Виды общения. Диалогическое общение. Гуманистическое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:25, доклад

Краткое описание

Распространенные дихотомии видов общения: непосредственное и опосредствованное, ролевое и личностное, закрытое и открытое (доверительное), интимно-личностное и деловое, вынужденное и свободное, монологическое и диалогическое, манипулятивное и гуманистическое и т.д.
Развитие представлений о диалогическом общении в отечественной социальной психологии. Возможные культурные источники данных представлений. Значение в этом контексте идей М.М.Бахтина.

Файлы: 1 файл

2 вопрос.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

      2 вопрос Виды общения. Диалогическое общение. Гуманистическое общение. Манипуляция в общении.  Распространенные дихотомии видов общения: непосредственное и опосредствованное, ролевое и личностное, закрытое и открытое (доверительное), интимно-личностное и деловое, вынужденное и свободное, монологическое и диалогическое, манипулятивное и гуманистическое и т.д.  

      Развитие  представлений о диалогическом общении в отечественной социальной психологии. Возможные культурные источники данных представлений. Значение в этом контексте идей М.М.Бахтина.

      Диалог  как предметно-смысловая фокусировка, как личностное включение коммуникатора  в сферу жизнедеятельности и  сознания реципиента с последующим  включением в эту сферу информационных содержаний личностно осмысленных  коммуникатором (А.У.Хараш).

      Диалог  как отказ от ролевых масок, как  установление особых отношений (духовная общность, взаимное доверие, доброжелательность), как диалогичность самого предмета диалога и т.д.

      Гуманистическое общение, его понимание в рамка гуманистической психологии. Карл Роджерс о конгруэнтности - соответствии нашего опыта и его осознания. Значимость конгруэнтности для общения между людьми. Общий закон межличностных отношений К.Роджерса о связи конгруэнтности опыта, его осознания, сообщения о нем с тенденцией к увеличению конгруэнтности общающихся, взаимопонимания сообщений, психологической согласованности действий партнеров, взаимной удовлетворенности отношениями.

      Феномен манипулятивного  общения. Способы манипулирования в общении, манипулятивные техники. Искусство "заводить друзей и оказывать влияние на людей" Дейла Карнеги как искусство манипуляции  (по Шострому Эверетту). Способы противостояния манипуляции в общении.

      Особенности общения, факторы  его успешности в  различных сферах деятельности.  Педагогическое общение, управленческое общение, деловое, психотерапевтическое, общение средствами рекламы, общение через СМИ, общение средствами искусства, лекционное общение и т.д.

      Общение через средства массовой коммуникации как направленное воздействие с запланированным эффектом.

      Специфические особенности общения в условиях массовой коммуникации  в сравнении  с межличностным общением (по Н.Н.Богомоловой, А.А.Леонтьеву): мера опосредствованности  техническими средствами, групповой  субъект коммуникации или отдельный индивид, социальная или индивидуальная ориентированность сообщения, наличие непосредственной обратной связи, требовательность к соблюдению социальных норм общения, коллективный или индивидуальный характер коммуникатора, реципиент как массовая аудитория или как отдельный человек, однонаправленность-взаимонаправленность информации, преобладание двухступенчатого или непосредственного характера восприятия сообщения.

      Социальные  и социально-психологические функции  массовой коммуникации: социальной ориентировки, аффилиации (приобщения к группе), контакта с другими, самоутверждения.

      Структурные компоненты массовой коммуникации (канал, коммуникатор, сообщение, аудитория).

      Сравнительная характеристика каналов массовой коммуникации: печати, радио, телевидения (близость к межличностному общению, легкость восприятия информации, "эффект присутствия", возможность вернуться к воспринятой информации, иметь ее при себе и т.д.

      Коллективный  характер коммуникатора в СМИ. Влияние социально-демографических и личностных характеристик коммуникатора на восприятие передаваемого им сообщения.

      Публичность, периодичность, социальная актуальность, универсальность сообщений в массовой коммуникации.

      Связь восприятия текста с социальными  установками аудитории. Двухступенчатый процесс принятия реципиентами сообщений массовой коммуникации. Понятие двухступенчатого характера восприятия сообщения.

