Дифференциальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. С древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

Файлы: 1 файл

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

НОУ ВПО МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО- ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕЗИСЫ 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 
 

тема: Дифференциальная психология 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Соловьева Е.В.

                                                                              Гр. 702/703

                                                                                                        Проверил: Климова  И.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Липецк 2010 г.

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ

    Главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. С древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

    Проблема, о которой идет речь, издавна привлекала внимание философов, моралистов, художников, врачей, педагогов. Однако отнести их произведения к истории научной  психологии можно лишь с большой долей условности.

    Попытки перейти от житейской мудрости к  научному знанию, содержавшиеся в  учениях о темпераментах и  о способностях, сыграли свою прогрессивную  роль. Но только с внедрением в психологию эксперимента и с появлением новых  критериев научности ее представлений создаются предпосылки для зарождения соответствующих этим критериям знаний об индивидуальных различиях между людьми.

    Дифференциально-психологическое изучение человека вовсе не было простым логическим развитием экспериментально-психологического. Оно складывалось под влиянием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем индустриальной.  

    Френсис Гальтон: наследственность гения. Неистощимо изобретательный ум Ф. Гальтона породил  множество новаторских идей в  различных областях – от метеорологии до антропологии. В психологии его заслуга состояла в создании техники изучения индивидуальных различий, прежде всего внедрении статистического метода.

    Мышление  Гальтона формировалось в общем  русле складывавшихся тогда экспериментально-психологических направлений. Изучая пороги чувствительности, ВР, ассоциации и другое, он внес ряд усовершенствований и новых приемов, среди которых можно отметить изобретение специального свистка для определения верхнего порога слуховых ощущений (Гальтонов свисток), приспособления для оценки мышечного чувства и др.

    Во  всех опытах Гальтона интересовал необычный  аспект – генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между  испытуемыми. Именно он побуждал его изобретать экспериментальные модели и планы. Предложил метод близнецов с целью выяснить соотношение между наследственностью и внешними влияниями. Испытуемому давалось задание представить определенный объект, а затем ответить на вопросы об особенностях возникших у него представлений, сопоставить эти представления с восприятиями в отношении их яркости, определенности. И здесь Гальтона интересовала прежде всего наследственная обусловленность обнаруженных различий: каково, например, сходство образов у братьев и сестер.

    В качестве методического орудия он использовал статистику. В молодости Гальтон изучил работы Адольфа Котле (1796-1874). В книге "Социальная физика" (1835), произведшей глубокое впечатление на умы современников и вызвавшей острые споры, Котле, опираясь на теорию вероятностей, показал, что ее формулы позволяют обнаружить подчиненность поведения людей некоторым закономерностям. Анализируя статистический материал, он получил постоянные величины, дающие количественную характеристику таких человеческих актов, как вступление в брак, самоубийство и др.

    Объектом  изучения поведения должны быть большие  массы людей, а методом – вариационная статистика. Котле установил, как  распределяются различные отклонения от средней величины: чем отклонение больше, тем оно встречается реже, причем этому можно дать точное математическое выражение.

    В 1869 году вышла книга Гальтона "Наследственный гений". В ней давался статистический анализ биографических фактов и излагался  ряд остроумных соображений в  пользу приложимости закона Котле к  распределению способностей.

    Принцип приспособления к среде был одним из аспектов этой теории, но в ней имелся и другой аспект – принцип естественного отбора, в свою очередь предполагающий действие механизма наследственности. Приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих вид.

    Для изучения вопроса о происхождении  умственных качеств Гальтон использовал  наряду с биографическим методом  анкетный. К анкетному изучению индивидуальных различий было присоединено экспериментальное. К важным заслугам Гальтона относится разработка проблемы генетических предпосылок умственного развития, статистических методов исследования этой проблемы. Многие исследователи, отправлявшиеся от идей и методов Гальтона, решали указанную проблему со строго научных позиций, что имело особенно важное значение для работ, которые велись в области медицинской генетики. В то же время отдельные реакционно настроенные ученые приходили к выводам о "выведении человеческой породы" по типу биологической и генетической предопределенности психических качеств различных рас.

    Диагностирование  вариаций в психологических качествах  людей рассматривалось как средство и предпосылка отбора наиболее приспособленных. Приемы вариационной статистики, разработанные  Гальтоном, вооружали психологию важным методическим средством. Среди этих приемов наиболее перспективным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Этот метод, усовершенствованный английским математиком Пирсоном и другими последователями Гальтона, внес в психологическую науку ценные математические методики, в результате исполнения которых возник факторный анализ.

