Дифференцированный и индивидуальный подход при обучении английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить роль дифференцированного и индивидуального подхода при обучении английскому языку.
Задачи исследования:
на основе изученной научно-методической литературы дать общую характеристику дифференцированному и индивидуальному подходу при обучении английскому языку;
выяснить, как дифференцированный и индивидуальный подход влияет на процесс обучения английскому языку;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения английскому языку ……………………………………………………………..5
Понятие индивидуализации при обучении английскому языку………...5
Сущность дифференцированного подхода при обучении
английскому языку………………………………………………………………..9
Глава 2. Особенности использования дифференцированного и индивидуального подхода при обучении школьника ………………..…..15
2.1. Принципы построения образовательного процесса при
дифференцированном и индивидуальном обучении………………….............15
2.2. Систематизация упражнений и заданий с применением дифференцированного и индивидуального подхода в обучении
английскому языку………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………...25
Список используемой литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки УР

БОУ СПО « Воткинский педагогический колледж

им.П.И.Чайковского»

 

 

 

 

 

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Психология»

                              

             

 

 

 

                                                                              Выполнил:

                                                                                     Защихина Н.А.

                                   

                                                                                                            Специальность 050303

                                                                                                      Иностранный язык

                                                                                                    Курс-4 Группа-45

                                                                                                              Форма обучения- очная

                      

                                                                                   Руководитель:                                                                                                                                                                            

                                                                                 Синяева Н.В.

 

 

 

2014 
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения английскому языку ……………………………………………………………..5

    1. Понятие индивидуализации при обучении английскому языку………...5
    2. Сущность дифференцированного подхода при обучении

английскому языку………………………………………………………………..9

Глава 2. Особенности использования дифференцированного и индивидуального подхода при обучении школьника ………………..…..15

2.1. Принципы построения образовательного процесса при

дифференцированном и индивидуальном обучении………………….............15

2.2. Систематизация упражнений и заданий с применением дифференцированного и индивидуального подхода в обучении

английскому языку………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………...25

Список используемой литературы…………………………………………...27

Приложение

 

 

 

 

Введение

Формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является первостепенной задачей современного учителя, так как иностранный язык, как и родной, - это средство общения между речевыми партнерами. Общеизвестно, что контингент обучающихся в классе неоднороден. Есть ученики с различными умственными способностями, различными природными данными, различными интересами.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в поиске оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке; в определении индивидуальных особенностей личности обучающегося  и организации на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика, на формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку.

За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

Изучение подобного материала необходимо, потому что, игнорируя личностную индивидуализацию, отрывая речевые действия от реальных чувств, мыслей, интересов, т.е. от практического отношения личности к действительности, мы заставляем учеников рассматривать язык лишь как некую формализованную систему, а не орудие общения.

Проблема исследования заключается в необходимости поиска новых возможностей, средств, приёмов обучения английскому языку с применением методов дифференцированного и  индивидуального подхода.

Объект исследования: процесс обучения английскому языку в контексте дифференцированного и индивидуального подхода.

Предмет исследования: особенности применения дифференцированного и индивидуального подхода при обучении английскому языку.

Гипотеза исследования: включение в процесс обучения английскому языку методов и приёмов дифференцированного и индивидуального подхода - одно из условий эффективности обучения.

Цель работы: определить роль дифференцированного  и индивидуального подхода при обучении английскому языку.

Задачи исследования:

  • на основе изученной научно-методической литературы дать общую характеристику дифференцированному и индивидуальному подходу при обучении английскому языку;
  • выяснить, как дифференцированный и индивидуальный подход влияет на процесс обучения английскому языку;

Поставленные в исследовании задачи целесообразно решать с помощью следующих теоретических методов:

  • анализ научной литературы
  • синтез
  • сравнение, обобщение
  • систематизация полученных данных

 

 

 

  1. Психолого-педагогические основы использования дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения английскому языку

 

    1. Понятие индивидуализации при обучении

английскому языку

 

     Дидакты не случайно выдвигают принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Проблема индивидуализации обучения была предметом исследования многих педагогов (А.Г.Асмолов, А.А.Бударный, М.В.Кларин, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, И.Э.Унт). В своих работах они рассматривали возможность создания условий личностного развития обучаемых в различных видах деятельности. Считают принцип индивидуального подхода необходимым и методисты. Г. В. Рогова пишет: «Одна из важнейших проблем технологии обучения - это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей обучающихся как в условиях коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы во внеурочное время». Коммуникативное обучение предполагает прежде всего так называемую личностную индивидуализацию. «Игнорируя личностную индивидуализацию, - пишет В. П. Кузовлев, - мы не используем богатейшие внутренние резервы личности». Под резервами понимаются следующие шесть свойств личности ученика: мировоззрение, жизненный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, статус личности в коллективе. Они и являются теми резервами, которые должны использоваться педагогом на уроке.

Таким образом, личностная индивидуализация заключается в том, что приемы обучения соотносятся с личностными, субъектными и индивидными свойствами личности каждого обучающегося, т. е. эти свойства учитываются при выполнении упражнений и заданий.

