Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального выгорания и выявлении влияния на него организационных и личностных факторов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучение литературы по заявленной теме.
Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих в школе и детском саду.
Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.
Обработка и анализ результатов исследования.

Оглавление

Введение 3
1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога 5
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса 5
1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания 7
1.1.2. Симптомы эмоционального выгорания 10
1.2. Эмоциональное выгорание как стресс 13
1.3. Требования профессии к личности педагога 20
1.3.1. Учитель в напряженных условиях 24
1.3. Возможные меры профилактики и коррекции синдрома 28
эмоционального выгорания 28
2. Экспериментальное исследование 32
2.1. Описание процедуры исследования 32
3. Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) 33
2.2. Результаты исследования и их анализ 33
Заключение 48
Список использованных источников 49

Файлы: 1 файл

выгорание.doc

— 747.50 Кб (Скачать)
  • неэмоциональность или неумение общаться;
  • алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;
  • трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
  • люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)

1.1.2. Симптомы эмоционального выгорания

 

К Маслач условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на:  физические, поведенческие и психологические.

 К физическим относятся [15, c. 5]:

  • усталость;
  • чувство истощения;
  • восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
  • астенизация;
  • частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • избыток или недостаток веса;
  • одышка;
  • бессонница.

К поведенческим и  психологическим:

  • работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
  • профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
  • поздно появляется на работе и рано уходит;
  • берет работу на дом;
  • чувство неосознанного беспокойства;
  • чувство скуки;
  • снижение уровня энтузиазма;
  • чувство обиды;
  • чувство разочарования;
  • неуверенность;
  • чувство вины;
  • чувство невостребованности;
  • легко возникающее чувство гнева;
  • раздражительность;
  • человек обращает внимание на детали;
  • подозрительность;
  • чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);
  • ригидность;
  • неспособность принимать решения;
  • дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;
  • повышенное чувство ответственности за пациентов;
  • растущее избегание;
  • общая негативная установка на жизненные перспективы;
  • злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

Выгорание очень инфекционно  и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен  выгоранию, становятся циниками, негативистами  и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые  находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

В этой же статье, К. Чернисс  отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие [9, c.24]:

  • высокая текучесть кадров;
  • снижение вовлеченности сотрудников в работу;
  • поиск “козла отпущения”;
  • антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;
  • режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;
  • развитие критического отношения к сотрудникам;
  • недостаток сотрудничества среди персонала;
  • прогрессирующее падение инициативы;
  • рост чувства неудовлетворенности от работы;
  • проявления негативизма относительно роли или функции отделения.
    1. Эмоциональное выгорание как стресс

 

Вернемся еще раз  к определению эмоционального выгорания. Доктор К. Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря  творческого потенциала, не реакция на скуку, а “эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением”. Согласно  Гансу Селье, основоположнику учения о стрессе, это неспецифическая (т.е. всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. Он определил следующие стадии стресса как процесса [6, c. 276]:

  1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
  2. максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);
  3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Основные черты психического стресса [6, c. 280]:

  1. стресс – состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
  2. стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
  3. явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

По словам К. Маслач, выгорание  можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации – стадии истощения, однако, момент, когда стресс переходит, ясно не определен.

Эмоциональное выгорание  – динамический процесс и возникает  поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса [16, c.29]:

1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3)  истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому  этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Так у индивидуума, подверженного  выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.

На второй стадии выгорания  симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Орел В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [17, c.95].

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой.

Очень подробно освещает симптомы всех трех фаз Бойко В.В. в своей статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других”, рассмотрим их [3, c. 36].

Фаза “напряжения”. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и “запускающим” механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

1 . Симптом “переживания  психотравмирующих обстоятельств”.

Проявляется усиливающимся  осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений “выгорания”.

  1. Симптом “неудовлетворенности собой”.

В результате неудач или  неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. На начальных этапах “выгорания” внутренние факторы нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

  1. Симптом ”загнанности в клетку”.

Возникает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая “эмоциональное выгорание”, то человек переживает ощущение “загнанности в клетку”.

  1. Симптом “тревоги и депрессии”.

Обнаруживается в связи с  профессиональной деятельностью в  особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности.

Фаза “резистенции”. Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом ”неадекватного избирательного эмоционального реагирования”

Несомненный “признак выгорания”, когда  профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально  отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

  • В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно “экономит” на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип “хочу или не хочу”: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен.

Неадекватное ограничение диапазона  и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

 2. Симптом “ эмоционально-нравственной дезориентации”.

Он как бы углубляет  неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: “ это не тот случай, чтобы переживать”, “такие люди не заслуживают доброго отношения”, “таким нельзя сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”.

Информация о работе Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой)