Дистанционное образование: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определение дистанционного обучения, как наиболее современного вида обучения, не уступающего традиционным формам образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, обучение, асинхронные, синхронные технологии.
Содержание курсовой работы: Рассматриваются: проблемы и перспективы дистанционного образования. Проводится контент - анализ научных статей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..5
1. Дистанционное образование……………………………………….............7
1.1. Перспективы дистанционного образования…………………………….9
1.2 Проблемы дистанционного образования………………………………..14
Вывод …………….……………………………………………………………15
2. Практическая часть работы……………………………...………………...16
Заключение…………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………25

Файлы: 1 файл

дистанционное образование.docx

— 62.45 Кб (Скачать)

городах. В настоящее время Министерство образования РФ озабочено созданием единой образовательной телекоммуникационной сети. Необходимо, чтобы при разработке такой сети учитывались возможности и потребности разных видов образовательных систем России - как высшего, так и общего среднего образования, системы повышения квалификации. Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать по мере развития рыночной экономики в нашей стране, усиления миграции населения.

1.1. Перспективы дистанционного образования.

      Перспективы дистанционного образования тесно связаны с основными тенденциями в его развитии.

      При анализе истории развития дистанционного образования в России и мире, обращает на себя внимание попеременная смена off-line (асинхронных) и on-line (синхронных) технологий, имевшая место в прошлом.

Дистанционное обучение под названием заочного обучения существует в нашей стране уже давно. Это обучение, основой  которого являются рассылаемые методистами  по почте печатные материалы. Выполняемые  задания и контрольные работы студенты, обучающиеся заочно, также  отсылают по почте. Во время сессии они приезжают в учебное заведение  для сдачи экзаменов и зачетов. В случае традиционного заочного обучения используется технология off-line.

Следующий этап в развитии дистанционного образования  связан с появлением учебного телевидения. Учебные телевизионные передачи, проводившиеся в 70-е годы, не имели, впрочем, особого успеха и не оказали  существенного влияния на отечественное  дистанционное образование. В школах имелись телевизоры, однако время  учебной передачи чаще всего в  силу наличия классно-урочной системы  не совпадало со временем занятия  по данному предмету и данной теме и поэтому школьники не могли видеть передачи, поскольку в это время находились на других уроках. Видеомагнитофоны в ту пору не были достаточно распространены, так что записать передачу, чтобы впоследствии воспроизвести ее на занятиях, учителя не могли. Учебное телевидение работало в режиме он-лайн.

С появлением видеомагнитофонов появилась возможность  делать видеозаписи занятий и  просматривать их в любое удобное  время. Это было уже дистанционное  образование в режиме off-line.

Затем широкие  массы пользователей получили доступ к компьютерным сетям. Появилась  возможность организации дистанционного обучения с помощью электронной  почты и телеконференций в  режиме off-line. Исследователи в середине 90-х годов XX века много внимания уделяли проблемам асинхронного взаимодействия в процессе обучения, а также рассматривали обучение, основанное на использовании текстов.

В настоящее  время помимо сервисов Интернет, работающих в режиме off-line, существуют также сервисы, работающие в режиме on-line, наиболее интересным и перспективным из которых является World – Wide Web. Кроме того, значительно сократилось время доставки сообщений с помощью электронной почты. Сейчас оно исчисляется несколькими минутами практически для любого расстояния. С телеконференциями можно работать как в режиме on-line, так и off-line. Появились новые сервисы и программы, позволяющие организовать общение и взаимодействие в Интернет-форумы, чаты, ICQ, Odigo, NetMeeting и т.п. Следующий этап в развитии дистанционного образования, основанного на использовании синхронных технологий, на наш взгляд, будет связан с появлением цифрового интерактивного телевидения.

В ряде случаев  предпочтительным является использование  асинхронных сервисов, таких как  электронная почта и телеконференции. Поскольку эти сервисы не предполагают мгновенного ответа на вопрос, обучающиеся  могут сами выбирать время, место  и темп обучения, сохраняя возможность  общения с другими обучающимися, которые в это время работают с другой частью учебного курса или  даже проходят совсем другие курсы  в рамках программы. В других случаях, например, если без помощи преподавателя  студент не может получить допуск к следующей части материала и находится в ситуации вынужденного простоя, предпочтительным является использование синхронных технологий.

