Диагностика психосоматики. Диагностическая беседа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:50, реферат

Краткое описание

При постановке психосоматического диагноза в распоряжении психотерапевта имеются две основные методики — диагностическая беседа и психологическое тестирование.
Диагностическая беседа дает возможность собрать психосоматический анамнез, чтобы привести не осмысленные пациентом соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни.

Файлы: 1 файл

Диагностика психосоматики. Диагностическая беседа.docx

— 67.18 Кб (Скачать)

 Многократно  указывалось, что психосоматические  больные пытаются с помощью  болезни удержаться в своего рода лабильном и болезненном равновесии. Соматический симптом служит им для того, чтобы снять груз неосознаваемых конфликтов за счет переноса части своей психической энергии в физическую сферу.

 Требование  разработать в ходе психотерапии  другие и, как кажется, лучшие  пути разрешения конфликтов мобилизует  страх и усиливает защиту, которая  нередко в форме рацио-нализирования используется расхожей концепцией соматической медицины, когда, например, язвенный больной говорит: «Доктор, у меня не в порядке желудок, а не голова».

 Пациента, который уже долгое время привязан  к своим симптомам, трудно сразу  убедить, что они могут быть  связаны с трудностями эмоциональной  природы. Гораздо чаще он хочет  быть убежденным в том, что  его страдание имеет органическую  причину.

 Такого  рода сопротивление в особенности  характерно для пациентов с  функциональными болевыми синдромами. Их внутренняя неуверенность  и лабильность, которая была  удачно обозначена как «существование  между» (Staehelin, 1963), заставляет их искать психотерапевта, который подтвердил бы наличие у них органического заболевания и освободил бы их от него. При этом они часто меняют психотерапевта.

 Неспособность  многих психосоматических больных  осознавать эмоциональные проблемы  и соответствующая этому склонность  к переоценке соматических проявлений  часто являются выражением страха  перед стигматизацией. Ибо разделение  на «приличные» (органические) и  «неприличные» (психические) заболевания  широко распространено не только  среди пациентов. И психотерапевты  иногда опасаются ясно обозначить  в диагнозе психическую патологию.

 К  тому же эти клинические картины  часто трудно распознать при  психосоматических заболеваниях. В  отличие от неврозов, где симптомы  четко фиксированы в психической  сфере, при психосоматических  нарушениях, первично связанных  с органными функциями, их связь  с психическими процессами часто  не вполне отчетлива для психотерапевта  и пациента.

 Субъективное  отношение пациента к своей  болезни есть существенный фактор  начала, течения и исхода заболевания.  Bleuler (1961) указал на то, что искаженное понимание болезни и неверная трактовка понятий могут иметь серьезнейшие последствия для здоровья.

 Психотерапевт  должен учитывать вербальные  и невербальные выражения пациента, он должен видеть и слышать.  Уже в начале беседы информативными могут быть следующие факты и особенности: отношение пациента к договоренности о консультации, ранний приход или опоздание на прием, сообщение избыточной информации персоналу, вступительные комментарии, приход в сопровождении членов семьи или без них, одежда, прическа, выражение лица, мимика, жестикуляция, характер рукопожатия, где и как усаживается пациент, звук его голоса и выбор слов, разговорчив ли пациент, молчалив, вздыхает, раздражителен, враждебен, бунтарствует или доступен.

 Люди, которые приходят к психотерапевту, чаще всего беспокойны и напряжены,  поскольку должны говорить о  том, о чем вообще никогда  раньше не говорили или рассказывали  очень редко. Их ожидания различны. Отчасти они рассматривают психотерапевта  как «мозгового хирурга», отчасти  видят в нем мага и волшебника  или заумного ученого. Во всех  случаях пациентом предъявляются  ожидания мудрости и компетентности  психотерапевта.

 Инициатива  разговора должна быть предоставлена  пациенту. При этом применима,  например, техника «ассоциативного  анамнеза», позволяющая пациенту  постоянные колебания между обоими  полюсами психической и соматической  сфер. Сначала пациент дает информацию  лишь о своих органических  нарушениях, далее чаще замолкает  в ожидании вопросов. Надо быть  внимательным, чтобы не упустить  момент, в который в дискуссию  можно подбросить ключевое слово.  Если повторить в этот момент  одну из последних фраз пациента  в форме вопроса, он, как правило,  дает дополнительные сведения, значимые  как для его эмоциональной  жизни, так и относительно органического  статуса. Так, он часто сам  связывает свои соматические  симптомы с эмоциями, окружением  и межличностными отношениями.  Во время пауз в разговоре,  обозначаемых как эмоциональные  узловые моменты, происходит исследование  психотерапевта пациентом. Является ли психотерапевт человеком, который не только слушает, но и может хранить тайну? Взаимный анализ ситуации происходит еще до начала собственно разговора.

 Пациент  должен рассматриваться как «субъект»,  а не как «объект». Чем сильнее  проявляется эмоциональность пациента  в процессе заболевания, тем  выше, как правило, и эмоциональная  вовлеченность психотерапевта, обнаруживает  ли он у себя повышенное  сострадание или, наоборот, злится  на пациента и находит его  «несимпатичным». Он должен распознавать  эти личные побуждения и контролировать  их повышенным самовосприятием. Он должен всегда знать, что происходит между ним и пациентом. Он должен свободно думать и может иметь «сумасшедшие» мысли, но действовать обязан осторожно.

 Психотерапевт,  который может слушать, позволяет  пациенту не только распространяться  о своим симптомах, но и высказываться о своем отношении к миру, своих близких знакомых, своей скрытой агрессии и тайных желаниях.

 Пациент  должен чувствовать, что он  может говорить, не боясь чьих-то  суждений или осуждения. Он  может позволить себе немножко  агрессии без установки стены  между вами, но должен хотеть  довериться вам. Возможно, он впервые  узнает о своих глубочайших  ощущениях, если почувствует интерес  психотерапевта и догадается  о его цели — понять симптом  как осмысленную, с точки зрения  пациента, составную часть его  жизни.

 Чрезвычайно  важным является способ формулирования  вопроса психотерапевтом. Менее  определенный вопрос дает больший  простор для ассоциаций и поэтому  является более предпочтительным. Слишком точный вопрос ограничивает  возможности ответа и угрожает  спонтанности разговора. Он может,  однако, помочь пациенту, когда он  споткнется о свою проблему, не  отважится затронуть ее. Таким  образом можно иногда получить ответ, который даст интересную информацию о неосознаваемых ассоциациях интервьюируемого. В особенности ценно, когда в ходе разговора происходит неожиданный для пациента поворот.

 Часто  пациенты страдают от психосоциальных  конфликтов, которые могут быть  решены не психотерапевтом, а  лишь самим больным. Психотерапевт  может, впрочем, предложить ценную  помощь, выступая в роли понимающего  партнера. В ходе терапевтической  беседы часто чувствуется, как  проблемы и конфликты теряют  свою интенсивность и без прямых  советов или рационального понимания,  часто уже потому, что пациент  их принимает.

Информация о работе Диагностика психосоматики. Диагностическая беседа