Человек невозможен
без общества. Именно в обществе
человек смог реализовать потенциальные
возможности, данные ему космосом
и земной природой. Так, активность
человека как живого существа превратилась
в социально значимую способность к продуктивной
деятельности, к сохранению и созданию
культуры. Динамичность и пластичность
– в способность ориентироваться на другого,
меняться в его присутствии, испытывать
эмпатию. Готовность к восприятию человеческой
речи превратилась в общительность, в
способность к конструктивному диалогу,
к обмену идеями, ценностями, опытом, знаниями.
Именно общественно-исторический способ
бытия сделал прачеловека существом разумным.
Под разумностью педагогическая антропология
вслед за К.Д.Ушинским понимает то, что
характерно только для человека – способность
осознавать не только мир, но и себя в нем:
* свое бытие во
времени и пространстве;
* способность
фиксировать свое осознание мира
и себя;
* стремление
к самоанализу, самокритике, самооценке,
целеполаганию и планированию
своей жизнедеятельности, то есть
самосознание, рефлексия.
Разумность
врожденна у человека. Благодаря
ей он способен осуществлять целеполагание,
философствовать, искать смысл жизни,
стремиться к счастью. Благодаря ей он
способен самосовершенствоваться, воспитываться
и изменять окружающий мир согласно собственным
представлениям о ценном и идеальном.
Она во многом обуславливает развитие
произвольности психических процессов,
совершенствование воли человека.
Разумность
помогает человеку действовать
вопреки своим органическим потребностям,
биологическим ритмам (подавлять
голод, активно работать ночью,
жить в несовместимости). Она иногда заставляет
человека маскировать свои индивидные
свойства (проявления темперамента, пола).
Она дает силы преодолевать страх смерти.
Эта способность справляться с инстинктом,
сознательно идти против природного начала
в себе, против своего организма – видовая
особенность человека.
3. Понятие личности
Проблема
личности – одна из центральных
в психологии.
Каждый
отдельный человек как член
общества является личностью,
то есть:
* участником
совместного и в то же время разделенного труда
и носителем определенной системы отношений;
* выразителем
и одновременно исполнителем
общепринятых требований и ограничений;
* носителем
значимых для других и для
него самого социальных ролей
и статусов;
* сторонником определенного образа
жизни.
Быть
личностью, то есть носителем
социальности, это неотъемлемое
свойство, естественная прирожденная
видовая характеристика человека.
Под
личностью в отечественной психологии
понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное,
разноплановое, полисодержательное, прижизненно
сложившееся психическое образование
человека, в котором он выступает не только
как объект и продукт, результат педагогических
и других воздействий, но и как сознательный
субъект познания и активного преобразования
действительности. Личность – это конкретный
человек в совокупности тех духовных,
психических особенностей, качеств, которые
характеризуют его как объекта (продукт,
результат) общественного развития и как
субъекта преобразования действительности
на основе ее познания и отношения к ней.
Личность – это конкретный человек как
носитель сознания и самосознания. По
мере того, как у человека формируются
и развиваются сознание, осознание и понимание
смысла окружающей его действительности,
себя в реальном мире, смысла своего существования,
складывается и развивается личность.
Хотя личность несет в себе не только сознание,
осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых
психических реалий, феноменов: инстинктов,
привычек, установок, влечений, стереотипов.
4. Факторы социализации, формирования
и развития личности
Человек
не рождается личностью, он
ею становится в процессе взаимодействия
с социальной и природной средой,
с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.
В процессе этого взаимодействия человек
и формируется, и раскрывается, и проявляет
себя как личность.
Ведущую
роль в формировании личности
играют социальные обстоятельства,
к числу которых относятся
прежде всего следующие:
* макросоциосреда
– общественный строй, государственное
устройство, уровень развития общества
и его возможности для обеспечения
жизни и деятельности людей,
особенности идеологического и
другого воздействия на них
средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая,
этническая, религиозная обстановка в
обществе, место, вес, роль страны в системах
международных связей и отношений;
* микросоциосреда
– это среда непосредственного
контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный
класс, студенческая группа, производственный,
трудовой коллектив, другие ситуативные
и относительно длительные взаимосвязи
человека с социальной средой;
* образование.
Под
образованием в советское время понимался процесс и результат усвоения
знаний, выработки умений и навыков. Но
ведь образование обеспечивает в конечном
счете определенный уровень развития
познавательных потребностей и способностей
человека, его подготовку к тому или иному
виду практической деятельности. В последние
годы под образованием понимается «общественно
организуемый и нормируемый процесс постоянной
передачи предшествующего поколения социально
значимого опыта…» (В.С. Леднев). Под содержанием
образования В.С. Леднев понимает «…содержание
триединого целостного процесса, характеризующегося,
во-первых, усвоением опыта предшествующего
поколений, во-вторых, воспитанием типологических
качеств личности, в-третьих, умственным
и физическим развитием человека».
* воспитание.
Воспитание в педагогике всегда являлось центральным
процессом, обозначающим формирование
личности или ее отдельных качеств в соответствии
с тем идеалом, который задает нам общество.
Воспитание
– специально организованный
процесс формирования и развития
человека, прежде всего его духовной сферы.
