Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 20:50, курсовая работа
Актуальность проблемы готовности ребенка к школьному обучению обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Дошкольник становится учащимся. Поступление в 1 класс - это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание.
В психолого-педагогической литературе довольно широко освещены аспекты психологической готовности ребенка к школе, в основном уделяется внимание интеллектуальной, волевой готовности ребенка в школе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...........3
Глава 1. Методологические аспекты мотивационной готовности ребенка к школьному обучению ………………………………………………………..5
1.1. Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...5
1.2. Определение понятия готовности к школьному обучению……………..11
1.3. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению…………..12
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1……………………………………………………………22
Глава 2. Характеристика диагностической программы применяемой для выявления мотивационной готовности к школе…………………………23
2.1.Диагностическая программа по изучению психологической готовности старших дошкольников…………………………………………………………23
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….........28
Глава 3. Диагностика мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе………………………………..30
3.1. Методы диагностики готовности к школьному обучению………………30
3.2. Организация и проведение диагностического обследования готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………..…35
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3………………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 2004 г., - № 8 стр. 80-83.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 2005, - №8, стр. 66-74.
4. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,- Томск, 2006.
5. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 2006, №7, стр. 81-84.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.
7. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 2005., №8, стр. 50-54.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение. 1990. стр. 100 - 151.
9. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Евразия СПб. 1999.
10. Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа, 2007, №4, стр.25-27.
11. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.
12. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 2005., т.2.
13. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1995.
14. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 2005, №8, стр.25-28.
15. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 2005, №3, стр. 53-57.
16. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 2006. - 278 с
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Детское учреждение
Группа
Дата
Фамилия, имя
Возраст
Протокол-тест (диагностическая беседа)
- Как тебя зовут?
- Назови свою фамилию.
- Ой, какой ты взрослый!
- Скоро пойдешь в школу?!
СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ:
1. Ты хочешь учиться?
2. Почему (хочешь, не хочешь)?
3. Где ты хочешь учиться?
4. Когда ты пойдешь в школу?
5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.
6. Кто тебя будет учить?
7. Чему тебя научит учительница?
8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?
9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?
10. Кому ты будешь помогать в школе?
11. Ты любишь, когда тебя хвалят?
12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?
13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?
14. Как ты хочешь учиться?
15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.
Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики - рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).
Дети, получившие 1-2 балла, считаются зрелыми для школьного обучения.
Следует отметить, что при использовании результатов данной методики в целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное - 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее - тем большее количество баллов начисляется.
Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам. Выделено три уровня готовности к школьному обучению:
высокий уровень - от 39 до 47 баллов
средний уровень - от 28 до 38 баллов
низкий уровень - от 17 до 27 баллов
Распределение результатов по уровням достаточно ориентировочно, однако позволяет школьному психологу, по крайней мере, охарактеризовать учителям начальных классов будущих учеников, у которых могут возникнуть те или иные проблемы с обучением. Характер проблем может быть выявлен на основе анализа результатов диагностики по каждой из методик. Особое внимание полезно уделить детям как с высоким, так и с низким уровнем готовности: именно у них можно ожидать прежде всего снижения учебной мотивации. У первых - в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у вторых - из-за их сложности.
Дополнительные диагностические возможности. Психолог, наблюдая за поведением ребенка во время диагностической процедуры, может сделать ряд выводов об индивидуальных особенностях, учет которых необходим в целях индивидуализации обучения.
Социальная зрелость проявляется в понимании ребенком ситуации диагностики как достаточно важной, серьезной. Вместе с этим, важно, чтобы она не была для него сверхзначимой, опасной, страшной. Социальная зрелость проявляется и в отношении к самому факту поступления в школу, как к значимому событию, которое многое изменит в жизни ребенка.
Самосознание, самооценка. - Данная индивидуальная характеристика существенно влияет на успешность обучения в целом. Психолог может спросить ребенка, как он оценивает свои результаты: как успешные или неуспешные. Частая оценка своих результатов как успешных может свидетельствовать о завышенной самооценке, неверие же в свой успех - показатель заниженной самооценки.
Тревожность. - Проявляется в общей психологической напряженности в ситуации общения. Высокотревожные дети часто не решаются давать ответ, боясь ошибиться, долго обдумывают, иногда отказываются отвечать, даже если знают, что сказать. Как правило, внимательно слушают инструкции взрослого психолога, но не всегда их понимают из-за своего страха перед ситуацией.
Эмоциональная возбудимость. - Для детей с высокой эмоциональной возбудимостью характерны быстрая смена эмоций, быстрая эмоциональная реакция на сложившиеся обстоятельства. У них легко появляются как смех, так и слезы. Эмоции неустойчивы, не всегда адекватны причине, их вызвавшей.
Понимание контекста общения. - Важно, чтобы ребенок достаточно быстро включился в решение задачи, понимал инструкцию психолога, чувствовал разницу между попутными замечаниями и речью психолога в контексте задания. Психолог может пронаблюдать, в какой мере ребенок воспринимает помощь в процессе выполнения задания: как руководство к действию, как образец для выполнения, либо никак не воспринимает.
Утомляемость. - Полезно обратить внимание, через какое время после начала работы ребенок начинает отвлекаться, ему трудно становится слушать психолога, сосредоточиться па инструкции.
Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры. Эти данные отмечаются в протоколе обследования.
Приложение 2
Методика 1. Тестовая беседа для оценки психосоциальной зрелости.
№ |
Вопросы к беседе |
Ответ ребенка |
Баллы |
1. |
Назови свою фамилию, имя, отчество |
|
|
2. |
Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. |
|
|
3. |
Кем работает твоя мама (папа)? |
|
|
4. |
Где ты живешь, назови свой домашний адрес? |
|
|
5. |
Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей? |
|
|
6. |
У тебя есть брат (сестра)? Кто старше? |
|
|
7. |
Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года? |
|
|
8. |
Сейчас утро или вечер (день или утро)? |
|
|
9. |
Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? |
|
|
10. |
Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? |
|
|
11. |
Когда можно кататься на санках - зимой или летом? |
|
|
12. |
Почему снег бывает зимой, а не летом? |
|
|
13. |
Что делают почтальон, врач, учитель? |
|
|
14. |
Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель? |
|
|
15. |
Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему? |
|
|
16. |
Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить? |
|
|
17. |
Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.? |
|
|
18. |
Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши? |
|
|
19. |
Каких зверей ты знаешь, каких птиц? |
|
|
20. |
Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха? |
|
|
21. |
Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3. |
|
|
22. |
Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? |
|
|