Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучение литературы по заявленной теме.
Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих в школе и детском саду.
Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.
Обработка и анализ результатов исследования.

Оглавление

Введение 3
1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога 5
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса 5
1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания 7
1.1.2. Симптомы эмоционального выгорания 10
1.2. Эмоциональное выгорание как стресс 13
1.3. Требования профессии к личности педагога 20
1.3.1. Учитель в напряженных условиях 24
1.3. Возможные меры профилактики и коррекции синдрома 28
эмоционального выгорания 28
2. Экспериментальное исследование 32
2.1. Описание процедуры исследования 32
3. Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) 33
2.2. Результаты исследования и их анализ 33
Заключение 48
Список использованных источников 49

Файлы: 1 файл

выгорание.doc

— 747.50 Кб (Скачать)

Подобные мысли и  оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства. Ведь профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений.

3. Симптом “расширения  сферы экономии эмоций”.

Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой “жертвой” эмоционального выгорания.

  1. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

По пресловутым “законам редукции”  субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным. Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса смотрит “стеклянными глазами”. Одним словом, редукция профессиональных обязанностей – привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

Фаза “истощения”. Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.

  1. Симптом “эмоционального дефицита”.

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может  помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.

  1. Симптом “эмоциональной отстраненности”.

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.

  1. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”.

Проявляется в широком диапазоне  умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

Метастазы “выгорания” проникают  в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

  1. Симптом “психосома<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_

Информация о работе Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)