Индивидные свойства представлены в индивидуальности в виде определенных природных свойств человека. Совокупность этих свойств в более общей форме выступает в виде темперамента, задатков, органических потребностей, которые составляют природную основу индивидуальности. В психологической науке сейчас считается общепринятым положение о том, что любая способность человека является синтезом врождённого и приобретённого в процессе индивидуального развития, причём в основе способностей, как отмечает С.Л. Рубинштейн, «лежат наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков».

При овладении иноязычной речевой деятельностью роль задатков проявляется в том, что одни ученики оказываются более способными к выполнению одних действий, другие - других. Психологи считают, что любая способность человека является синтезом врождённого и приобретённого. Следовательно, такие важные для овладения иностранным языком способности, как способность к запоминанию, фонематический слух, интонационные способности, речемыслительные способности и т.п. можно не только получить в наследство, в виде задатков, но и развить. Это означает лишь одно: учитель должен уметь замерять, учитывать и развивать эти способности. Этому и призвана служить индивидная индивидуализация.

Продуктивность деятельности зависит не только от способностей, но и от определённой системы приёмов, которая характеризует индивидуальный стиль деятельности каждого человека, т.е. индивидуально-своеобразное сочетание приёмов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее её выполнение данным человеком. Для овладения иноязычным говорением учёт субъектных свойств учеников важен потому, что у каждого ученика есть свои приёмы овладения знаниями, своя учебная стратегия. Каждый ученик по-своему умеет настроиться на занятие иностранным языком, овладевает произношением звуков, словами, техникой чтения, по-своему овладевает умением правильно вести беседу, осуществлять самоконтроль, организовывать самостоятельную работу дома, работать с различными опорами, в разных режимах и т.д.

Специфика субъектной индивидуализации при овладении иноязычным говорением состоит в том, что она должна предусматривать одновременное применение методических материалов, различных по форме (например, наличие или отсутствие опор), учитывающих своеобразие приёмов учебной деятельности ученика, но приводящих в конечном счёте к одинаковым результатам по возможности за равные отрезки времени. Вооружение школьников совокупностью рациональных приёмов учения требует систематической и целенаправленной работы. Следовательно, наряду с индивидной необходима и субъектная индивидуализация.

Очень часто, однако, ученики проявляют поразительную пассивность даже при выполнении ими посильных речевых заданий (индивидная индивидуализация) и при наличии указания на способы выполнения этих заданий (субъектная индивидуализация). Причина заключается в том, что не учитываются личностные свойства учеников. Первостепенная значимость личностной индивидуализации для овладения умением говорить определяется тем, что личностные качества теснее, чем индивидные и субъектные, связаны с речевой деятельностью через ее социальную функцию. Если индивидуальные свойства человека составляют природную основу индивидуальности, то личностные качества составляют ее сущностную сторону.

Личностная индивидуализация учитывает:

а)контекст деятельности учащегося;

б)жизненный опыт учеников (опыт их как читателей, спортсменов, путешественников);

в)сферу интересов, желаний, склонностей, духовных потребностей;

г)мировоззрение (взгляды на жизнь);

д)эмоционально-чувственную сферу (при «провоцировании» учеников высказываниям в защиту своей любимой команды, актера, книги, профессии);

е)статус личности в коллективе (популярность ученика среди товарищей, взаимные симпатии для нахождения речевых партнёров, назначение ведущего в речевых группах).

Личностные свойства входят в индивидуальность пока в качестве важнейшего компонента и составляют его сущность. Представляется оправданным и методически целесообразным выделить отдельный вид индивидуализации, специально предназначенный для учета личностных свойств ученика - личностную индивидуализацию.

Ведущая роль личностной индивидуализации подтверждается с точки зрения разных наук (философии, психологии и др.). Человек воспринимает и усваивает то, что имеет жизненно важное значение для деятельности.

Целесообразность личностной индивидуализации подтверждается и необходимостью учёта эмоционального фактора в процессе учения. Речь, чувства и мышление едины и взаимообусловлены. Степень того, насколько эмоции можно использовать в процессе учения, определяется природой индивидуальных потребностей. Этот фактор представляется очень важным, так как личностная индивидуализация позволяет учитывать и в определенной мере прогнозировать эмоциональное состояние учеников, а также формировать в известной мере отношение ученика к учёбе, повышающее интенсивность усвоения.

Итак, можно сказать, что понимание идей индивидуализации открывает широкое поле деятельности: создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конечную цель и конкретные задачи обучения; повышается мотивация учения, формируется новое прогрессивное педагогическое мышление. Индивидуализация в обучении основана на хорошем знании учителем обучающихся. Необходимость индивидуализации обучения вызвана различными причинами, основными среди которых являются: различный уровень знаний студентов при поступлении в университет, различные образовательные потребности обучающихся, а также достижение одной из наиболее важных задач образования - личностного развития обучающихся.

Информация о работе Дифференцированный и индивидуальный подход при обучении английскому языку