Многократно 
указывалось, что психосоматические 
больные пытаются с помощью 
болезни удержаться в своего рода 
лабильном и болезненном равновесии. Соматический 
симптом служит им для того, чтобы снять 
груз неосознаваемых конфликтов за счет 
переноса части своей психической энергии 
в физическую сферу.
 Требование 
разработать в ходе психотерапии 
другие и, как кажется, лучшие 
пути разрешения конфликтов мобилизует 
страх и усиливает защиту, которая 
нередко в форме рацио-нализирования 
используется расхожей концепцией соматической 
медицины, когда, например, язвенный больной 
говорит: «Доктор, у меня не в порядке желудок, 
а не голова».
 Пациента, 
который уже долгое время привязан 
к своим симптомам, трудно сразу 
убедить, что они могут быть 
связаны с трудностями эмоциональной 
природы. Гораздо чаще он хочет 
быть убежденным в том, что 
его страдание имеет органическую 
причину.
 Такого 
рода сопротивление в особенности 
характерно для пациентов с 
функциональными болевыми синдромами. 
Их внутренняя неуверенность 
и лабильность, которая была 
удачно обозначена как «существование 
между» (Staehelin, 1963), заставляет их искать 
психотерапевта, который подтвердил бы 
наличие у них органического заболевания 
и освободил бы их от него. При этом они 
часто меняют психотерапевта.
 Неспособность 
многих психосоматических больных 
осознавать эмоциональные проблемы 
и соответствующая этому склонность 
к переоценке соматических проявлений 
часто являются выражением страха 
перед стигматизацией. Ибо разделение 
на «приличные» (органические) и 
«неприличные» (психические) заболевания 
широко распространено не только 
среди пациентов. И психотерапевты 
иногда опасаются ясно обозначить 
в диагнозе психическую патологию.
 К 
тому же эти клинические картины 
часто трудно распознать при 
психосоматических заболеваниях. В 
отличие от неврозов, где симптомы 
четко фиксированы в психической 
сфере, при психосоматических 
нарушениях, первично связанных 
с органными функциями, их связь 
с психическими процессами часто 
не вполне отчетлива для психотерапевта 
и пациента.
 Субъективное 
отношение пациента к своей 
болезни есть существенный фактор 
начала, течения и исхода заболевания. 
Bleuler (1961) указал на то, что искаженное понимание 
болезни и неверная трактовка понятий 
могут иметь серьезнейшие последствия 
для здоровья.
 Психотерапевт 
должен учитывать вербальные 
и невербальные выражения пациента, 
он должен видеть и слышать. 
Уже в начале беседы информативными могут 
быть следующие факты и особенности: отношение 
пациента к договоренности о консультации, 
ранний приход или опоздание на прием, 
сообщение избыточной информации персоналу, 
вступительные комментарии, приход в сопровождении 
членов семьи или без них, одежда, прическа, 
выражение лица, мимика, жестикуляция, 
характер рукопожатия, где и как усаживается 
пациент, звук его голоса и выбор слов, 
разговорчив ли пациент, молчалив, вздыхает, 
раздражителен, враждебен, бунтарствует 
или доступен.
 Люди, 
которые приходят к психотерапевту, 
чаще всего беспокойны и напряжены, 
поскольку должны говорить о 
том, о чем вообще никогда 
раньше не говорили или рассказывали 
очень редко. Их ожидания различны. 
Отчасти они рассматривают психотерапевта 
как «мозгового хирурга», отчасти 
видят в нем мага и волшебника 
или заумного ученого. Во всех 
случаях пациентом предъявляются 
ожидания мудрости и компетентности 
психотерапевта.
 Инициатива 
разговора должна быть предоставлена 
пациенту. При этом применима, 
например, техника «ассоциативного 
анамнеза», позволяющая пациенту 
постоянные колебания между обоими 
полюсами психической и соматической 
сфер. Сначала пациент дает информацию 
лишь о своих органических 
нарушениях, далее чаще замолкает 
в ожидании вопросов. Надо быть 
внимательным, чтобы не упустить 
момент, в который в дискуссию 
можно подбросить ключевое слово. 
Если повторить в этот момент 
одну из последних фраз пациента 
в форме вопроса, он, как правило, 
дает дополнительные сведения, значимые 
как для его эмоциональной 
жизни, так и относительно органического 
статуса. Так, он часто сам 
связывает свои соматические 
симптомы с эмоциями, окружением 
и межличностными отношениями. 
Во время пауз в разговоре, 
обозначаемых как эмоциональные 
узловые моменты, происходит исследование 
психотерапевта пациентом. Является 
ли психотерапевт человеком, который не 
только слушает, но и может хранить тайну? 
Взаимный анализ ситуации происходит 
еще до начала собственно разговора.
 Пациент 
должен рассматриваться как «субъект», 
а не как «объект». Чем сильнее 
проявляется эмоциональность пациента 
в процессе заболевания, тем 
выше, как правило, и эмоциональная 
вовлеченность психотерапевта, обнаруживает 
ли он у себя повышенное 
сострадание или, наоборот, злится 
на пациента и находит его 
«несимпатичным». Он должен распознавать 
эти личные побуждения и контролировать 
их повышенным самовосприятием. Он 
должен всегда знать, что происходит между 
ним и пациентом. Он должен свободно думать 
и может иметь «сумасшедшие» мысли, но 
действовать обязан осторожно.
 Психотерапевт, 
который может слушать, позволяет 
пациенту не только распространяться 
о своим симптомах, но и высказываться 
о своем отношении к миру, своих близких 
знакомых, своей скрытой агрессии и тайных 
желаниях.
 Пациент 
должен чувствовать, что он 
может говорить, не боясь чьих-то 
суждений или осуждения. Он 
может позволить себе немножко 
агрессии без установки стены 
между вами, но должен хотеть 
довериться вам. Возможно, он впервые 
узнает о своих глубочайших 
ощущениях, если почувствует интерес 
психотерапевта и догадается 
о его цели — понять симптом 
как осмысленную, с точки зрения 
пациента, составную часть его 
жизни.
 Чрезвычайно 
важным является способ формулирования 
вопроса психотерапевтом. Менее 
определенный вопрос дает больший 
простор для ассоциаций и поэтому 
является более предпочтительным. 
Слишком точный вопрос ограничивает 
возможности ответа и угрожает 
спонтанности разговора. Он может, 
однако, помочь пациенту, когда он 
споткнется о свою проблему, не 
отважится затронуть ее. Таким 
образом можно иногда получить ответ, 
который даст интересную информацию о 
неосознаваемых ассоциациях интервьюируемого. 
В особенности ценно, когда в ходе разговора 
происходит неожиданный для пациента 
поворот.
 Часто 
пациенты страдают от психосоциальных 
конфликтов, которые могут быть 
решены не психотерапевтом, а 
лишь самим больным. Психотерапевт 
может, впрочем, предложить ценную 
помощь, выступая в роли понимающего 
партнера. В ходе терапевтической 
беседы часто чувствуется, как 
проблемы и конфликты теряют 
свою интенсивность и без прямых 
советов или рационального понимания, 
часто уже потому, что пациент 
их принимает.