Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:32, курсовая работа
В работе рассматриваются некоторые вопросы новой науки акмеологии, главной задачей которой является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего, как профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня.
Введение 3
1 Феномен "акме" и его главные характеристики 4
2 "Акме" в профессиональном развитии человека 5
3 "Акме" в контексте жизненного пути человека 8
4 "Акме" как феномен развития группы, организации, общности 11
Заключение 18
Список использованных источников 20
3 "Акме" в контексте жизненного пути человека
Жизненный путь - необратимое время и пространство жизни человека (от рождения до смерти), в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующим своему типу личности стратегии.
Подходы к изучению жизненного пути человека
Первый (и наиболее ранний) (идеографический подход к жизни как судьбе, независящей от человека, подчеркивал неповторимость личности).
Второй — (биографический), близкий к первому по своему феноменологическому описательному характеру также выявлял неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств.
Третий (онтогенетический) - сложился в возрастной психологии как возрастная периодизация жизни личности, общая для всех людей.
Четвертый — акцентировал определяющую роль детства (и сексуальных отношений с родителями) или роль врожденной потребности самоактуализации, детерминирующей личность и ее жизненный путь. При этом Бюлер предпринимает попытку представить жизненный путь как закономерный процесс — "индивидуальную историю" и выделяет в качестве его единиц внешние и внутренние события. Но, минуя личность, ей не удалось их связать.
Пятый — наиболее ярко представленный эпигенетической концепцией Э.Эриксона, — раскрыл особенности развития и новообразования личности, возникающие в каждом возрастном периоде через разрешение связанных с ним восьми кризисов.
Шестой подход связан с разработкой Б.Г.Ананьевым, категории "жизненного цикла", ценен стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни личности.
Седьмой подход качественно отличается от предыдущих, поскольку, во-первых, сама личность определяется не как обособленная, наличная, данная субстанционально, а континуально, т. е. в пространстве-времени жизненного пути, его противоречий и способов их решения; самовыражение и самоактуализации — две важнейшие характеристики личностной сущности. Это способ объективации личности в формах и обстоятельствах, противоречиях жизни.
Иначе говоря личность есть то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях, а жизнь есть то, что сумела сделать из нее личность своими усилиями, волей и сознанием, вопреки жизненным обстоятельствам. Личности как развивающейся системе присущи два способа детерминации и организации — объективный, независящий от нее и субъективный, присущий ей как субъекту.
Сам жизненный путь рассматривается небезлично (согласно той или иной теоретической модели того или иного психолога), а в зависимости от личности, уровня ее активности, сознания, ее личностной зрелости, ответственности, способности принимать решения и организовывать время. Личность выбирает направление (сферу) жизненного пути, изменяет его направление, организует и координирует его события и ситуации.
С.Л.Рубинштейн разрабатывает понятие "субъект жизненного пути", в качестве которого (только при определенных условиях) выступает личность. Если жизненный путь традиционно делится на прошлое, настоящее и будущее, то личность в качестве субъекта обладает способностью связывать их определенным образом своим сознанием, опытом и поступками. Критериями личности как субъекта жизненного пути являются:
1) способность к согласованию
внутренней организации и
2) способность к оптимальному
разрешению жизненных
3) способность к движению по жизненному пути "по восходящей", т. е. к развитию как совершенствованию.
Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
Понятие "акме", как известно, было выдвинуто Б.Г.Ананьевым и лишь десятилетия спустя благодаря развитию акмеологии стало не метафорой, а научным термином.
Акмеология — активно
Во-первых, понятие "акме" в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. Вышесказанное позволяет говорить о том, что акме — это не отдельно высший уровень развития личности или высший уровень ее достижений, а это кульминация способа самореализации субъекта жизненного пути. Поэтому для одного типа личности эта кульминация достигается один раз в жизни, и он удерживается на этом предельном уровне все оставшееся (профессионально, жизненно) время. Эта кульминация имеет таким образом пролонгированный характер.
Другой тип достигает своей
кульминации ("акме") как самореализовавшаяся
на протяжении всей жизни личность
только в старости. Это высшее качество
и уровень развития личности, ее
гармоничности, оптимальность, но остается
краткий отрезок жизни — год-
Третий тип достигает вершин жизни неоднократно, но в силу жизненных противоречий, изменений жизни и целей самой личности (прерывистая линия жизни), достигнув вершины, он либо опускается на обычный уровень, либо стремится к следующей. В данном случае, возможно, говорить об иерархии жизненных "пиков" или вершин.
Мы предполагаем, что понятие "акме", если его раскрыть в контексте категории субъекта, позволяет говорить об умножении (о неисчерпаемости) личностных возможностей на основе и благодаря достижению кульминации. Развитие субъекта, таким образом, носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.