Основной тенденцией в развитии дистанционного образования следует назвать ориентацию на обучение, в основном, взрослых. Дети могут заниматься в Интернет проектной деятельностью или готовиться к поступлению в вузы, но обучаться им следует, конечно, традиционным способом. Дети, как правило, не обладают достаточной целеустремленностью и мотивацией, чтобы проходить дистанционное обучение или, тем более, заниматься самообразованием. Исключение составляют дети с ограниченными физическими способностями, для которых это порой единственный способ получить образование. Даже для удаленных сельских школьников более предпочтительным является получение образования традиционным способом, с использованием компьютерных сетей лишь в качестве дополнительного средства.

Возникает вопрос: а как же можно  обеспечить качественное образование  школьникам, обучающимся в малокомплектных  сельских школах в условиях недостаточной  квалификации учителя или его  отсутствия? Очевидно, решение этой задачи возможно путем дистанционного повышения квалификации учителя  без отрыва от работы путем дистанционного обучения или самообразования при  наличии дистанционной поддержки. Кроме того, если в сельской школе отсутствует учитель по какому-либо предмету, его обязанности может взять на себя другой учитель, при условии дистанционной переподготовки и поддержки. Могут возразить, что в селе нет компьютеров и доступа к Интернет, но сейчас это положение постепенно меняется к лучшему благодаря программам компьютеризации сельских школ и развития единой образовательной информационной среды.

Другая  основная тенденция, имеющая место в нашей стране, носит, очевидно, негативный характер. Это коммерциализация дистанционного обучения. Большинство учебных заведений, предлагающих услуги дистанционного обучения, ориентированы на подготовку по престижным в настоящее время специальностям юристов, экономистов и менеджеров. Эта подготовка отнюдь не является бесплатной, и порой плата за обучение дистанционным способом достаточно высока (варьируется в зависимости от престижности учебного заведения). Однако в действительности диплом об образовании, полученный дистанционным способом, не является гарантией высокой квалификации и, тем более, престижной работы.

Предполагается, что в ближайшие годы будет  наблюдаться переход от дистанционного обучения к дистанционному самообразованию. Данная тенденция связана со следующими факторами:

1) упоминавшейся выше тенденции к коммерциализации дистанционного обучения;

2) необходимостью  непрерывного образования в течение  всей жизни и невозможностью  обеспечить каждого нуждающегося  в повышении квалификации преподавателем, в том числе ведущим обучение  дистанционно;

3) обилием  образовательных ресурсов в Интернет, при отсутствии их концентрации  в каком-то одном месте («виртуальном  педагогическом университете»);

4) сравнительной  ограниченностью образовательных  траекторий, которые может предложить  обучающемуся центр дистанционного обучения даже при наличии дифференцированного подхода;

5) нежеланием  взрослых связывать себя рамками  процесса дистанционного обучения.

И, наконец, последняя тенденция, на которой  следует заострить внимание, –  это изменение роли и места  компьютерных телекоммуникаций в системе  дистанционного образования. В начале 80-х г.г. XX века компьютерные сети являлись средством для решения задач управления образовательными учреждениями. Затем, в середине 90-х г.г. исследователи стали рассматривать компьютерные телекоммуникации как средство быстрой и надежной доставки учебных материалов до обучающегося с помощью электронной почты. И только сейчас компьютерные сети достигли такого уровня развития, что сами по себе стали образовательным пространством. Это интегрированная, целостная среда обучения, которую обучающиеся должны использовать, исследовать, вносить свой вклад в ее развитие. Ранее специалисты по дистанционному образованию рекомендовали использовать компьютерные телекоммуникации для проведения факультативных занятий и телекоммуникационных проектов как дополнения к учебному процессу. Однако сейчас стало ясно, что компьютерные сети при правильной организации учебного процесса могут стать основной обучающей средой, особенно в тех случаях, когда речь идет об обучении взрослых.

В середине 90-х годов XX века основными препятствиями на пути развития дистанционного образования в нашей стране были

1) недостаточно  насыщенный компьютерный парк  учебных учреждений и индивидуальных  пользователей; 2) недостаточное развитие  компьютерных телекоммуникационных  сетей в России и 3) недостаточная  компьютерная грамотность и информационная  культура населения. Если первые  два обстоятельства постепенно  становятся неактуальными, то  третье продолжает оказывать  свое негативное воздействие,  создавая дополнительные психологические барьеры в развитии телекоммуникационных методов обучения.

