Деятельностный подход в трудах А.Н.Леонтьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.
Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

Файлы: 1 файл

деятельность.docx редактированная.docx

— 54.68 Кб (Скачать)

 

 

 

2.2 Развитие  теории деятельности А.Н. Леонтьева  в трудах А.В. Запорожца 

Разрабатывал вопросы  общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую  теорию деятельности. Вместе с учениками  создал теорию сенсорного и умственного  развития ребёнка, способствующую решению  проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка  в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие  амплификации (обогащения) развития ребёнка  за счёт оптимального использования  специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному  обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что  удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Выдвинутое А.В. Запорожцем понимание закономерностей развития отдельных сторон психики ребенка  «впитало в себя как положение  Л.С. Выготского о социальном опосредствовании психических процессов человека, так и «деятельностный» подход к  анализу психических явлений. Объединив  эти подходы, А.В. Запорожец сумел  доказать их плодотворность для конкретно-психологических  исследований. Вместе с тем он пошел  дальше Л.С. Выготского, распространив  положение об опосредствованном  характере человеческой психики с развития «высших психических функций» на все психическое развитие .

Гипотеза о психических  процессах как интериоризованных  формах ориентировочных действий положила начало большому циклу исследований, который проводился А.В. Запорожцем, его сотрудниками и учениками, начиная с середины 50-х гг. в Институте психологии и затем в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого он являлся с момента его основания в 1960 г. до последнего дня жизни. В этом цикле произошел как бы возврат к проблематике харьковского периода: закономерностям развития восприятия, мышления, эмоций. Однако это был возврат на новой основе. Изучению подверглись содержание и структура тех видов ориентировочных действий, которые обеспечивают реализацию указанных психических процессов на разных этапах их развития и закономерности перехода с одного этапа на другой. Развитие каждого из изучавшихся психических процессов было понято как овладение специфическим видом ориентировочных действий, направленных на решение определенного класса задач. В случае перцептивных процессов — это действия, направленные на выделение и фиксацию внешних свойств предметов, в случае интеллектуальных процессов — действия, ведущие к выделению и обобщению отношений, в случае процессов эмоциональных — действия, с помощью которых происходит оценка смысла ситуации для индивида.

В формировании всех видов  психических действий прослеживаются единые закономерности. Оно включает усвоение определенных типов общественно  выработанных средств (сенсорных эталонов в перцептивных процессах, наглядных  моделей в процессах образного  мышления и понятий в процессах  мышления дискурсивного, нравственных эталонов и норм в социальных эмоциях) и овладение их применением для  обследования объектов и ситуаций.

Формирование всех видов  психических действий происходит в  контексте практической деятельности ребенка и включает переход от внешних форм ориентировки, складывающихся в процессе овладения деятельностью, к ее внутренним формам. Развитие деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослых, под влиянием организованного  и стихийного воспитания и обучения, в ходе которого ребенку передаются те формы социального опыта, в  которых фиксированы средства осуществления  разных видов психических действий.

 

                               Заключение 

Исследовав разные взгляды  на одну из категорий психологии, изучив деятельностную теорию А.Н. Леонтьева  и сравнивая ее с подходом к  деятельности других выдающихся отечественных  психологов, мы можем сказать, что  деятельность человека – это всегда процесс развития самого человека. Прежде всего – производительных сил человека, которые необходимо исследовать в реальном контексте  конкретного бытия конкретного  человека. 
 
Современные исследователи, опираясь на теорию А.Н. Леонтьева, но и используя работы других ученых, считают, что  средства и орудия деятельности, ее операционный фонд, являются ее важнейшими и ведущими психологическими характеристиками, потому что в них объективно выражается и через них объективно реализуется созидающая, предметно-преобразующая суть любой деятельности человека и его психологии. 
 
Способы действия постоянно изменяются, формируются и трансформируются, т.е. находятся в движении и, соответственно, в развитии. Все шире, глубже и прочнее овладевая тем или иным способом, человек усваивает его, буквально, делая способ своим, и становится в результате этого способным делать то, что раньше он делать не мог или не хотел. 
 
Очевидно, что именно условия и механизмы изменения структуры, состава и содержания операционного фонда деятельности, ее конкретного инструментария – тех средств и способов, благодаря которым деятельность осуществляется и развивается, и должны являться основным объектом интереса психолога и непосредственным предметом его исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Зинченко В. П., Моргунов  Е. Б. Человек развивающийся.  – М.:

    Тривола, 1994. –  304 с.

2. Суворова Г. А. Психология  деятельности. – М.: ПЕРСЭ, 2003 г. –

    176 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиз-

    дат, 1977. – 304 с.

4. Ломов Б. Ф. Методологические  и теоретические проблемы психо-

    логии / РАН,  Ин-т психологии. – М.: Наука, 1999. –  350 с.

5. Слободчиков В. И.  Выявление и категориальный анализ  норматив-

    ной структуры  индивидуальной деятельности // Вопросы  психоло-

    гии. – 2000 г.  – № 2. – С. 42–52.

6. Ломов Б. Ф. Категории  общения и деятельности в психологии //

    Вопросы философии.  – 1979 г. – № 8, – С. 34–47.

7. Каган М. С. Человеческая  деятельность. Опыт системного анализа.

    – М.: Политиздат, 1974 – 328 с.

8. Л.А.Венгер А.В.Запорожец и его вклад в Советскую психологию.

9.  http://www.voppsy.ru/issues/1985/854/854121.htm

10.Гальперин П.Я. Психология  как объективная наука.-Москва-Воронеж  2008.-С.148-197.

11.Шаповаленко И.В. Психология  развития .-Юрайт-2012.-С.214-249.

 

 

 


Информация о работе Деятельностный подход в трудах А.Н.Леонтьева