      Роль "лидеров мнения" и референтных  групп в формировании отношений  к сообщениям массовой коммуникации.

      Лекционное  общение. Факторы, влияющие на эффективность лекционного общения. Ориентировка в целях и мотивах общения аудитории. Ориентировка в личностных и социально-демографических характеристиках аудитории. Временные, пространственные условия общения. Невербальные компоненты общения лектора и аудитории (размещение в пространстве, контакт глаз, улыбка и т.д.)

      Общение средствами искусства. Искусство как "общественная техника чувств" (Л.С.Выготский). Значимость владения языком искусства для его понимания (А.А.Леонтьев). Способность понимать соотношение техники и языка искусства: воспринимать технику в ее функциональной нагрузке. Способность переносить понимание такого соотношения на новый материал.

      Психотерапевтическое  общение. Значимость ряда коммуникативных способностей в психотерапевтическом общении: способности к установлению контакта с клиентом, эмпатии, способности слушать и понимать, умения способствовать самораскрытию клиента, снятию защит, способности регулировать дистанцию в общении, выходить из контакта и т.д.

      Педагогическое  общение. Стили педагогического общения. Составляющие  и особенности коммуникации имеющие особую значимость для установления контакта с учениками и достижения учебных и воспитательных задач.

      Деловое общение. Коммуникативные способности значимые для делового общения: умение управлять групповой дискуссией, умение строить беседу, брать и отдавать инициативу, убеждать собеседника, правильно понимать его позицию и личностные особенности и т.д. (краткая характеристика). 
 

      3 вопрос  Общение  как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).  Особенности обмена информацией между людьми (в отличии от кибернетических устройств): значимость информации; смысл информации; постижение предмета; влияние на взаимоотношения; наличие единого тезауруса, единой системы кодификации и декодификации; а также наличие сходства в понимании ситуации общения.

      Возможные коммуникативные барьеры в коммуникации. Барьеры коммуникации социального  и психологического характера.

      Физические  барьеры общения: барьеры физической среды, барьеры композиции физического пространства, барьеры физических состояний общающихся, барьеры пассивности и демобилизации партнеров по общению.

      Личностные  барьеры общения: барьер неправильной установки сознания (стереотипы мышления, предвзятое представление, неадекватность отношения и др.), барьер страха, барьер страдания, барьер плохого настроения, барьер недостаточности понимания важности общения, барьер речи и др.

      Социально-психологические  барьеры: организационно-психологические  барьеры, когнитивно-психологические  барьеры, психомоторные барьеры, сенсорно-речевые барьеры, психосоциальные барьеры и др.

      Понятие фасцинации как совокупности средств, помогающих принятию информации (снятию фильтра недоверия.

      Средства  коммуникации, Классификация коммуникативных  процессов в зависимости от используемых знаковых систем. Вербальная и невербальная коммуникация.

      Вербальная  коммуникация. "Говорение" и "слушание" как психологические компоненты вербальной коммуникации. Представление о диалоге как последовательной смене коммуникативных ролей (говорящего и слушающего), обеспечивающей обогащение и развитие темы разговора.

      Структура коммуникативного процесса по Г. Лассуэллу: коммуникатор, сообщение, аудитория (реципиент), канал передачи информации, эффективность. Использование данной схемы для  исследования и соорганизации способов и средств воздействия в процессе убеждающей коммуникации.

      Невербальгая  коммуникация. Общая характеристика основных знаковых систем невербальной коммуникации.

      Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика). Примеры коммуникативных содержаний, передаваемых с помощью этой системы, Возможности построения словаря выразительных движений.

      Культурные  различия в использовании оптико-кинетической системы.

      Паралингвистическая и экстралингвистическая  система знаков, ее роль в усилении выразительности речи. (Интонация и различные невербальные включения в человеческую речь).

      Пространственно-временная  система знаковых средств как составляющая коммуникативной ситуации. Проксемика. Исследования "пространственной

      психологии" представителей различных культур Э.Холлом. понятие хронотропа.

      Визуальный  контакт ("контакт  глазами") как система  знаковых средств. Основные содержания, передаваемые через данную систему знаков.

Информация о работе Виды общения. Диалогическое общение. Гуманистическое общение