Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:00, курсовая работа
Цель работы: определение дистанционного обучения, как наиболее современного вида обучения, не уступающего традиционным формам образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, обучение, асинхронные, синхронные технологии.
Содержание курсовой работы: Рассматриваются: проблемы и перспективы дистанционного образования. Проводится контент - анализ научных статей.
Введение………………………………………………………………………..5
1. Дистанционное образование……………………………………….............7
1.1. Перспективы дистанционного образования…………………………….9
1.2 Проблемы дистанционного образования………………………………..14
Вывод …………….……………………………………………………………15
2. Практическая часть работы……………………………...………………...16
Заключение…………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………25
Таблица 2 – Сводная таблица
Источники |
Признаки | ||||
Объем статьи |
Цель |
Автор |
Теоретический уровень |
Тема статьи | |
Педагогика№6, 1999 |
02 |
04,05,09 |
11 |
18, 20 |
22,25,26 |
Педагогика№6, 2004 |
03 |
04,05,07,08 |
11 |
17,19,20 |
22,23,28 |
Материалы по психологии, интернет * |
01 |
04,06,09 |
14 |
17, 18 |
23,24,27 |
Статья №1.
Полат Е. С., Петров А. Е.. Дистанционное обучение: каким ему быть?//Педагогика. – 1999. - №7.
Автор начинает статью с описания понятия «дистанционное обучение». Четко дает представление о содержании дистанционного образования, тем самым читая первый раз статью, сразу можно понять, что пытается донести до нас Полат Е. С.
Автор, пишет о том, что эффективность дистанционного обучения зависит от того, насколько налажено взаимодействие преподавателя и обучаемого (хоть они и разделены расстоянием). Возникает сразу вопрос: почему? Все зависит от того как используются при этом педагогические технологии, в какой мере разработаны методические материалы и обеспечены способы их доставки, насколько эффективна обратная связь.
Так же были выделены несколько
известных моделей открытого
дистанционного обучения в
Такие как:
Все выше представленные модели, функционирующие в последние 20 лет, преследуют ряд целей:
Самое важное, на взгляд автора, то чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь при этом разнообразными источниками информации. Особенно важно чтобы самостоятельное приобретение знаний не было пассивным, стоит сразу же вовлечь обучаемого в познавательную деятельность, чтобы обучаемый сразу же заинтересовался.
По мнению автора курсы дистанционного обучения предполагают тщательное и до мелочей разработанное планирование деятельности обучаемого, четкую постановку той или иной задачи, целей обучения, своевременную доставку необходимых для обучения учебных материалов. Так же между обеспечение обратной связи между обучаемым и учебным процессом. Наличие такой связи позволяет получать студенту информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Как правило такая связь представлена в виде внешней оценки.
В принципе дистанционное
Из всего выше сказанного можно выделить проблему, которую выдвигает автор: инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Каким именно должна быть структура самого учебного материала и процесса обучения. Насколько на данный момент оптимальна форма обратной связи при дистанционном обучении.
И наконец, в последнюю
Из проанализированной мной
Статья №2.
Монахов В. М. Проектирование современной модели дистанционного образования//Педагогика. – 2004, №6
В данной статье говорится о том, как образовывалось дистанционное образование. Развитие происходило в несколько этапов. Хотелось бы выделить все эти этапы, благодаря им, сейчас мы можем обучаться дистанционно.
I этап – генезис идеи и практики ДО (1850 - 1960 гг.). Принято считать, что начало дистанционному обучению было положено Ч. Тусеном - преподавателем французского языка Берлинского университета;
II этап - развитие ДО в особую самостоятельную форму образования (1960 - 1969 гг.). Особенностью этого периода был бурный рост нетрадиционных университетов в связи с расширением программ непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов;
III этап - выработка и утверждение так называемых классических форм ДО (1970 - 1980-е гг.). С середины 1970-х гг. во многих странах стали появляться учебные заведения нового типа, называемые "открытый", "дистанционный" университет; "электронный", "виртуальный" колледж.
IV этап - возникновение новой постиндустриальной формы дистанционного обучения. В 1990-е гг. ученые продолжают дискутировать по традиционным, но остающимся актуальными проблемам дистанционного образования.