Выделяют воспитание семейное, в дошкольных
детских учреждениях, школьное, вузовское,
производственное, трудовое, нравственное,
эстетическое, политическое, правовое,
экологическое, профессиональное, физическое.
* обучение.
Обучение
является важнейшим средством
образования и воспитания. Под
обучением понимается процесс
передачи и активного усвоения
знаний, умений и навыков, а
также способов познавательной
деятельности, необходимых для непрерывного
образования.
* деятельность
– игра, учебная, производственно-трудовая,
научная. В процессе деятельности,
включаясь в разнообразные ее
виды, социальные связи и отношения,
человек овладевает социальным
опытом и наращивает его, развивает
свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения
и навыки предметно-практических действий,
поведения.
* социальное
взаимодействие во всем многообразии
его разновидностей, и прежде
всего общение с другими людьми.
На психическое
(и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная
среда его обитания, современная техника,
технологии ее производства и эксплуатации,
использования, побочные продукты современных
производств, та информационно-техническая
среда, которая создается современными
радио-, теле- и другими техническими устройствами.
Наряду
с социальными обстоятельствами
исключительно большую роль в
формировании и развитии личности,
психики в целом, ее отдельных
функций играют биологический
фактор, физиологические особенности
человека, и в первую очередь особенности
общих и специфических типов ВНД, своеобразие
морфологии мозга, развития его отдельных
функциональных структур, наличие тех
или иных нарушений, аномалий в работе
мозга, его отделов.
Связи
между психическим развитием человека и состоянием его организма
неоднозначны. При определенной системе
воспитания и соответствующей активизации
мотивационной сферы человека он может
компенсировать те или иные недостатки
в развитии и строении организма воспитанием
воли, развитием интеллекта, физических
качеств, самооценки, ценностей и других
личностных образований. Психическое
развитие человека зависит и от природных
факторов: климатических, географических,
геофизических, космических и других условий
жизни и деятельности человека.
Особую
роль в формировании и развитии
личности, ее отдельных сфер и
функциональных структур играет
она сама как одно из важнейших
условий проявления всех внешних
и внутренних воздействий на
человека. При этом чем более
развита личность, ее основные
регулятивные структуры (системы ценностей,
потребности, интересы, цели, уровень и
характер самооценки, умения, навыки, установка),
тем более заметную роль она играет в коррекции
особенностей влияния на нее факторов
формирования и развития.
В целом
личность как системное психическое образование
человека выступает результатом сложного
взаимодействия названных и других факторов
и обстоятельств, которые представлены
в ней, составляя ее содержательное наполнение
и системно-структурное оформление. При
этом и социальные, и биологические, и
природные факторы своим содержанием
не прямо перенесены в личность, а представлены
в ней как бы в виде образов, представлений,
понимания смысла, интересов.
Особую
роль в формировании и становлении
личности, и отдельных структур играют общение, другие взаимодействия
человека с непосредственным социальным
окружением и деятельность. Вначале через
общение с родителями, другими людьми,
а затем и через разнообразные виды совместной
с ними деятельности человек усваивает
социальный опыт, овладевает нормами,
правилами, способами поведения и деятельности,
отдельных действий – происходит социализация
личности, формируется и развивается его
субъектность.
Социализация
личности – это процесс овладения
человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами,
функциями, ценностями, общественным опытом
в целом.
Это
непрерывный процесс становления
и развития личности через
освоение человеком материальной
и духовной культуры, социальных
и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни
и деятельности.
Социализация
личности осуществляется через
взаимодействие ее со средой,
в ходе которого человек не
только овладевает социальным
опытом, но и наращивает его,
производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс
социализации личности имеет две взаимосвязанные
стороны. С одной стороны, человек присваивает
социальный опыт, происходит его интериоризация,
субъективация объективности. С другой
– проявляется индивидуальность человека,
осуществляются экстериоризация и объективация
субъективности в его делах, поступках,
в их результатах.
Социализация
личности, ее становление, становление
человека как носителя духовных
и материальных ценностей, норм,
правил, отношений, возникновение и развитие субъективности происходят
под влиянием социальных обстоятельств.
Именно
в процессе социализации у
личности возникают соответствующие
отношения к социальным фактам
и в целом к окружающему
миру, избирательность в восприятии
и оценке фактов и событий, складывается субъективность:
человек начинает активно, избирательно
и целенаправленно взаимодействовать
со средой, проявлять себя, свой духовный
и физический потенциал.
В процессе
социализации человек овладевает
социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его
мира, происходит осознание себя в нем:
складываются системы смысловых образования
личности. Этот процесс начинается в семье
и затем продолжается и наращивается в
дошкольных детских учреждениях, школе,
вузе, на производстве, через средства
массовой информации, самообразование.
В системе
смысловых образований представлено
понимание человеком смысла различных
сторон действительности, смысла
жизни, собственного существования,
перспектив развития мира, в целом
картины мира и тенденций его развития.
5. Духовность и креативность
человека
Специфической
особенностью человека является
и его духовность. Духовность
свойственна всем людям как
общечеловеческая исходная потребность
в ориентации на высшие ценности. Является ли духовность человека
следствием его социально-исторического
бытия или она свидетельство его божественного
происхождения, этот вопрос остается до
сих пор дискуссионным. Однако само наличие
духовности как чисто человеческого феномена
неоспоримо.