Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:47, курсовая работа
Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.
Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
2.2 Развитие
теории деятельности А.Н.
Разрабатывал вопросы
общей и детской психологии, психологии
сенсорных процессов и
Выдвинутое А.В. Запорожцем
понимание закономерностей
Гипотеза о психических
процессах как
В формировании всех видов психических действий прослеживаются единые закономерности. Оно включает усвоение определенных типов общественно выработанных средств (сенсорных эталонов в перцептивных процессах, наглядных моделей в процессах образного мышления и понятий в процессах мышления дискурсивного, нравственных эталонов и норм в социальных эмоциях) и овладение их применением для обследования объектов и ситуаций.
Формирование всех видов психических действий происходит в контексте практической деятельности ребенка и включает переход от внешних форм ориентировки, складывающихся в процессе овладения деятельностью, к ее внутренним формам. Развитие деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослых, под влиянием организованного и стихийного воспитания и обучения, в ходе которого ребенку передаются те формы социального опыта, в которых фиксированы средства осуществления разных видов психических действий.
Заключение
Исследовав разные взгляды
на одну из категорий психологии, изучив
деятельностную теорию А.Н. Леонтьева
и сравнивая ее с подходом к
деятельности других выдающихся отечественных
психологов, мы можем сказать, что
деятельность человека – это всегда
процесс развития самого человека.
Прежде всего – производительных
сил человека, которые необходимо
исследовать в реальном контексте
конкретного бытия конкретного
человека.
Современные исследователи, опираясь
на теорию А.Н. Леонтьева, но и используя
работы других ученых, считают, что средства
и орудия деятельности, ее операционный
фонд, являются ее важнейшими и ведущими
психологическими характеристиками, потому
что в них объективно выражается и через
них объективно реализуется созидающая,
предметно-преобразующая суть любой деятельности
человека и его психологии.
Способы действия постоянно изменяются,
формируются и трансформируются, т.е. находятся
в движении и, соответственно, в развитии.
Все шире, глубже и прочнее овладевая тем
или иным способом, человек усваивает
его, буквально, делая способ своим, и становится
в результате этого способным делать то,
что раньше он делать не мог или не хотел.
Очевидно, что именно условия и механизмы
изменения структуры, состава и содержания
операционного фонда деятельности, ее
конкретного инструментария – тех средств
и способов, благодаря которым деятельность
осуществляется и развивается, и должны
являться основным объектом интереса
психолога и непосредственным предметом
его исследований.
Список литературы
1. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. – М.:
Тривола, 1994. – 304 с.
2. Суворова Г. А. Психология деятельности. – М.: ПЕРСЭ, 2003 г. –
176 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиз-
дат, 1977. – 304 с.
4. Ломов Б. Ф. Методологические
и теоретические проблемы
логии / РАН, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1999. – 350 с.
5. Слободчиков В. И.
Выявление и категориальный
ной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психоло-
гии. – 2000 г. – № 2. – С. 42–52.
6. Ломов Б. Ф. Категории
общения и деятельности в
Вопросы философии. – 1979 г. – № 8, – С. 34–47.
7. Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа.
– М.: Политиздат, 1974 – 328 с.
8. Л.А.Венгер А.В.Запорожец и его вклад в Советскую психологию.
9. http://www.voppsy.ru/issues/
10.Гальперин П.Я. Психология
как объективная наука.-Москва-
11.Шаповаленко И.В.
Информация о работе Деятельностный подход в трудах А.Н.Леонтьева