Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:50, реферат
При постановке психосоматического диагноза в распоряжении психотерапевта имеются две основные методики — диагностическая беседа и психологическое тестирование.
Диагностическая беседа дает возможность собрать психосоматический анамнез, чтобы привести не осмысленные пациентом соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни.
Методика определения психологической характеристики темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию – интроверсию, ригидность – пластичность, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый – медленный), активность (высокую – низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника.
Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Шкалы: демонстративный тип, застревающий педантичный, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожный, экзальтированный, эмотивный, циклотимический.
Тест Кейрси – методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой Ильин Е. П. Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений К.Г. Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся: экстраверсия-интроверсия (Е-I, от англ. Extravertion-Intmvertion); сенсорика-интуиция (S-N, от англ. Sensation-Intuition); логичность-чувствование (T-F, от англ. Thinking-Feeling); решение-восприятие (J-P, от англ. Judging-Perceiving) (планирование-имрульсивность).
Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Роттера диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями. В основе его лежит различение двух локусов контроля – интернального и экстернального и, соответственно, двух типов людей – интерналов и экстерналов.
Опросник Келлермана - Плутчика – выявляются характерные для испытуемого механизмы психологической защиты.
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки – выявление важных качеств и форм агрессии.
Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Норакидзе) предназначена для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г. Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста. осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги».
Тест Томаса – типы поведения в конфликте (адаптирован Гришиной) – выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.
Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта. Шкалы: эгофильный тип (самосохранение – «Безопасность и здоровье превыше всего»); генофильный тип (продолжение рода – «Интересы семьи превыше всего»); альтруистический тип (альтруизм – «Доброта превыше всего»); исследовательский тип (исследование – «Творчество и прогресс – превыше всего»); доминантный тип (доминирование – «Дело и порядок – превыше всего, будет хорошо всем – будет хорошо каждому»); либертофильный тип (инстинкт свободы – «Свобода превыше всего»); дигнитофильный тип (сохранение достоинства – «В нашем роду не было трусов и подлецов; честь превыше всего»).
Тест Кеттела (16PF – Form C) – оценка полярных характеристик личности, получаемых при интерпретации результатов тестирования. Шкалы: общительность – замкнутость (сдержанность), мышление абстрактное – конкретное, примитивное, эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость, независимость – подчиненность, озабоченность – беспечность, выраженная сила «Я» – беспринципность, смелость – робость, податливость – жестокость, подозрительность – доверчивость, непрактичность – практичность, гибкость – прямолинейность, тревожность – спокойствие, радикализм – консерватизм, самостоятельность – внушаемость, высокий самоконтроль – низкий самоконтроль, напряженность – релаксация, лживость – правдивость.
Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний. Шкалы: тревоги, невротической депрессии, астении, истерического типа реагирования, обсессивно-фобических нарушений, фобических нарушений.
Шкала депрессии Цунга (тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Г. И. Балашовой) разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI) представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал: лжи, достоверности, коррекции, ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания.
Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник Реана) измеряет направленность личности на достижение успеха и избегание неудачи.
Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положено понятие Цель – Средство – Результат, отражающее основные черты любой деятельности.
Методика
определения
Методика
диагностики уровня
социальной фрустрированности
Вассермана (модификация
Бойко) фиксирует
степень неудовлетворенности социальными
достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
Социальная фрустрированность передает
эмоциональное отношение человека к позициям,
которые он сумел занять в обществе на
данный момент своей жизни.
Диагностическая беседа
При соматическом
заболевании диагностическая
Чтобы
знать, как действовать дальше, необходимо
разобраться в особенностях личности
пациента и истории его жизни,
предшествовавшей болезни. Были ли у
него в прошлом другие заболевания?
Имеется ли неблагоприятная
Чем
более свободно и менее
Наконец,
в первой же диагностической
беседе необходимо выявить,
Первая
беседа имеет решающее
В
течение первых минут пациенты
обычно расслабляются. Они с
удивлением замечают, что о проблемах
оказывается возможным
Разговор
с самого начала должен также
преследовать терапевтические
Рекомендуется
использовать даже едва
1. Вначале
задают вопрос о жалобах,
2. Следующий
вопрос позволяет уточнить
3. Решающим
для понимания внутренних
5. В
конечном итоге создается
Конечно,
этот метод следует
Диагностическая
беседа имеет отчасти характер
провокации. Психотерапевт оперирует
подбадриванием, откровенными вопросами,
которые наталкивают пациента
на ответы, но не фиксируют
на них внимание, давая лишь
направления для размышления:
«Расскажите мне об этом
Информация о работе Диагностика психосоматики. Диагностическая беседа