       Группа: МНГ-10

 

                                                                       Проверил: Руколеева Р.Т.

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

 

 

 

Фрейд о структуре  человеческой психики

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  3. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПО ФРЕЙДУ
  4. СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ ПО ФРЕЙДУ
  5. ВЗГЛЯДЫ НА СТРУКТУРУ ЛИДЕРА КАК ЛИЧНОСТИ
  6. ПЕРВИЧНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
  7. КРИТИКА КОНЦЕПЦИЙ ФРЕЙДА
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

1.Введение

В данной работе я предлагаю рассмотреть актуальную проблему, задетую Фрейдом: «Структура человеческой психики». Тема моего  реферата является актуальной и по сей день, т.к. структура человеческой психики до сих пор остается загадкой для ученых всего мира. Именно Фрейд одним из первых сделал попытку разобраться в этом

В данной работе я поставил перед собой цель:

А)Изучить сруктурную теорию личности ( а именно понять различия между «ОНО», «Я» и «СВЕРХ-Я» сточки зрения Фрейда)

Б)Разобраться с делением психики на СОЗНАТЕЛЬНОЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В)Изучить структуру человеческой психики, углубившись в назначение ОНО, Я и СВЕРХ-Я

Г)Рассмотреть взгляды на структуру лидера как личности

Д)Проанализировать первичные влечения в психоанализе

Е)Ознакомиться с критикой концепций Фрейда Юнгом

2. Структурная теория личности

Представления Фрейда о конфликтной  природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой  противоречивое единство трех взаимодействующих  сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура  личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности -«Оно» - представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия (наслаждения).

Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и  Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

Вторая сфера личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса  Эдипа и, обособляясь от «Оно», в  известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся  в своей деятельности принципом  реальности, что позволяет ему  отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние  на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений  такого рода -взаимоотношение «Оно» и «Я» - описывалось Фрейдом следующим образом: «Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» - заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися  в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную целостность  и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию» (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям) и пр.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд  особенно акцентировал динамические моменты  бытия личности, что явилось сильной  стороной его концепции.

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этого могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

По Фрейду, источником творческой деятельности личности является психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность.

Понимание конфликта как источника  творчества обусловило то обстоятельство, что в теории личности Фрейда творчество предстает как один из способов разрядки психических конфликтов и напряжений, функциональное преобразование которых  обеспечивается одним из важнейших  «защитных механизмов» - «Я»-сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах личности.

В общем, наличие определенной связи  между сексуальностью и творчеством  отмечалось многими исследователями. В этом плане позиция Фрейда отличалась от позиции других ученых главным  образом абсолютизацией и фетишизацией этой связи. Вместе с тем следует  отметить, что исследование Фрейдом  вопроса о связи творчества и  невроза позволило ему не только установить их общие корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии.

Разрабатывая учение о характере  в общем контексте теории личности, Фрейд пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни  под воздействием факторов конституционального  и индивидуального порядка. Подчеркивая  исключительную роль детства в формировании характера личности, Фрейд высказал предположение о существовании  различных видов характеров и  их определенной связи с эрогенными зонами. Согласно Фрейду. эта связь выражается преимущественно в воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или отдельных черт характера. При этом слезет подчеркнуть. что данная классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников психоанализа.

Согласно гипотезе Фрейда, доисторической первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, который изгонял  своих сыновей, когда они достигали  половой зрелости и заявляли о  своих правах на женщин этой орды. Данный конфликт, как полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До поры до времени он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека, которая отличалась высокой степенью амбивалентности: дети, по Фрейду, ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.

Но однажды, стремясь к удовлетворению своих сексуальных влечений, сговорившиеся  братья убили и съели соперника-отца. С этого момента гармонии человеческой психики и личности пришел конец. Под влиянием убийства и каннибалистского акта в них образовались «бессознательное» (носитель кровосмесительных и агрессивных побуждений) и «Я» (носитель запретов и морали).

Это расщепление психики и личности первобытного человека объяснялось  Фрейдом тем, что якобы в результате убийства и каннибалистского акта первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство вины, которое испытывали братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить впоследствии его участь. По мысли Фрейда, эти чувства вынудили братьев-отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от сожительства с женами отца (запрещение инцеста) и об отказе от убийства (запрещение убийства).

Так, по Фрейду, чувство вины и страха привело первобытных людей к  установлению табу (норм-запретов поведения) и первых социальных ценностей.

Мифологизируя жизнь первобытной  орды, Фрейд экстраполировал эту  мифологизацию на жизнь современного общества. Он утверждал, что последовательный прогресс цивилизации был во многом обусловлен чувством вины и страха, которое инициировало первые ограничения изначальных и вечных аморальных влечений (инцеста и убийства), вытекающих из Эдипова комплекса. Однако, по Фрейду, влечения эти не исчезали, а передавались от поколения к поколению столь стабильно, что вполне отчетливо проявляются и в современных людях, хотя и подавляются, как правило, индивидуальным сознанием и общественной моралью.

Фрейд полагал, что установление первых норм-запретов древнего общества (табу) обусловило переход его к другому  уровню организации от орды с жестоким и ревнивым самцом во главе к братской общине с коллективной ответственностью, что послужило толчком к развитию общества и цивилизации.

 

3.Сознательное а бессознательное по Фрейду

 

В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд, как уже отмечалось, не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал, подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. «Для Фрейда, - как отмечает один из исследователей, - бессознательное было вопросом факта, «сферой» человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности». Его в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного. Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет, во-первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых, вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело психоанализ.

В противоположность теоретикам, которые  причину человеческого поведения  пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию человеческого  организма, основатель психоанализа обратился  к внутренним стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в  движение все психические процессы, обусловливающие мотивационную  структуру поведения человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие бессознательного влечения, которое он в качестве условного  допущения и положил в основу мотивации поведения человека. Понятие  бессознательного влечения стало в  его теории тем реально-значимым концептом, при помощи которого объяснялась  эволюция всего живого от примитивного организма до высокоразвитой психической  организации человека.

Фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства.

Как в том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая процедура  по расшифровке «языка» бессознательного, который в символической форме  обретает будто бы свою самостоятельность  в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях  искусства. Искусство, таким образом, рассматривается Фрейдом как  своеобразный способ примирения оппозиционных  принципов «реальности» и «удовольствия» путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и  поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных  симптомов. В психике художника  это достигается путем его  творческого самоочищения и растворения  бессознательных влечений в социально  приемлемой художественной деятельности.

Фрейд понимал, что бессознательное  человек может распознать только путем перевода его в сознание. Но каким образом это возможно и что значит сделать нечто  сознательным? Можно допустить, что  внутренние бессознательные акты доходят  до поверхности сознания или, наоборот, сознание проникает в сферу бессознательного, где «улавливает» и распознает эти  акты. Но такие допущения не дают еще ответа на поставленный вопрос. Как же выйти из тупика? И здесь 

Фрейд находит решение, аналогичное  тому, о котором в свое время  говорил еще Гегель, высказывая остроумную мысль, что ответ на вопросы, которые  оставляет без ответа философия, заключается в том, что они  должны быть иначе поставлены. Не ссылаясь на Гегеля, Фрейд именно так и  поступает. Вопрос: «каким образом что-либо становится сознательным?» - и облекает в форму вопроса: «каким образом что-либо становится предсознательным?». Для Фрейда предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать только то, что некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за давностью времени, но в той или иной степени сохранившим следы воспоминаний.

Информация о работе Фрейд о структуре человеческой психики