Феномен "акме" и его главные характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматриваются некоторые вопросы новой науки акмеологии, главной задачей которой является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего, как профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня.

Оглавление

Введение 3
1 Феномен "акме" и его главные характеристики 4
2 "Акме" в профессиональном развитии человека 5
3 "Акме" в контексте жизненного пути человека 8
4 "Акме" как феномен развития группы, организации, общности 11
Заключение 18
Список использованных источников 20



Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.52 Кб (Скачать)

Категория "социальное" употребляется  в разных смыслах. В науке можно  выделить понимание "социального" в узком смысле слова как специфической  сферы "общественного". Однако имеет  место понимание "социального" в широком смысле слова как синонима общественного, означающего принадлежность, включенность явлений в сферу надорганического, обладающего определенными субстанциональными характеристиками, не сводимыми к свойствам других сфер реальности. Для определения качественной специфики социальной системы необходимо учитывать внутренние и внешние обстоятельства, которые во взаимодействии образуют ее целостный образ жизни, способ воспроизводства в среде обитания. Способом существования, выделяющим людей из природы, является целенаправленная деятельность отдельного и совокупного человека. Социальный субъект осуществляет свою жизнедеятельность в конкретном историческом и социокультурном контексте, что определяет характер этой деятельности, а также рамки активности и самореализации субъекта. Исторически и логически индивидуальный и социальный субъекты формируются в связи и взаимодействии. Из этого следует, что постановка вопроса о том, что возникает раньше индивидуальный или совокупный субъект, — является не совсем корректной. Признавая тот факт, что феномен индивидуального субъекта по своему происхождению, детерминации, содержанию несет в себе признак социальности, что признаки субъектности формируются у человека через отношения с другими людьми, обществом, многие исследователи не считают возможным выделять в качестве отдельной категории "социальный субъект". Однако многие ученые считают правомерным выделение категории "социальный субъект" как самостоятельной, имеющей свое содержание и формы проявления.

Отличный от субъекта вообще, субъект  социальный не может быть понят путем  механического прибавления прилагательного "социальный" к подлежащему "субъект". Их синтез рождает качественно новое  образование "социальный субъект". Социальный субъект представляет собой социальное образование, детерминированное системой каузальных, системно-структурных и динамических связей и обеспечивающее равновесие и поступательное развитие общественной системы в целом и отдельных ее частей.

Применительно к социальному субъекту базовые характеристики субъекта —  активность, деятельность, сознание, самосознание, отношения — приобретают новый  признак "социальность". Таким  образом, мы уже имеем дело с категорией социальной активности, социальной деятельности, социальным сознанием, социальным мышлением, социальными отношениями и их отражениями в "духе субъекта".

Можно с определенной степенью уверенности  сказать, что выделенный выше феномен  социального субъекта может составить  объект и предмет такой отрасли  акмеологии, как социальная акмеология, а анализ его свойств, динамики факторов формирования и развития составить ее проблемное поле. Такая область знания может быть создана на стыке социальной философии, социальной психологии и акмеологии.

Многообразие социальных субъектов  делает необходимым их классификацию. Дифференциацию субъектов можно  произвести по трем основаниям. В качестве критериев выделения того или  иного вида субъектов приняты: субстанциональный, сферный и институциональный. В соответствии с первым основанием выделены и охарактеризованы следующие виды субъектов: личность, группа (большая и малая, организованная и стихийная). В связи с разделением труда используется сферный подход, и в соответствии с ним рассматриваются субъекты: экономики, политики, права, нравственности, искусства, религии и т. д. Институциональный аспект позволяет выделить в качестве субъектов институты, организации, союзы, общественные объединения. Каждое общество характеризуется определенным набором субъектов и их качеством. Субъектная структура в значительной степени определяется уровнем развития общества, конкретно-исторической ситуацией, характером межсубъектных отношений.

В качестве специфического критерия типологии социальных субъектов  выступает уровень развитости субъекта соответственно стадиям: образования, становления и зрелости. На стадии зрелости субъект приобретает свою качественную определенность, превращаясь из группы в общность, из простой совокупности людей в их целостное объединение, из суммы отдельных "Я" в интегрированное "мы". Перефразируя известное выражение, можно сказать, что показателем ставшей субъектности является превращение группы, личности из потенциального "субъекта — в себе", в действительный "субъект — для себя", что выражается в самосознании, самодеятельности, внутренней сплоченности, деятельностном самоопределении и активности.

