Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:00, курсовая работа
Цель работы: определение дистанционного обучения, как наиболее современного вида обучения, не уступающего традиционным формам образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, обучение, асинхронные, синхронные технологии.
Содержание курсовой работы: Рассматриваются: проблемы и перспективы дистанционного образования. Проводится контент - анализ научных статей.
Введение………………………………………………………………………..5
1. Дистанционное образование……………………………………….............7
1.1. Перспективы дистанционного образования…………………………….9
1.2 Проблемы дистанционного образования………………………………..14
Вывод …………….……………………………………………………………15
2. Практическая часть работы……………………………...………………...16
Заключение…………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………25
городах. В настоящее время Министерство образования РФ озабочено созданием единой образовательной телекоммуникационной сети. Необходимо, чтобы при разработке такой сети учитывались возможности и потребности разных видов образовательных систем России - как высшего, так и общего среднего образования, системы повышения квалификации. Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать по мере развития рыночной экономики в нашей стране, усиления миграции населения.
Перспективы дистанционного образования тесно связаны с основными тенденциями в его развитии.
При анализе истории развития дистанционного образования в России и мире, обращает на себя внимание попеременная смена off-line (асинхронных) и on-line (синхронных) технологий, имевшая место в прошлом.
Дистанционное
обучение под названием заочного
обучения существует в нашей стране
уже давно. Это обучение, основой
которого являются рассылаемые методистами
по почте печатные материалы. Выполняемые
задания и контрольные работы
студенты, обучающиеся заочно, также
отсылают по почте. Во время сессии
они приезжают в учебное
Следующий
этап в развитии дистанционного образования
связан с появлением учебного телевидения.
Учебные телевизионные
С появлением
видеомагнитофонов появилась
Затем широкие
массы пользователей получили доступ
к компьютерным сетям. Появилась
возможность организации
В настоящее время помимо сервисов Интернет, работающих в режиме off-line, существуют также сервисы, работающие в режиме on-line, наиболее интересным и перспективным из которых является World – Wide Web. Кроме того, значительно сократилось время доставки сообщений с помощью электронной почты. Сейчас оно исчисляется несколькими минутами практически для любого расстояния. С телеконференциями можно работать как в режиме on-line, так и off-line. Появились новые сервисы и программы, позволяющие организовать общение и взаимодействие в Интернет-форумы, чаты, ICQ, Odigo, NetMeeting и т.п. Следующий этап в развитии дистанционного образования, основанного на использовании синхронных технологий, на наш взгляд, будет связан с появлением цифрового интерактивного телевидения.
В ряде случаев
предпочтительным является использование
асинхронных сервисов, таких как
электронная почта и
Основной тенденцией в развитии дистанционного образования следует назвать ориентацию на обучение, в основном, взрослых. Дети могут заниматься в Интернет проектной деятельностью или готовиться к поступлению в вузы, но обучаться им следует, конечно, традиционным способом. Дети, как правило, не обладают достаточной целеустремленностью и мотивацией, чтобы проходить дистанционное обучение или, тем более, заниматься самообразованием. Исключение составляют дети с ограниченными физическими способностями, для которых это порой единственный способ получить образование. Даже для удаленных сельских школьников более предпочтительным является получение образования традиционным способом, с использованием компьютерных сетей лишь в качестве дополнительного средства.
Возникает вопрос: а как же можно
обеспечить качественное образование
школьникам, обучающимся в малокомплектных
сельских школах в условиях недостаточной
квалификации учителя или его
отсутствия? Очевидно, решение этой
задачи возможно путем дистанционного
повышения квалификации учителя
без отрыва от работы путем дистанционного
обучения или самообразования при
наличии дистанционной
Другая основная тенденция, имеющая место в нашей стране, носит, очевидно, негативный характер. Это коммерциализация дистанционного обучения. Большинство учебных заведений, предлагающих услуги дистанционного обучения, ориентированы на подготовку по престижным в настоящее время специальностям юристов, экономистов и менеджеров. Эта подготовка отнюдь не является бесплатной, и порой плата за обучение дистанционным способом достаточно высока (варьируется в зависимости от престижности учебного заведения). Однако в действительности диплом об образовании, полученный дистанционным способом, не является гарантией высокой квалификации и, тем более, престижной работы.