Также
развитие этого образования
Проблемы, которые выдвигает Монахов в своей статье, это то, что к сожалению, в нашей стране до сих пор не сложилась целостная система активных потребителей информации: в школах и вузах нет специализированной дисциплины, направленной на формирование информационной культуры учащихся. Также нет существенных сдвигов в образовательно – воспитательном процессе. Информационные технологии в учебно – воспитательном процессе по существу используется крайне редко. Все эти недостатки в значительной степени, автор может объяснить, нарушением логической последовательности таких тенденций образования в их историческом контексте.
Самым главным, что хочет показать автор, это взгляды профессоров на систему дистанционного образования. Например, Профессор Б. Холмберг разработал концепцию управляемого дидактического разговора, в процессе которого преподаватель дает совет, как подойти к изучению проблемы, чему уделять больше внимания, как соединить отдельные фрагменты знаний.
Теперь стоит отметить оценку
и перспективы развития
В завершении, исходя из истории дистанционного образования, можно сделать следующий вывод: педагогические основания дистанционного образования до сих пор остаются размытыми, опираются на слабоструктурированную дидактику в виде набора найденных приемов, средств и правил. Все это приводит к затруднению создания модели дистанционного образования, которая бы отвечала всем современным требованиям.
Статья №3.
Данная статья показывает
Автор пишет о том, что в
настоящее время успешно
Таким образом, в России наиболее эффективной формой профессиональной подготовки и переподготовки, а также получения высшего образования является система автономных активных обучающих компьютерных программ, «Электронный факультет». Отметим, что полная система подготовки и переподготовки включает в себя экономические, правовые, технологические, психологические, политические, маркетинговые, информационные и другие виды знаний. Их использование изначально предполагает открытый постоянный доступ ко всем необходимым источникам информации, соответствующим электронным базам и экспертно – поисковым системам.
Преимущество электронного
- это образование дает возможность заниматься самообразованием и в любом месте и в любое время, удобное для учащегося;
- осуществляет
эффективный контроль; овладеть
современными инновационными
- выбрать удобный режим обучения и скорость освоения учебного материала;
-
максимально учитывать
- привлекать для подготовки учебных материалов самых квалифицированных специалистов, работающих в различных образовательных, научных, производственных и коммерческих учреждениях.
И в конце отметим, что существующие стандарты подготовки учебных материалов для всех видов компьютерного обучения в основном исчерпали свои возможности, т. к. ограничиваются, как правило, воспроизведением текстов, графических иллюстраций, схематизацией и вспомогательными услугами и материалами, предназначенными для "оживления" основных текстов. Они лишь в минимальной степени компенсируют отсутствие живого контакта учащегося с преподавателем и другими учащимися.
Заключение
В заключении мне хочется отметить, что в странах, где подобное образование уже достаточно развито, в начале пути также были и недоверие, и скепсис, и ирония. Тем не менее, здравый смысл побеждает и здесь.
Говоря о дистанционном образовании, имеется в виду совершенно иная образовательная технология, и сравнивать методики обучения в очном варианте и дистанционном не совсем корректно. Также существует часть мифов как раз и связана с тем, что люди неосознанно (или очень сознательно) пытаются совместить свои традиционные представления об образовательных процессах с новыми реалиями. И, наконец, никто не собирается заменять дистанционным образованием все очное. Дистанционное образование должно стать равноправной формой удовлетворения образовательных потребностей, такой же, как очное, заочное или образование экстерном к сожалению, дистанционные методы обучения пока не получили широкого распространения. Причин тому множество, как объективных (недостаток правового обеспечения, технологий обучения), так и субъективных (традиционный менталитет студентов и преподавателей, опасения по поводу эффективности дистанционного обучения). Однако опыт внедрения дистанционного обучения в систему высшего образования России показывает, что специалисты, получившие знания, таким образом, в квалификации не уступают традиционным. Поэтому сейчас обсуждаются проблемы широкого использования дистанционной методики обучения.
Список используемой литературы
1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.
2. Карпенко М. П. Вуз XXI века: возможности и решения // Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М, 2005. С. 15 - 24.
3. Краснова Г.А., Беляев М.И. С чего начать? Информационно - педагогическое обеспечение для дистанционного обучения. - М., 2001
4. Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект / МЭСИ. -М., 1998. 104 с.
Информация о работе Дистанционное образование: проблемы и перспективы