Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:25, доклад
Распространенные дихотомии видов общения: непосредственное и опосредствованное, ролевое и личностное, закрытое и открытое (доверительное), интимно-личностное и деловое, вынужденное и свободное, монологическое и диалогическое, манипулятивное и гуманистическое и т.д.
Развитие представлений о диалогическом общении в отечественной социальной психологии. Возможные культурные источники данных представлений. Значение в этом контексте идей М.М.Бахтина.
2
вопрос Виды общения.
Диалогическое общение.
Гуманистическое общение.
Манипуляция в общении. Распространенные
дихотомии видов общения: непосредственное
и опосредствованное, ролевое и личностное,
закрытое и открытое (доверительное), интимно-личностное
и деловое, вынужденное и свободное, монологическое
и диалогическое, манипулятивное и гуманистическое
и т.д.
Развитие представлений о диалогическом общении в отечественной социальной психологии. Возможные культурные источники данных представлений. Значение в этом контексте идей М.М.Бахтина.
Диалог
как предметно-смысловая
Диалог как отказ от ролевых масок, как установление особых отношений (духовная общность, взаимное доверие, доброжелательность), как диалогичность самого предмета диалога и т.д.
Гуманистическое общение, его понимание в рамка гуманистической психологии. Карл Роджерс о конгруэнтности - соответствии нашего опыта и его осознания. Значимость конгруэнтности для общения между людьми. Общий закон межличностных отношений К.Роджерса о связи конгруэнтности опыта, его осознания, сообщения о нем с тенденцией к увеличению конгруэнтности общающихся, взаимопонимания сообщений, психологической согласованности действий партнеров, взаимной удовлетворенности отношениями.
Феномен манипулятивного общения. Способы манипулирования в общении, манипулятивные техники. Искусство "заводить друзей и оказывать влияние на людей" Дейла Карнеги как искусство манипуляции (по Шострому Эверетту). Способы противостояния манипуляции в общении.
Особенности общения, факторы его успешности в различных сферах деятельности. Педагогическое общение, управленческое общение, деловое, психотерапевтическое, общение средствами рекламы, общение через СМИ, общение средствами искусства, лекционное общение и т.д.
Общение через средства массовой коммуникации как направленное воздействие с запланированным эффектом.
Специфические
особенности общения в условиях
массовой коммуникации в сравнении
с межличностным общением (по Н.Н.Богомоловой,
А.А.Леонтьеву): мера опосредствованности
техническими средствами, групповой
субъект коммуникации или отдельный
индивид, социальная или индивидуальная
ориентированность сообщения, наличие
непосредственной обратной связи, требовательность
к соблюдению социальных норм общения,
коллективный или индивидуальный характер
коммуникатора, реципиент как массовая
аудитория или как отдельный человек,
однонаправленность-
Социальные
и социально-психологические
Структурные компоненты массовой коммуникации (канал, коммуникатор, сообщение, аудитория).
Сравнительная характеристика каналов массовой коммуникации: печати, радио, телевидения (близость к межличностному общению, легкость восприятия информации, "эффект присутствия", возможность вернуться к воспринятой информации, иметь ее при себе и т.д.
Коллективный характер коммуникатора в СМИ. Влияние социально-демографических и личностных характеристик коммуникатора на восприятие передаваемого им сообщения.
Публичность, периодичность, социальная актуальность, универсальность сообщений в массовой коммуникации.
Связь восприятия текста с социальными установками аудитории. Двухступенчатый процесс принятия реципиентами сообщений массовой коммуникации. Понятие двухступенчатого характера восприятия сообщения.
Роль "лидеров мнения" и референтных групп в формировании отношений к сообщениям массовой коммуникации.
Лекционное общение. Факторы, влияющие на эффективность лекционного общения. Ориентировка в целях и мотивах общения аудитории. Ориентировка в личностных и социально-демографических характеристиках аудитории. Временные, пространственные условия общения. Невербальные компоненты общения лектора и аудитории (размещение в пространстве, контакт глаз, улыбка и т.д.)
Общение средствами искусства. Искусство как "общественная техника чувств" (Л.С.Выготский). Значимость владения языком искусства для его понимания (А.А.Леонтьев). Способность понимать соотношение техники и языка искусства: воспринимать технику в ее функциональной нагрузке. Способность переносить понимание такого соотношения на новый материал.
Психотерапевтическое общение. Значимость ряда коммуникативных способностей в психотерапевтическом общении: способности к установлению контакта с клиентом, эмпатии, способности слушать и понимать, умения способствовать самораскрытию клиента, снятию защит, способности регулировать дистанцию в общении, выходить из контакта и т.д.
Педагогическое общение. Стили педагогического общения. Составляющие и особенности коммуникации имеющие особую значимость для установления контакта с учениками и достижения учебных и воспитательных задач.
Деловое
общение. Коммуникативные способности
значимые для делового общения: умение
управлять групповой дискуссией, умение
строить беседу, брать и отдавать инициативу,
убеждать собеседника, правильно понимать
его позицию и личностные особенности
и т.д. (краткая характеристика).
3 вопрос Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Особенности обмена информацией между людьми (в отличии от кибернетических устройств): значимость информации; смысл информации; постижение предмета; влияние на взаимоотношения; наличие единого тезауруса, единой системы кодификации и декодификации; а также наличие сходства в понимании ситуации общения.
Возможные
коммуникативные барьеры в
Физические барьеры общения: барьеры физической среды, барьеры композиции физического пространства, барьеры физических состояний общающихся, барьеры пассивности и демобилизации партнеров по общению.
Личностные барьеры общения: барьер неправильной установки сознания (стереотипы мышления, предвзятое представление, неадекватность отношения и др.), барьер страха, барьер страдания, барьер плохого настроения, барьер недостаточности понимания важности общения, барьер речи и др.
Социально-
Понятие фасцинации как совокупности средств, помогающих принятию информации (снятию фильтра недоверия.
Средства коммуникации, Классификация коммуникативных процессов в зависимости от используемых знаковых систем. Вербальная и невербальная коммуникация.
Вербальная коммуникация. "Говорение" и "слушание" как психологические компоненты вербальной коммуникации. Представление о диалоге как последовательной смене коммуникативных ролей (говорящего и слушающего), обеспечивающей обогащение и развитие темы разговора.
Структура коммуникативного процесса по Г. Лассуэллу: коммуникатор, сообщение, аудитория (реципиент), канал передачи информации, эффективность. Использование данной схемы для исследования и соорганизации способов и средств воздействия в процессе убеждающей коммуникации.
Невербальгая коммуникация. Общая характеристика основных знаковых систем невербальной коммуникации.
Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика). Примеры коммуникативных содержаний, передаваемых с помощью этой системы, Возможности построения словаря выразительных движений.
Культурные
различия в использовании оптико-
Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков, ее роль в усилении выразительности речи. (Интонация и различные невербальные включения в человеческую речь).
Пространственно-
психологии" представителей различных культур Э.Холлом. понятие хронотропа.
Визуальный контакт ("контакт глазами") как система знаковых средств. Основные содержания, передаваемые через данную систему знаков.
Информация о работе Виды общения. Диалогическое общение. Гуманистическое общение