Дифференциальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. С древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

Файлы: 1 файл

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

    Объективная психология В.М.Бехтерева.

    Разрабатывая  свою объективную психологию как  психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев тем не менее не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психологии.

    Бехтерев  подчеркивал, что научнообъясняющая  функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механической и биологической причинности.

    Однако  Бехтерев не ограничивался теорией  энергетизма, связывая рефлекс и  с биологией, с точки зрения которой  жизнь есть сумма сложных физиологических  процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде

    Исследуя  биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев доказывал, что  не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека.

    Бехтерев  считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был  одним из немногих психологов начала XX века, которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид- это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования структуры личности, в которой Бехтерев выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Бехтерев во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и канализации энергии в социально приемлемом русле, разрабатываемые психоанализом.

    Бехтерев  отстаивал очень важную мысль  о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Он выделил  людей, склонных к коллективной или  индивидуальной соотносительной деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности. Таким образом, можно предположить, что и в русле школы Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории личности, формирование которой было остановлено в самом начале.  

    А.А.Ухтомский – учение о доминанте, один из самых выдающихся русских физиологов. Он разработал важнейшую категорию как физиологической, так и психологической науки – понятие о доминанте.

    Он  делал основной упор на центральной  фазе целостного рефлекторного акта, а не на сигнальной, как первоначально  И.П.Павлов, и не на двигательной, как  В.М.Бехтерев. Но все три восприемника сеченовской линии прочно стояли на почве рефлекторной теории, решая каждый под своим углом зрения поставленную И.М.Сеченовым задачу детерминистского объяснения поведения целостного организма.

    В психологическом плане доминанта  является нечем иным, как мотивационным  потенциалом поведения. Активное, устремленное к реальности, а не отрешенное от нее (созерцательное) поведение, так же, как активное (а не реактивное) отношение к среде, выступают как два необходимых аспекта жизнедеятельности организма.

    Для доминанты также характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют.

    Механизмом  доминанты Ухтомский объяснял широкий  спектр психических актов: внимание, предметный характер мышления. При  этом наиболее отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально.

    Ухтомский считал, что истинно человеческая мотивация имеет социальную природу  и наиболее ярко выражается в доминанте "на лицо другого.

    Идеи, развитые Ухтомским, связывают в единый узел психологию мотивации, познания, общения и личности. Его концепция, явившаяся обобщением большого экспериментального материала, широко используется в современной психологии, медицине и педагогике.

Информация о работе Дифференциальная психология