Интегральным критерием выступает  критерий акме, который можно выделить в следующих показателях:

Сознание и самосознание группы выступают как показатель духовной общности, однако эта общность по-разному  проявляется на разных этапах формирования группы. Различают следующие общности:

— низший типологический уровень  — сходство психологических черт в силу сходства условий (типичный рабочий, типичный интеллигент типичный бизнесмен);

— средний — идентификационный  уровень, — когда отдельный член группы осознает свою принадлежность к данной группе, группа — к обществу на основе сознательно принимаемых  ее ценностей, образа мыслей, целей  и отличает себя от тех, кто принадлежит  к другим группам (мы - "реформаторы", они — "консерваторы");

— высший уровень общности — уровень  солидарности (консолидации) — психологическая  готовность к совместным действиям  во имя общих интересов и целей.

Ценности больших социальных групп  кристаллизуются и "оседают" в  психологии "ячеек" - малых групп  и отдельных людей, в индивидуальном сознании. Уровень идентификации личности с общностью зависит от множества факторов, в том числе и конкретной ситуации.

Важно не только выявить уровни общности, но и изучить факторы, действующие  на повышение или снижение уровня общности. При переходе с первого  на второй уровень действуют следующие  факторы: социальная структура общества, объективное положение группы в  ней, ее социальная роль, уровень развития; внутригрупповая структура (процессы идентификации происходят по-разному  в однородных и разнородных по структуре группах); эмпиричность, очевидность, непосредственность отражения в  сознании людей признаков, позволяющих  идентифицировать себя и группу, при  этом имеют значение не только глубинные  признаки, обеспечивающие общность, но и вторичные, лежащие на поверхности, доступные и понятные каждому.

При переходе от второй к третьей  стадии значимы следующие факторы: интенсивность коммуникаций — степень  концентрированное™ группы, совместный образ жизни, общность интересов "Мы", развитость внутригрупповой организации; практика совместных действий; лидеры; символы.

В становлении группы-субъекта как  общности действуют социально-психологические  механизмы "Мы" - "Они", закономерности межгруппового и внутригруппового взаимодействия (идентификации, обособления, репродукции, группового фаворитизма, аутгрупповой агрессии, каузальной атрибуции и др.). Развитие социально-философской теории, а также использование разработок различных наук позволяет не только эксплицировать понятие "социальный субъект", но и наполнить его конкретным содержанием и выявить формы проявления социальной субъектности. Вместе с тем он позволяет расширить содержание феномена "акме".

Применительно к группе показатели "акме" раскрываются через социально-психологические  ее характеристики, которые окончательно оформляются и получают более  или менее устойчивый характер. Среди них: групповое (а на более высокой стадии — коллективное) сознание, включающее групповые цели, программы действия, взгляды на внутреннее бытие группы и внешние условия), групповые ценности (отражающие или находящиеся в противоречии с общественными или индивидуальными), групповые традиции, нормы, регулирующие отношения между людьми. Поскольку группа является элементом структуры общества, на нее не могут не влиять принятые в обществе идеи, идеалы, образцы, ценности. Усваивая их и преобразуя с учетом собственного опыта, группа поднимается до уровня субъекта своей жизнедеятельности, показателями этого уровня выступают: совместность, сработанность, сплоченность, а кроме того, общность общегрупповых целей, интересов, ценностей, психологическая совместимость, готовность к сотрудничеству и взаимозаменяемости, положительный эмоциональный настрой.

Для такой группы характерна определенная иерархия ценностей: ориентация на продуктивную работу; коллективистские отношения, превращение общественно необходимых целей в коллективно и личностно значимые, ориентация на "другого", положительная мотивация, готовность к совместной работе.

Можно также выделить ряд акмеологических  показателей группы: компетентность, ответственность, организованность (высший уровень самоуправления), дисциплинированность, инициативность, принципиальность, трудолюбие, хозяйственность, справедливость, сотрудничество, критичность, корпоративная культура, самосознание, чувство "Мы".

