Диагностика мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы готовности ребенка к школьному обучению обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Дошкольник становится учащимся. Поступление в 1 класс - это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание.
В психолого-педагогической литературе довольно широко освещены аспекты психологической готовности ребенка к школе, в основном уделяется внимание интеллектуальной, волевой готовности ребенка в школе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...........3
Глава 1. Методологические аспекты мотивационной готовности ребенка к школьному обучению ………………………………………………………..5
1.1. Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...5
1.2. Определение понятия готовности к школьному обучению……………..11
1.3. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению…………..12
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1……………………………………………………………22
Глава 2. Характеристика диагностической программы применяемой для выявления мотивационной готовности к школе…………………………23
2.1.Диагностическая программа по изучению психологической готовности старших дошкольников…………………………………………………………23
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….........28
Глава 3. Диагностика мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе………………………………..30
3.1. Методы диагностики готовности к школьному обучению………………30
3.2. Организация и проведение диагностического обследования готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………..…35
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3………………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

gotovnost_k_shkole_33__33__33__33.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Достаточно широко известный ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека включает кроме рисования по памяти мужской фигуры два задания – срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек, т.е. работу по образцу. Аналогична этим заданиям методика Н.И.Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Вспомним еще две методики Д.Б.Эльконина – А.Л.Венгера: графический диктант и «Образец и правило».

Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям психолога. Последний диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, или, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований. [1]

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что они далеко не всегда всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе; поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Безусловно, причин тому может быть много. Одна из них – отсутствие или несвоевременная психологическая помощь, которая основывается на выявлении и формировании мотивации к обучению.

3.2. Организация и проведение диагностического обследования готовности ребенка к школьному обучению

Когда дети поступают в школу, они обязательно проходят собеседование, иногда - тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, система заданий усложняется.  Но в любом случае ребенок имеет дело с педагогами: они проверяют знания, умения и навыки, в том числе умения читать и считать. Задача психолога совсем иная – он выявляет психологическую готовность к школьному обучению.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия — это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в детском саду или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь: 1). Воспроизводить образец; 2). Работать по правилу; 3). Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; 4). Различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: «Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива».

Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т. к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе.

Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом.

При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу — выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

До начала психологической диагностики психологу необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.). Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт с ребенком. В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должно быть по возможности краткими - экспрессметодиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках. После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно психодиагностическое обследование.

Диагностика готовности к школе проводилась мною на базе детского сада «------». Для исследования мотивации учения и определения доминирующих мотивов я применила методику М.Р.Гинзбурга; для определения сформированности внутренней позиции использовала методику Л.А.Венгера. 8 детей старшей группы были протестированы по системе этих методик для проведения обследования мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. До начала диагностики я тщательно ознакомилась с характеристикой на каждого ребенка, продуктами деятельности детей. В результате исследования я получила следующие результаты: общий уровень готовности обследованных детей - средний - 55%, высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показала только одна девочка – Мазуркевич Виолетта, 5 лет 09 мес., это благодаря тому, что ей уделялось внимание дома, с ней занималась бабушка и родители. Результаты тестов показывают, что ребенок к школе готов. Внутренняя позиция сформирована. Преобладают учебно-познавательный и социальный мотивы - мотивационная готовность высокая. Очень низкий уровень готовности к школьному обучению у двух детей: Сулковский Кирилл, 6 лет 06 мес., и Матюшков Виктор, 6 лет. Очень низкий уровень готовности связан с тем, что дома эти дети принадлежат сами себе, оба этих мальчика из неблагополучных семей (родители страдают алкоголизмом), они не получают никакого внимания со стороны взрослых. У Матюшкова Виктора все, без исключения показатели очень низкие. Ребенок очень слабый. Когда проводилось обследование, он не проявлял никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он постоянно отвлекался.

Купрацевич Дмитрий, 6 лет 05 мес., – по результатам тестов, ребенок к школе готов. Внутренняя позиция сформирована, из мотивов преобладает учебный и мотив получения высокой отметки. Умеет слушать других людей, выполняет логические операции.

Маркевич Александр, 6 лет 04 мес., – результаты тестов показывают, что ребенок к школе готов. Хорошо сформирован учебный, позиционный и социальный мотивы. Внутренняя позиция сформирована – ждет, когда пойдет в школу.

Мясникович Татьяна, 6 лет 05 мес., – среди мотивов преобладают внешний и игровой, а также желание быстро стать взрослым. Ребенок к школе не готов. Внутренняя позиция недостаточно сформирована. Ребенка необходимо оставить в детском саду еще на год. У нее еще недостаточно сформировано понятие специфики учебной деятельности, поэтому в школе может испытывать трудности, связанные с нежеланием учиться.

Сахим Даниил , 6 лет 01 мес., показал низкий уровень мышления, памяти, представлений и умений. Ребенок очень слабый. Когда проводилось обследование, он не проявлял никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он постоянно отвлекался.

Шакиров Азиз, 6 лет 07 мес., был предоставлен сам себе, дома с ним никто не занимался, родители заняты «добыванием денег». По всем показателям к школе не готов.

Таким образом, дети, исследованные и тестированные мной, безусловно, будут справляться со школьной программой и могут быть зачислены в школу. С некоторыми из них необходимо провести ряд дополнительных заданий и упражнений, а также провести повторное тестирование. Если же ребенок на вопрос «Хочешь ли ты в школу?» категорически отвечает «нет», это значит, что у него отсутствует желание что-то менять в своей жизни, получая знания. Если постоянно рассказывает о играх и игрушках – так оно и есть. Опыт показывает, что дети, которые идут в школу без желания, хуже справляются с учебой. Умные, но немотивированные дети, часто отстают.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3

Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезадаптации. Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию. Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания. К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения. На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.

В своей работе я ставила цель – изучить мотивационную готовность ребенка к школе.

Были использованы комплексные методики диагностики детей дошкольного возраста к школьному обучению. Готовность определилась по следующим параметрам:

- мотивационный;

- интеллектуальный;

- языковой;

- социальный.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать несколько важных выводов.

Во-первых, чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа и детского сада,  родителей и учителей. Причем эта работа не может ограничиваться только обучением читать, писать, считать.

Во-вторых, только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы – личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой, может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху. Грамотное использование результатов диагностики позволит исправить ситуацию.

Наконец, в-третьих: если своевременно проконсультироваться со специалистами–психологами, оценить сильные и слабые стороны психологической готовности ребенка к школе, получить развернутые рекомендации, то можно подготовить ребенка к школе таким образом, чтобы он туда ходил с удовольствием, чувствовал себя уверенно и хорошо учился.

Готовность к школе – это сложное комплексное образование, в содержание которого входят не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Диагностика мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе