Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа
В работе рассматриваются некоторые вопросы новой науки акмеологии, главной задачей которой является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего, как профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня.
Введение 3
1 Феномен "акме" и его главные характеристики 4
2 "Акме" в профессиональном развитии человека 5
3 "Акме" в контексте жизненного пути человека 8
4 "Акме" как феномен развития группы, организации, общности 11
Заключение 18
Список использованных источников 20
Категория "социальное" употребляется в разных смыслах. В науке можно выделить понимание "социального" в узком смысле слова как специфической сферы "общественного". Однако имеет место понимание "социального" в широком смысле слова как синонима общественного, означающего принадлежность, включенность явлений в сферу надорганического, обладающего определенными субстанциональными характеристиками, не сводимыми к свойствам других сфер реальности. Для определения качественной специфики социальной системы необходимо учитывать внутренние и внешние обстоятельства, которые во взаимодействии образуют ее целостный образ жизни, способ воспроизводства в среде обитания. Способом существования, выделяющим людей из природы, является целенаправленная деятельность отдельного и совокупного человека. Социальный субъект осуществляет свою жизнедеятельность в конкретном историческом и социокультурном контексте, что определяет характер этой деятельности, а также рамки активности и самореализации субъекта. Исторически и логически индивидуальный и социальный субъекты формируются в связи и взаимодействии. Из этого следует, что постановка вопроса о том, что возникает раньше индивидуальный или совокупный субъект, — является не совсем корректной. Признавая тот факт, что феномен индивидуального субъекта по своему происхождению, детерминации, содержанию несет в себе признак социальности, что признаки субъектности формируются у человека через отношения с другими людьми, обществом, многие исследователи не считают возможным выделять в качестве отдельной категории "социальный субъект". Однако многие ученые считают правомерным выделение категории "социальный субъект" как самостоятельной, имеющей свое содержание и формы проявления.
Отличный от субъекта вообще, субъект
социальный не может быть понят путем
механического прибавления
Применительно к социальному субъекту базовые характеристики субъекта — активность, деятельность, сознание, самосознание, отношения — приобретают новый признак "социальность". Таким образом, мы уже имеем дело с категорией социальной активности, социальной деятельности, социальным сознанием, социальным мышлением, социальными отношениями и их отражениями в "духе субъекта".
Можно с определенной степенью уверенности сказать, что выделенный выше феномен социального субъекта может составить объект и предмет такой отрасли акмеологии, как социальная акмеология, а анализ его свойств, динамики факторов формирования и развития составить ее проблемное поле. Такая область знания может быть создана на стыке социальной философии, социальной психологии и акмеологии.
Многообразие социальных субъектов делает необходимым их классификацию. Дифференциацию субъектов можно произвести по трем основаниям. В качестве критериев выделения того или иного вида субъектов приняты: субстанциональный, сферный и институциональный. В соответствии с первым основанием выделены и охарактеризованы следующие виды субъектов: личность, группа (большая и малая, организованная и стихийная). В связи с разделением труда используется сферный подход, и в соответствии с ним рассматриваются субъекты: экономики, политики, права, нравственности, искусства, религии и т. д. Институциональный аспект позволяет выделить в качестве субъектов институты, организации, союзы, общественные объединения. Каждое общество характеризуется определенным набором субъектов и их качеством. Субъектная структура в значительной степени определяется уровнем развития общества, конкретно-исторической ситуацией, характером межсубъектных отношений.
В качестве специфического критерия типологии социальных субъектов выступает уровень развитости субъекта соответственно стадиям: образования, становления и зрелости. На стадии зрелости субъект приобретает свою качественную определенность, превращаясь из группы в общность, из простой совокупности людей в их целостное объединение, из суммы отдельных "Я" в интегрированное "мы". Перефразируя известное выражение, можно сказать, что показателем ставшей субъектности является превращение группы, личности из потенциального "субъекта — в себе", в действительный "субъект — для себя", что выражается в самосознании, самодеятельности, внутренней сплоченности, деятельностном самоопределении и активности.
Интегральным критерием
Сознание и самосознание группы выступают как показатель духовной общности, однако эта общность по-разному проявляется на разных этапах формирования группы. Различают следующие общности:
— низший типологический уровень — сходство психологических черт в силу сходства условий (типичный рабочий, типичный интеллигент типичный бизнесмен);
— средний — идентификационный уровень, — когда отдельный член группы осознает свою принадлежность к данной группе, группа — к обществу на основе сознательно принимаемых ее ценностей, образа мыслей, целей и отличает себя от тех, кто принадлежит к другим группам (мы - "реформаторы", они — "консерваторы");
— высший уровень общности — уровень солидарности (консолидации) — психологическая готовность к совместным действиям во имя общих интересов и целей.
Ценности больших социальных групп кристаллизуются и "оседают" в психологии "ячеек" - малых групп и отдельных людей, в индивидуальном сознании. Уровень идентификации личности с общностью зависит от множества факторов, в том числе и конкретной ситуации.
Важно не только выявить уровни общности, но и изучить факторы, действующие на повышение или снижение уровня общности. При переходе с первого на второй уровень действуют следующие факторы: социальная структура общества, объективное положение группы в ней, ее социальная роль, уровень развития; внутригрупповая структура (процессы идентификации происходят по-разному в однородных и разнородных по структуре группах); эмпиричность, очевидность, непосредственность отражения в сознании людей признаков, позволяющих идентифицировать себя и группу, при этом имеют значение не только глубинные признаки, обеспечивающие общность, но и вторичные, лежащие на поверхности, доступные и понятные каждому.
При переходе от второй к третьей стадии значимы следующие факторы: интенсивность коммуникаций — степень концентрированное™ группы, совместный образ жизни, общность интересов "Мы", развитость внутригрупповой организации; практика совместных действий; лидеры; символы.
В становлении группы-субъекта как
общности действуют социально-
Применительно к группе показатели
"акме" раскрываются через социально-
Для такой группы характерна определенная иерархия ценностей: ориентация на продуктивную работу; коллективистские отношения, превращение общественно необходимых целей в коллективно и личностно значимые, ориентация на "другого", положительная мотивация, готовность к совместной работе.
Можно также выделить ряд акмеологических показателей группы: компетентность, ответственность, организованность (высший уровень самоуправления), дисциплинированность, инициативность, принципиальность, трудолюбие, хозяйственность, справедливость, сотрудничество, критичность, корпоративная культура, самосознание, чувство "Мы".
Интегральным показателем акме
группы можно считать оптимальное
соотношение общественных, групповых
и личных целей, интересов и ценностей,
их согласованность и
Совершенно понятно, что достигнутое
группой акме требует значительных
усилий для его поддержания. Вместе
с тем, учитывая сложность и многообразие
внутренних и внешних факторов жизнедеятельности
группы, ее динамику, нельзя себе представить,
что возможен и "обратный" ход,
могут наступить периоды спада,
кризиса, даже разрушения. В этой связи,
исследуя группу в акмеологии, важно
учитывать разработанные в
Заключение
Акмеология была вызвана к жизни потребностью современного общества в компетентных специалистах, профессионалах высокого класса, обладающих личностной зрелостью и способностью преодолевать неблагоприятные обстоятельства быстро меняющегося социального мира. Вместе с тем акмеология может оказывать мощное обратное влияние на прогресс представлений о возможностях совершенствования человека в созидании себя как профессионала и как личности.
Анализ современного состояния акмеологии неизбежно ставит вопрос о нерешенных проблемах акмеологии как относительно новой психологической дисциплины, а также о перспективах дальнейшего развития акмеологии как науки.
Назовем некоторые пока нерешенные проблемы акмеологии и перспективы ее развития.
В методологической ориентации акмеологии
должны быть отражены особенности
Необходимо выявление во взаимосвязи основных характеристик вершин в развитии взрослого человека как индивида, как гражданина, специалиста в определенной сфере деятельности и как личности во всех других ее отношениях с действительностью.
Для акмеологии, как и для большинства
наук, характерно проведение исследований
главным образом на уровне "общего"
и "отдельного". Вместе с тем
должна состояться и проблема "единого":
должны быть выявлены и сведены в
систему объективные и
В акмеологии созданы и успешно
внедряются в работу с кадрами
различные технологии оптимизации
личностного и
Такие же требующие освещения и
решения в акмеологическом
Необходима "привязка" показателей
профессионализма не только к отдельному
человеку, но и к общности людей,
к жизнедеятельности
Представляет интерес
Чрезвычайно важно изучение взаимосвязи достижения вершин профессионализма в разных сферах исследования личности высоким нравственным эталонам человека современного демократического общества.
Информация о работе Феномен "акме" и его главные характеристики