Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:38, реферат
Анализируя диалог как форму речевого общения, исследователи, прежде всего, обращаются к возникшей в результате процесса говорения, то есть осуществления диалогической речи, речевой структуре. Также изучению подвергаются и условия, которые стали причиной возникновения и протекания речи в конкретной ситуации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие диалога, его виды……………………………………………...5
Глава 2 Основные условия вступления в диалог………………………………11
Глава 3 Характеристика диалога………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Глава 2 Основные
условия вступления в диалог.
Диалог –
форма общения и форма
Выделим важнейшие условия вступления в диалог.
· Способность к разговору, к беседе как готовность войти в контакт с помощью выбора определённого общего языка, который может быть разным: язык мимики и жеста, слов и молчания. Это способность быть соучастником разговора, собеседником, где СО- означает совместно. Общение предполагает совместность, обмен общностью. Сознание по своей сути – это тоже сознание – совместно добытое, совместно переживаемое, совместно осмысливаемое человеком знание в разных формах: научной, художественной, бытовой и т.д. Сознание по своей природе вытекает из общения и несёт в себе общение. Оно и способ, и средство общения, и его результат.
· Способность быть собеседником – это и способность слушать другого, ответствовать, отзываться на мысли и чувства другого. Можно участвовать в разговоре, ведя монолог. Но даже два монолога – это не диалог. Ведь диалог – разговор понимающих, поиск общего смысла. Диалог – это взаимозначимое межсубъектное свободное общение равноправных собеседников.
· Диалог предполагает также способность быть субъектом, самостоятельным, свободным, критически оценивающим действия, разговор, течение общения. Быть субъектом общения, значит, иметь свободу выбора: свободу вхождения в диалог, свободу поведения в нём и свободу выхода из диалога.
·
Следующее условие –
· Способность ответствовать на запрос собеседника, понимать смысл и содержание того, что он спрашивает в любой точке разговора. С момента непонимания запроса собеседника диалог распадается, необходима остановка и уточнение запроса.
· Умение смотреть на себя со стороны, с иной позиции, с позиции другого. Чем больше таких позиций, тем лучше: с позиции своего собеседника, со стороны общего контекста диалога, со стороны общества, которое всегда участвует в разговоре, ибо мы общественные существа (пользуемся общественным языком, несём общественные ценности в своём разговоре, интерпретация их определяется уровнем развития общества, поэтому важно посмотреть на себя со стороны общества, его нравственных норм, общественных ценностей).
· Умение смотреть на себя со стороны – это и умение встать на точку зрения собеседника, вжиться в неё, вдуматься, независимо от того, согласен я с ней или нет, критически осмыслить её логику или сопережить эту точку зрения, обогатить этим себя и одновременно глубже установить контакт со своим собеседником.
· Опора на положительное в мыслях, утверждениях и речи собеседника. В первую очередь, не критически воспринимать то, что говорится, а извлекать из всего позитивное и только затем уже обращать внимание на промахи, недостатки и т.д. Это важнейшее условие продолжения диалога. Люди не любят, когда из их речи выхватывается только негативное. Опора на позитивное необходима, даже если его мало. Уже то, что другой высказывает не схожее с моим мнение, положительно. Я узнаю, что есть другая точка зрения. Это побуждает к рефлексии, а это всегда плюс. Человек, обладающий непрерывной самооценкой своих действий, поступков, точек зрения, – разумный человек.
· Способность сопровождать внешний диалог с собеседником внутренним диалогом с самим собой и с ним, но с опережением. Прогностическая функция: говорю и одновременно планирую образ следующего высказывания, а также предполагаю логику собеседника, что одновременно делает разговор интересным, но может помешать разговору и даже оборвать его. Это развитое теоретическое мышление и его обратная сторона.
· Владение различными языками общения. Ю.М. Лотман любил говорить, что диалог никогда не ведётся на одном языке. Как минимум это два языка: мой и моего партнёра. А ещё язык взаимного согласования, общественной интерпретации того, о чём мы говорим. Кроме того, язык мимики, жестов, улыбок, подтекстов, контекстов. Адекватное владение всеми этими языками очень важно.
· Способность держать в поле внимания основную проблему, тему, смысл разговора во всех зигзагах диалога. Диалог никогда не идёт по прямой, имеют место отступления, паузы, временное непонимание друг друга.