Предполагается, что в ближайшие годы будет наблюдаться переход от дистанционного обучения к дистанционному самообразованию. Данная тенденция связана со следующими факторами:
1) упоминавшейся выше тенденции к коммерциализации дистанционного обучения;
2) необходимостью
непрерывного образования в
3) обилием
образовательных ресурсов в
4) сравнительной
ограниченностью
5) нежеланием
взрослых связывать себя
И, наконец, последняя тенденция, на которой следует заострить внимание, – это изменение роли и места компьютерных телекоммуникаций в системе дистанционного образования. В начале 80-х г.г. XX века компьютерные сети являлись средством для решения задач управления образовательными учреждениями. Затем, в середине 90-х г.г. исследователи стали рассматривать компьютерные телекоммуникации как средство быстрой и надежной доставки учебных материалов до обучающегося с помощью электронной почты. И только сейчас компьютерные сети достигли такого уровня развития, что сами по себе стали образовательным пространством. Это интегрированная, целостная среда обучения, которую обучающиеся должны использовать, исследовать, вносить свой вклад в ее развитие. Ранее специалисты по дистанционному образованию рекомендовали использовать компьютерные телекоммуникации для проведения факультативных занятий и телекоммуникационных проектов как дополнения к учебному процессу. Однако сейчас стало ясно, что компьютерные сети при правильной организации учебного процесса могут стать основной обучающей средой, особенно в тех случаях, когда речь идет об обучении взрослых.
В середине 90-х годов XX века основными препятствиями на пути развития дистанционного образования в нашей стране были
1) недостаточно
насыщенный компьютерный парк
учебных учреждений и
1.2 Проблемы дистанционного образования
Проблема дистанционного образования возникают при оценке эффективности дистанционного образования в сравнении с традиционном.
Ограниченные возможности для консультаций между студентами и педагогами. Даже если все условия для успешного сотрудничества созданы, возможность непосредственного общения с создателями курса остается редкой.
Относительная гибкость методов дистанционного обучения. Если дистанционный студент выбирает определенный курс обучения, то у него практически нет возможности что-то изменить в нем или выбрать другие предметы (в условиях дневного обучения, такая ситуация является результатом политики учебного заведения, тогда как негибкость учебного плана в дистанционных университетах можно объяснить только несовершенством методики преподавания).
Высокая себестоимость учебных аудио- и видеоматериалов. Вследствие высокой стоимости качественных учебных пособий, дистанционные университеты работают по одним и тем же пособиям многие годы и стремятся привлечь как можно больше студентов. В конечном счете, масштаб деятельности дистанционного учебного заведения определяет стоимость его структуры.
Зависимость от коммуникационной инфраструктуры (почты, телефонной связи, транспорта, и т. д.), а также от некоторых производственных отраслей (типографий, телерадиовещательных компаний и т. д.), которые косвенно влияют на деятельность дистанционных учебных заведений (например, если хотя бы одна из отраслей не функционирует, тогда эффективность и качество работы дистанционного вуза падает.
Вывод
В данной главе я проанализировала перспективы дистанционного образования, выделила среди них актуальные тенденции развития.
Также, хотелось бы отметить, что еще никто не собирается заменять дистанционное образование очным. Дистанционное образование должно стать равноправной формой удовлетворения образовательных потребностей. Причин тому множество, как объективных (недостаток правового обеспечения, технологий обучения), так и субъективных (традиционный менталитет студентов и преподавателей, опасения по поводу эффективности дистанционного обучения).
Соответственно опыт
внедрения дистанционного
Контент – анализ - метод количественного изучения содержания социальной информации.
Объект КА – содержание газет, кинофильмов, публичных выступлений, общественных и личных документов, социологических интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и.т.д.
Цель КА – установить наиболее
значимое послание, которое передается
об объекте анализа целевой
Таким образом контент – анализ – метод анализа информации, которая представлена в каком либо тексте (рукописном или печатном). Суть этого метода состоит в выделение тех или иных постоянных элементов текста, затем систематической фиксации данных элементов (единиц изучаемого содержания) с последующей квантификацией, то есть количественным выражением качественных признаков. Ход проведения и результаты контент – анализа представлены в таблицах №1,2.
Таблица 1 – Бланк контент – анализа.
№ п/п |
Признак, его градация |
Код |
1 |
Объем предоставленного материала До 2 страниц 3 – 5 страниц 6 – 8 страниц До 16 страниц |
01 02 03 04 |
2 |
Цель статьи. Информировать Анализировать Предлагать Оценивать положительно Оценивать отрицательно Другое |
05 06 07 08 09 10 |
3 |
Автор статьи Менеджер по развитию и обучению персонала Кандидат психологических наук Менеджер по персоналу Консультант Кандидат педагогических наук, начальник отдела тренинга и развития персонала Доктор психологических наук Другое |
11 12 13 14 15
16 17 |
4 |
Теоретический уровень корреспондентов Специально научные (теоретические) данные Опыт организации Статистические данные Убедительное обоснование Другое |
18 19 20 21 22 |
5 |
Тема статьи 1.Теоретический анализ Определение личности Эффективная система диагностики личности Инструментарий идентификации личности Наставничество и коучинг Этапы идентификации личности 2.Личностный опыт 3.Оценка процесса 4.Особенности личности |
23 24 25 26 27 28 29 30 31 |
Информация о работе Дистанционное образование: проблемы и перспективы