Феномен человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Указывают и на то, что информация, полученная о человеке в разные века, не может быть объединена в одно целое, ибо человечество – иное в разные эпохи, так же, как каждый человек – в значительной мере другой в разные периоды своей жизни. И все же образ человека, глубина и объемность представления о нем век от века совершенствуются.
Попытаемся набросать тот контур современного представления о человеке, который складывается при анализе данных, полученных различными науками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Биологическое и социальное в историческом развитии человека……………5
2. Социальность и разумность человека………………………………………….10
3. Понятие личности……………………………………………………………….13
4. Факторы социализации, формирования и развития личности………………..14
5. Духовность и креативность человека…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемых источников………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Феномен человека.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

      Человек невозможен  без общества. Именно в обществе  человек смог реализовать потенциальные  возможности, данные ему космосом  и земной природой. Так, активность человека как живого существа превратилась в социально значимую способность к продуктивной деятельности, к сохранению и созданию культуры. Динамичность и пластичность – в способность ориентироваться на другого, меняться в его присутствии, испытывать эмпатию. Готовность к восприятию человеческой речи превратилась в общительность, в способность к конструктивному диалогу, к обмену идеями, ценностями, опытом, знаниями. Именно общественно-исторический способ бытия сделал прачеловека существом разумным. Под разумностью педагогическая антропология вслед за К.Д.Ушинским понимает то, что характерно только для человека – способность осознавать не только мир, но и себя в нем:

      * свое бытие во  времени и пространстве;

      * способность  фиксировать свое осознание мира  и себя;

      * стремление  к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию  своей жизнедеятельности, то есть  самосознание, рефлексия.

      Разумность  врожденна у человека. Благодаря  ей он способен осуществлять целеполагание, философствовать, искать смысл жизни, стремиться к счастью. Благодаря ей он способен самосовершенствоваться, воспитываться и изменять окружающий мир согласно собственным представлениям о ценном и идеальном. Она во многом обуславливает развитие произвольности психических процессов, совершенствование воли человека.

      Разумность  помогает человеку действовать  вопреки своим органическим потребностям, биологическим ритмам (подавлять  голод, активно работать ночью,  жить в несовместимости). Она иногда заставляет человека маскировать свои индивидные свойства (проявления темперамента, пола). Она дает силы преодолевать страх смерти. Эта способность справляться с инстинктом, сознательно идти против природного начала в себе, против своего организма – видовая особенность человека.

     

 

3. Понятие личности

     

      Проблема  личности – одна из центральных  в психологии.

      Каждый  отдельный человек как член  общества является личностью,  то есть:

      * участником  совместного и в то же время разделенного труда и носителем определенной системы отношений;

      * выразителем  и одновременно исполнителем  общепринятых требований и ограничений;

      * носителем  значимых для других и для  него самого социальных ролей  и статусов;

      * сторонником определенного образа жизни.

      Быть  личностью, то есть носителем  социальности, это неотъемлемое  свойство, естественная прирожденная  видовая характеристика человека.

      Под  личностью в отечественной психологии  понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сложившееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности. Личность – это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность – это конкретный человек как носитель сознания и самосознания. По мере того, как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, привычек, установок, влечений, стереотипов.

     

 

4. Факторы социализации, формирования  и развития личности

     

      Человек  не рождается личностью, он  ею становится в процессе взаимодействия  с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

      Ведущую  роль в формировании личности  играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся  прежде всего следующие:

      * макросоциосреда  – общественный строй, государственное  устройство, уровень развития общества  и его возможности для обеспечения  жизни и деятельности людей,  особенности идеологического и  другого воздействия на них  средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений;

      * микросоциосреда  – это среда непосредственного  контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

      * образование.

      Под  образованием в советское время понимался процесс и результат усвоения знаний, выработки умений и навыков. Но ведь образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. В последние годы под образованием понимается «общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующего поколения социально значимого опыта…» (В.С. Леднев). Под содержанием образования В.С. Леднев понимает «…содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующего поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека».

      * воспитание.

      Воспитание в педагогике всегда являлось центральным процессом, обозначающим формирование личности или ее отдельных качеств в соответствии с тем идеалом, который задает нам общество.

      Воспитание  – специально организованный  процесс формирования и развития  человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое.

      * обучение.

      Обучение  является важнейшим средством  образования и воспитания. Под  обучением понимается процесс  передачи и активного усвоения  знаний, умений и навыков, а  также способов познавательной  деятельности, необходимых для непрерывного  образования.

      * деятельность  – игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее  виды, социальные связи и отношения,  человек овладевает социальным  опытом и наращивает его, развивает  свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения.

      * социальное  взаимодействие во всем многообразии  его разновидностей, и прежде  всего общение с другими людьми.

      На психическое  (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.

      Наряду  с социальными обстоятельствами  исключительно большую роль в  формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных  функций играют биологический  фактор, физиологические особенности  человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

      Связи  между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. При определенной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований. Психическое развитие человека зависит и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.

      Особую  роль в формировании и развитии  личности, ее отдельных сфер и  функциональных структур играет  она сама как одно из важнейших  условий проявления всех внешних  и внутренних воздействий на  человека. При этом чем более  развита личность, ее основные  регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установка), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.

      В целом  личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов.

      Особую  роль в формировании и становлении  личности, и отдельных структур играют общение, другие взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается его субъектность.

      Социализация  личности – это процесс овладения  человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом.

      Это  непрерывный процесс становления  и развития личности через  освоение человеком материальной  и духовной культуры, социальных  и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

      Социализация  личности осуществляется через  взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не  только овладевает социальным  опытом, но и наращивает его,  производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой – проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстериоризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

      Социализация  личности, ее становление, становление  человека как носителя духовных  и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъективности происходят под влиянием социальных обстоятельств.

      Именно  в процессе социализации у  личности возникают соответствующие  отношения к социальным фактам  и в целом к окружающему  миру, избирательность в восприятии  и оценке фактов и событий, складывается субъективность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

      В процессе  социализации человек овладевает  социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образования личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразование.

      В системе  смысловых образований представлено  понимание человеком смысла различных  сторон действительности, смысла  жизни, собственного существования,  перспектив развития мира, в целом  картины мира и тенденций его развития.

     

 

5. Духовность и креативность  человека

     

      Специфической  особенностью человека является  и его духовность. Духовность  свойственна всем людям как  общечеловеческая исходная потребность  в ориентации на высшие ценности. Является ли духовность человека следствием его социально-исторического бытия или она свидетельство его божественного происхождения, этот вопрос остается до сих пор дискуссионным. Однако само наличие духовности как чисто человеческого феномена неоспоримо.

Информация о работе Феномен человека