Интегральным показателем акме группы можно считать оптимальное  соотношение общественных, групповых  и личных целей, интересов и ценностей, их согласованность и сбалансированность. Все это позволяет группе превратиться из объекта управления в субъект  самоуправления. Это означает, что, выполняя функцию посредника между  личностью и обществом, группа вместе с тем создает непосредственную благоприятную среду для самореализации, самораскрытия и саморазвития каждой личности, используя для этого  многочисленные механизмы и методы стимулирования активности, как индивидуальной, так и групповой.

Совершенно понятно, что достигнутое  группой акме требует значительных усилий для его поддержания. Вместе с тем, учитывая сложность и многообразие внутренних и внешних факторов жизнедеятельности  группы, ее динамику, нельзя себе представить, что возможен и "обратный" ход, могут наступить периоды спада, кризиса, даже разрушения. В этой связи, исследуя группу в акмеологии, важно  учитывать разработанные в философии  понятия, характеризующие "субъект" в такие кризисные периоды. Употребляя понятие субъект в позитивном плане (как "работающий" на общество, группу, других, себя), исследователи считают возможным говорить и о субъекте в негативном, деструктивном смысле, т. е. о субъекте, активность и деятельность которого носит разрушительный характер или, во всяком случае, по своей направленности противостоит или не совпадает с общепринятыми нормами и ценностями. В таком случае говорят об "асоциальном субъекте", который характеризуется девиантным поведением. Таким образом, оставаясь внешне вполне активным, субъект направляет свою активность не на конструктивные задачи, а на разрушительные, и вряд ли в таком случае можно применить к нему критерий "акме".

 

Заключение

 

Акмеология была вызвана к жизни  потребностью современного общества в  компетентных специалистах, профессионалах высокого класса, обладающих личностной зрелостью и способностью преодолевать неблагоприятные обстоятельства быстро меняющегося социального мира. Вместе с тем акмеология может оказывать  мощное обратное влияние на прогресс представлений о возможностях совершенствования  человека в созидании себя как  профессионала и как личности.

Анализ современного состояния  акмеологии неизбежно ставит вопрос о нерешенных проблемах акмеологии как относительно новой психологической  дисциплины, а также о перспективах дальнейшего развития акмеологии как  науки.

Назовем некоторые пока нерешенные проблемы акмеологии и перспективы  ее развития.

В методологической ориентации акмеологии должны быть отражены особенности естественнонаучной, гуманитарной, социальной и технической  ориентации. Пока полное решение этих труднейших задач еще не найдено.

Необходимо выявление во взаимосвязи  основных характеристик вершин в  развитии взрослого человека как  индивида, как гражданина, специалиста  в определенной сфере деятельности и как личности во всех других ее отношениях с действительностью.

Для акмеологии, как и для большинства  наук, характерно проведение исследований главным образом на уровне "общего" и "отдельного". Вместе с тем  должна состояться и проблема "единого": должны быть выявлены и сведены в  систему объективные и субъективные факторы и условия, которые необходимы, чтобы каждый физически здоровый человек, проходя в своем развитии ступени взрослости, состоялся бы как неординарная индивидуальность во всех своих социально важных характеристиках.

В акмеологии созданы и успешно  внедряются в работу с кадрами  различные технологии оптимизации  личностного и профессионального  развития и саморазвития, а также  формы акмеологического консультирования и практикумов, предназначенные  для повышения уровня профессионализма в ряде сфер деятельности (управление, образование и др.). Важно развить  их и конкретизировать для использования  во многих других областях труда, где  также остра проблема повышения  профессионализма кадров.

Такие же требующие освещения и  решения в акмеологическом ключе  проблемы должны быть четко сформулированы и определены стратегия, тактика  и техники их решения и осуществлено само их решение.

Необходима "привязка" показателей  профессионализма не только к отдельному человеку, но и к общности людей, к жизнедеятельности организаций.

Представляет интерес выявление  условий достижения вершин профессионализма в профессиях "человек-рынок" с  учетом специфики менеджмента, предпринимательства, маркетинга, паблик-релейшн-технологий.

Чрезвычайно важно изучение взаимосвязи  достижения вершин профессионализма в  разных сферах исследования личности высоким нравственным эталонам человека современного демократического общества.

Информация о работе Феномен "акме" и его главные характеристики