 

1.2 Проблемы дистанционного образования

       Проблема дистанционного образования возникают при оценке эффективности дистанционного образования в сравнении с традиционном.

     Ограниченные возможности для консультаций между студентами и педагогами. Даже если все условия для успешного сотрудничества созданы, возможность непосредственного общения с создателями курса остается редкой.

      Относительная гибкость методов дистанционного обучения. Если дистанционный студент выбирает определенный курс обучения, то у него практически нет возможности что-то изменить в нем или выбрать другие предметы (в условиях дневного обучения, такая ситуация является результатом политики учебного заведения, тогда как негибкость учебного плана в дистанционных университетах можно объяснить только несовершенством методики преподавания).

      Высокая себестоимость учебных аудио- и видеоматериалов. Вследствие высокой стоимости качественных учебных пособий, дистанционные университеты работают по одним и тем же пособиям многие годы и стремятся привлечь как можно больше студентов. В конечном счете, масштаб деятельности дистанционного учебного заведения определяет стоимость его структуры.

       Зависимость от коммуникационной инфраструктуры (почты, телефонной связи, транспорта, и т. д.), а также от некоторых производственных отраслей (типографий, телерадиовещательных компаний и т. д.), которые косвенно влияют на деятельность дистанционных учебных заведений (например, если хотя бы одна из отраслей не функционирует, тогда эффективность и качество работы дистанционного вуза падает.

 

Вывод

      В данной главе я  проанализировала перспективы дистанционного образования, выделила среди них актуальные тенденции развития.

    Также, хотелось бы отметить, что еще никто не собирается заменять дистанционное образование очным. Дистанционное образование должно стать равноправной формой удовлетворения образовательных потребностей. Причин тому множество, как объективных (недостаток правового обеспечения, технологий обучения), так и субъективных (традиционный менталитет студентов и преподавателей, опасения по поводу эффективности дистанционного обучения).

     Соответственно опыт  внедрения дистанционного обучения  в систему высшего образования показывает, что специалисты, получившие знания, таким образом, в квалификации не уступают традиционным. Именно по этому в данной работе обсуждаются проблемы широко использования дистанционной методики обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Контент –  анализ   - метод количественного  изучения содержания социальной информации.

Объект КА – содержание газет, кинофильмов, публичных выступлений, общественных и личных документов, социологических  интервью, ответов на открытые вопросы  анкеты и.т.д.

Цель КА – установить наиболее значимое послание, которое передается об объекте анализа целевой аудитории.

Таким образом контент – анализ – метод анализа информации, которая представлена в каком либо тексте (рукописном или печатном). Суть этого метода состоит в выделение тех или иных постоянных элементов текста, затем систематической фиксации данных элементов (единиц изучаемого содержания) с последующей квантификацией, то есть количественным выражением качественных признаков. Ход проведения и результаты контент – анализа представлены в таблицах №1,2.

Таблица 1 – Бланк контент –  анализа.

№ п/п

Признак, его градация

Код

1

Объем предоставленного материала

До 2 страниц

3 – 5 страниц

6 – 8 страниц

До 16 страниц

 

01

02

03

04

2

Цель статьи.

Информировать

Анализировать

Предлагать

Оценивать положительно

Оценивать отрицательно

Другое

 

05

06

07

08

09

10

3

Автор статьи

Менеджер по развитию и обучению персонала

Кандидат психологических наук

Менеджер по персоналу

Консультант

Кандидат педагогических наук, начальник  отдела тренинга и развития персонала

Доктор психологических наук

Другое

 

11

12

13

14

15

 

16

17

4

Теоретический уровень корреспондентов

Специально научные (теоретические) данные

Опыт организации

Статистические данные

Убедительное обоснование собственного мнения

Другое

 

18

19

20

21

22

5

Тема статьи

1.Теоретический анализ 

Определение личности

Эффективная система диагностики  личности

Инструментарий идентификации  личности

Наставничество и коучинг

Этапы идентификации личности

  2.Личностный опыт

  3.Оценка процесса идентификации  личности

  4.Особенности личности

 

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Информация о работе Дистанционное образование: проблемы и перспективы