· Способность к аргументации, к доказательству своей точки зрения, позиции и способность вдумываться в аргументацию партнёра. Чаще бывает навязывание своей точки зрения.
· Способность самокритично переосмысливать свою точку зрения, взгляды, позицию в диалоге на основе разумной аргументации собеседника, готовность соглашаться, если в этом есть резон.
· Умение ценить время свое и собеседника.
·
Немаловажным условием диалогического
общения является чувство юмора,
которое необходимо для разрядки
напряжённости в сложной
· Способность держать паузу – способность содержательного или выразительного молчания. Пауза в диалоге – это тоже диалог, продолжающийся молча.
Можно также
рассматривать способности, которые
связаны с развитостью речевой или речемыслительной
деятельности, особенно те, которые отражают
способность точно воплотить свой замысел
в слове (что имел в виду, замыслил, то и
выразил, сказал или написал), а также способность
оформить свою мысль в слове, которое понимаемо
и принимаемо адресатом (здесь требуется
ориентация на другого, а не на себя).
Глава 3 Характеристика диалога
Можно выделить следующие характеристики диалога:
Реактивность - Именно данная черта диалогической речи обусловливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся. В основе этих трудностей лежат следующие причины.
- Реакция партнера
по общению может быть
- Нередки случаи,
когда у учащихся нет
- В отличие
от монолога, где автор сам
определяет не только логику
высказывания, но и выбор языковых
и речевых средств, в диалоге
мы всегда зависим от партнера.
Помимо умения говорить, диалог
предполагает умение
Ситуативность. Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. И в монологе, и в диалоге именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Учебное общение имеет свою специфику, учебные монологи и диалоги не всегда протекают по тем же законам, что и в реальном общении. Однако если установки типа «Расскажи нам о своей семье, любимом герое и т.д.» могут спровоцировать более или менее успешное монологическое высказывание, то вне заданной ситуации аналогичная установка на диалог явно не будет иметь успеха.
Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.
Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.
Использование эллипсов в речи – недоговоренность, восполнение речи намеками, перестановка слов, частей фразы, автоматизированность речи (клише).
Эмоциональность.
Мотивированность.
Чтобы обеспечить успешный ход беседы, следует владеть некоторыми навыками и умениями диалогической речи. Эти умения формируются у учащихся при обучении говорению на английском языке на начальном этапе.
В отличие от монолога при обучении диалогу обычно выделяются всего две разновидности: свободные и стандартные (типовые).
Чтобы понять, какие разновидности диалога наиболее часто встречаются в реальном общении, нужно вспомнить те социальные роли, которые нам в жизни приходится «играть» практически ежедневно. Все мы выступаем в роли родителей или детей, покупателей или продавцов, пассажиров или водителей, учителей или учеников, врачей или пациентов. С сожалением можно утверждать, что даже в роли детей и родителей мы чаще ведем стандартные диалоги, чем свободные. Очень часто все общение сводится к репликам: «Как дела? Как дела в школе? Ты поел? Уроки сделал? Опять забыл купить хлеб?»
Традиционно к
свободным диалогам относятся беседы,
дискуссии, интервью, т.е. формы речевого
взаимодействия, где изначально содержательные
границы общения каждого из партнеров,
а значит, и общая логика развития
разговора жестко не фиксируются
социальными речевыми ролями. Следует,
однако, признать, что граница между
свободными и стандартными диалогами
в реальном общении очень подвижна,
эти разновидности диалогов могут
легко трансформироваться в ходе
развития речевого общения в зависимости
от изменений речевой ситуации.
Заключение
Диалогическая речь предназначена для непосредственного, контактирующего обмена информацией между двумя или несколькими собеседниками. Она решает такие задачи, как развитие умения спросить, удовлетворить запрос, сообщить информацию по своей инициативе, выразить личное отношение к воспроизводимым сообщениям.
Диалог, по мнению
всех исследователей, должен обладать
определенными
Большое значение в диалоге имеют невербальные выразительные средства языка, такие как жесты или мимика говорящих.
Диалог рассматривается
как первичная, естественная форма
речевой коммуникации, поэтому как
форма речи он получил свое наибольшее
распространение в сфере
Таким образом,
диалог является одной из распространенных
видов общения.
Список использованной литературы
1. Демьянков В.З. Загадки диалога и культуры понимания. М.: Институт языкознания АН СССР, 1991. С.109-116.
2. http://lab-ritor.ucoz.ru/load/
3. http://hpsy.ru/public/x2895.