    Особенно  активный интерес к изучению индивидуальных различий проявляли психологи в  Соединенных Штатах: здесь промышленный прогресс шел ускоренным темпом и американская буржуазия не скупились на поддержку начинаний, сулящих непосредственную практическую выгоду. В Западной Европе объектом практического приложения психологических выводов стала преимущественно область обучения, где также происходили изменения, вызванные экономическим развитием капиталистических стран.  

    Развитие  метода тестов. Гальтон называл испытания, проводившиеся в его антропометрической лаборатории, умственными тестами. Статистический подход – применение серии тестов к большому числу индивидов – выдвигался как средство преобразования психологии в точную науку. Наряду с чисто научной ценностью такого подхода Кеттелл подчеркивал и его возможное практическое значение в отношении образа жизни и медицинской диагностики. Практика тестологической работы заставила вскоре реализовать эту мысль.

    Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения  чувствительности, ВР, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др.

    Задачей эксперимента являлось выяснение зависимости  психического акта от внешних и внутренних раздражителей и физиологических  механизмов, длительности ВР – от внутренних операций (различения, выбора, установки), запоминания – от частоты и распределения повторений и т. д. При тестировании, в отличие от экспериментирования, психолог фиксирует, что люди делают, не варьируя условий их деятельности. Он измеряет полученные результаты при помощи некоторого критерия, регистрируя количественные вариации. Здесь переменными являются индивидуальные различия.

    Дифференциальная  психология с самого начала складывалась как количественная дисциплина, изучающая  не каузальную (причинную), а стохастическую (вероятностную) закономерность. Переходя от вероятностных моделей к причинным объяснениям, дифференциальная психология также вынуждена была принять некоторые предположения о природе, характере и основании того, что измеряется.  

    Альфред Бине: диагностика умственного развития. С этих же позиций подходил к разработке тестов и французский психолог А.Бине (1857-1911). Бине исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определение понятий ("Что такое стул?", "Что такое лошадь?"). Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в развитии понятий: "стадия перечислений", "стадия описания" и "стадия интерпретации".

    Для каждого возраста он создал задания  разной степени сложности, исследующие  разные стороны интеллектуального  развития. Так, были задания на проверку словарного запаса, счета, памяти, общей осведомленности, пространственной ориентировки, логического мышления и т.д.

    "Умственный  возраст" ребенка высчитывался  при помощи специальной шкалы,  сконструированной учеником Бине  Т.Симоном, и располагался в промежутке между последними правильными ответами (три плюса подряд) и первыми тремя неправильными ответами (три минуса подряд).

    В.Штерн  предложил ввести коэффициент интеллекта IQ, который является постоянной величиной и высчитывается по формуле

    IQ = у.в./ф.в. х 100

    где у,в. – умственный возраст, высчитываемый  по шкале Бине-Симона, а ф.в. –  физический (хронологический) возраст ребенка.

    Нормой  являлся коэффициент от 70 до 130%. Предполагалось, что ниже этого показателя находятся умственно отсталые дети, выше – одаренные.

    Вине  считал, что уровень интеллектуального  развития постоянен и не зависит  от возраста, он исходил из того, что  интеллект является врожденным образованием и не изменяется в течение жизни, хотя и направляется на решение разных проблем.

    Направленность  тестологии на оперативное решение  практических задач обусловила ее быстрое  и широкое распространение. Процедура  измерения интеллекта воспринималась как средство, позволяющее на основе данных психологии, а не чисто эмпирически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т. д. Низкий IQ рассматривался как показатель необходимости обучать ребенка в специальной школе. В высоком IQ видели основание, чтобы направить ребенка в школу для одаренных.

    Г.Мюнстерберг (1863-1916) предложил тесты для профориентации и профотбора, которые создавались следующим образом: сперва они проверялись на группе рабочих, достигших лучших результатов, а затем тестированию подвергались вновь принимаемые на работу.

    Тесты на профпригодность требовали испытания иных качеств, чем тесты на умственное развитие. Наряду с чисто вербальными заданиями, основанными на оперировании словесными символами, появляются мануальные (ручные) тесты. Массовый характер тестирования побудил перейти от индивидуальных тестов к групповым. Крупным мероприятием американских психологов явилось тестирование 1 750 000 новобранцев в первую мировую войну.  
 
 
 
 

НОУ ВПО МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО- ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕЗИСЫ 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 
 

тема: Теория Штерна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Соловьева Е.В.

                                                                              Гр. 702/703

Информация о работе Дифференциальная психология