Выше речь шла о соответствии уровня развития личности ее индивидуальным возможностям и пределам. Для психологии это так. Но для акмеологии, в которой кульминация субъекта рассматривается в контексте духовной человеческой культуры, личность, вбирая в себя все ее богатства, начинает развиваться по принципу прогрессии.
4 "Акме" как феномен развития группы,
организации, общности
"акме" группы — показатель наивысших достижений в ее деятельности, уровне организации и самоорганизации, сплоченности людей на основе общих целей, интересов, ценностей;
"акме" организации — высшее проявление способности к организации и самоорганизации, направленных на решение значимых для нее и для общества задач;
"акме" общности — совокупность базовых, значимых для группы в целом и входящих в нее людей ценностей, объединяющих людей не только общими целями и совместной деятельностью по их достижению, но и обеспечивающих их духовное единство, сознание и чувство "мы";
Развитие личности как субъекта
деятельности в период "взрослости",
"зрелости" Б.Г. Ананьев характеризовал
как фазу онтогенеза, "когда человек
живет наиболее продуктивной творческой,
профессиональной и социально-активной
жизнью". Следовательно, одним из
показателей зрелости личности является
система социальных отношений, которыми
он связан с другими людьми, как
отдельными индивидами, с личностями,
ассоциированными и объединенными
в соответствующие группы, организации,
общности. Таким образом, человек
на стадии зрелости выступает не только
в качестве субъекта деятельности,
но и субъекта отношений. В этой связи
его статусную и ролевую
Каковы же теоретические предпосылки, которые дают основание применить критерий акме и к "совокупному человеку" — группе, организации, общности?
Прежде всего, это деятелъностный, а вместе с ним субъектный подходы в акмеологическом исследовании, которые, будучи общенаучными принципами социального и гуманитарного познания, используются и в акмеологии. В самом общем виде деятельность рассматривается как форма активности личности, посредством которой удовлетворяются ее основные потребности, осуществляется усвоение и изменение внешней среды, а вместе с этим и самого человека.
Деятельность предстает как
взаимопереходы субъекта в объекты
(Г.С.Батищев). Так как системообразующим
признаком деятельности является предметность,
она выступает основой
Как отмечает Г.С. Батищев, культурно-исторический субъект деятельности представляет собой тождество общественного человека и человеческой общественности.
Субъект представляет собой совокупность
межиндивидуальных сущностей
Чтобы понять характер этих сущностей, необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что деятельность человека, будучи предметной, имеет еще одну существенную характеристику: она носит совместный характер. Исторически способствуя сохранению человека в борьбе с природой и возмещая его индивидуальную слабость в этой борьбе, совместная деятельность и жизнедеятельность обеспечили развитие родового человека в филогенезе. Вместе с тем каждый раз совместное бытие с другими обеспечивает становление человека как личности, как субъекта, как индивидуальности (в онтогенезе). Включаясь в совместную жизнедеятельность, человек вступает в сложную и многообразную систему отношений (объективных и субъективных) с другими людьми. Непосредственно реальной формой этих отношений выступает общение, процесс, в котором внутренний мир одного человека открывается для другого. Но чтобы это произошло, группа, общность должна стать референтной, т. е. такой, ценности которой принимаются этими людьми.
В такой группе ассоциации, общности отношения взаимной зависимости, определяющиеся общностью целей и совместных действий по их достижению, не ограничивают индивидуальные проявления, а способствуют их развитию, и поэтому в такой группе-общности возможна подлинная свобода как самосущность, самоценность, а не как свобода "от чего-то", "от кого-то".
Если личность выступает в качестве субъекта взаимодействия, то группа, общество могут быть рассмотрены как некие субъекты, представляющие собой совокупность взаимодействующих индивидов и вместе с тем качественно новые образования, которые можно описать или охарактеризовать через систему относительно устойчивых критериев, а также динамических показателей, изменяющихся в зависимости от уровня развития группы.
Чтобы раскрыть специфику акме группы, организации, общности, необходимо синтезировать философский, психологический и акмеологический подходы. Начнем с философского подхода.
Применительно к обществу как системе
и составляющим его элементам, социальной
структуре — различным
Общество как система
В совместной деятельности люди объединяются
в те или иные группы, ассоциации,
объединения. Так появляются социальные
субъекты: большие и малые социальные
группы, общности, институты, обеспечивающие
функционирование общества и личности,
вовлечение отдельного индивида в совместную
деятельность. Между различными групповыми
субъектами складывается специфический
вид общественных отношений —
социальные отношения. Они могут
носить характер сотрудничества, соперничества,
взаимопомощи и конкуренции, единства
или конфронтации, противостояния вплоть
до конфликта. Совместная жизнедеятельность
порождает необходимость
Информация о работе Феномен "акме" и его главные характеристики