Деятельностный подход в трудах А.Н.Леонтьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.
Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

Файлы: 1 файл

деятельность.docx редактированная.docx

— 54.68 Кб (Скачать)

управления – то, что  подлежит организации в систему  функционирования

и/или развития;

           предмет проектирования – т.е.  выявление и разработка

способов и условий  реализации определенных (новых) видов  деятель-

ности;

           ценность – имеется в виду  ее место и смысл в различных

системах культуры [2].

      Данный  перечень, по словам В. И. Юдина,  не исчерпывает всего

многообразия возможных  функций деятельности, важным является

показать стоящее за каждой функцией предметное содержание, пока-

зать их различие и взаимосвязь, и, главное – разновременность их по-

явления в историческом контексте  в качестве особых объектов теоре-

тического анализа. Так, в  психологии категория деятельности выпол-

няет две методологические функции: деятельность как объяснитель-

ный принцип и деятельность как предмет исследования. В ряде иссле-

дований показано, что данные методологические функции деятельно-

сти выделены Л. С. Выготским  при формулировании нормативных

требований к построению и анализу психологических теорий. Соглас-

но Л. С. Выготскому, в любой  психологической теории должны при-

сутствовать следующие центральные  моменты [2]:

1) наличие общего объяснительного  принципа;

2) наличие предмета исследования;

3) выделены единицы психологического  анализа, входящие в концеп-

   туальный аппарат  теории. Размерность единицы психологического

   анализа задает  объяснительный принцип; единицу  анализа можно

   использовать как  индикатор скрытого объяснительного  принципа

   теории.

      Изучение  деятельности стало центральной  темой отечественной

психологии, связанной, прежде всего, с именами С. Л. Рубинштейна  и

А. Н. Леонтьева. Первый шаг  в признании деятельности в качестве

предмета психологии был  сделан С. Л. Рубинштейном в 1922 г. (С. Л.

Рубинштейн положил начало деятельностной трактовке психики). Ре-

ально в исследованиях 2 функции  деятельности (как принципа и

предмета) выступали поочередно, а не одновременно. На первых по-

рах деятельность выступала  в качестве объяснительного принципа

психических процессов. По словам С. Л. Рубинштейна, сознание и

деятельность суть основополагающие характеристики человеческого

существования, конституирующие  саму его человечность. Человек

стал пониматься как существо изначально сознательное, способное

отдавать себе отчет о  сделанном (т.е. рефлексивное), и деятельное,

способное к осознанному  преобразованию.

      Выдвижение  деятельности на роль объяснительного  принципа

обусловлено не только идеологизацией советской психологии того

времени. Такой поиск «главной»  категории или объяснительного

принципа был всегда в  мировой психологии. На его роль претендова-

ли гештальт, ассоциация, поведенческий акт, установка. На эту  роль

претендовала и предметная деятельность.

      В истории  разработки данной проблемы возникало  не мало во-

просов, один из которых обсуждался на материале соотношения кате-

горий деятельности и установки: обе претендовали на роль объясни-

тельного принципа. При  этом, когда установка выступает  в качестве

объяснительного принципа деятельности, то последняя соответствен-

но становится предметом  исследования. Справедливо и обратное. В

любом случае выигрывает тот  член пары, который выступает как

предмет исследования. Например, когда установка принимается  в ка-

честве объяснительного  принципа, то ее влияние на деятельность

вполне очевидно, но вместе с тем, она как бы растворяется в ней.

Именно поэтому наиболее интересные результаты были получены А.

Н. Леонтьевым именно тогда, когда деятельность выступала в  роли

предмета исследования. В  деятельностном подходе предметом  иссле-

дования выступали структура  и функции многообразных форм чело-

веческого действия.

 

      1.6. Определение деятельности.

      А. Н.  Леонтьев: «Мы называем деятельностью  не всякий про-

цесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые,

осущеcтвляя то или иное отношение человека к миру, отвечают собой,

соответствующей им потребности» [2, C. 9]. «Деятельность есть

молярная, не аддитивная единица  жизни телесного, материального

субъекта. В более узком  смысле, т.е. на психологическом уровне, это

единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная

функция которого состоит  в том, что оно ориентирует  субъекта в

предметном мире. Иными  словами, деятельность – это не реакция  и не

совокупность реакций, а  система, имеющая строение, свои внутрен-

ние переходы и превращения, свое развитие» [3, C 65].

      С. Л.  Рубинштейн: «…деятельность человека  в целом – это пре-

жде всего воздействие, изменение  действительности; … это не только

воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но

и общественный акт или  отношение в специфическом смысле этого

слова. Поэтому деятельность – это не внешнее делание, а  позиция по

отношению к людям, обществу, которую человек всем своим сущест-

вом, в деятельности проявляющимся  и формирующимся, утверждает»

[2, C. 9].

      В. Д.  Шадриков: «…деятельность – как  форма активного отно-

шения к действительности, направленного на достижение сознательно

поставленных целей, связанных  с созданием общественно значимых

ценностей и освоением  общественного опыта» [2, C. 9].

 

 Деятельностный подход  в психологии: основные направления  ис-

Следовании. Деятельностный подход является основным подходом к  изуче-

нию закономерностей развития сознания и личности человека в отече-

ственной психологии. Существенный вклад в разработку одной из

фундаментальных проблем  в психологии, проблемы деятельности

внесли многие ученые и  исследователи. Традиции в изучении пробле-

мы деятельности заложены в работах С. Л. Рубинштейна и  А. Н. Ле-

онтьева.

       Условно  можно выделить три направления  исследований, в ко-

торых заложены контуры деятельностного  подхода в психологии:

       1) знаково-символическое  направление в развитии психики

(разрабатывалось Л. С.  Выготским);

       2) личностное  направление: личность формируется  в деятель-

ности (разрабатывалось С. Л. Рубинштейном);

       3) деятельность  как самостоятельный предмет  исследования

(разрабатывалось А. Н.  Леонтьевым).

       Приоритет  переноса философской категории  «деятельность» на

психологическую почву принадлежит  С. Л. Рубинштейну. Именно С.

Л. Рубинштейн впервые выделил  предметную деятельность как пред-

мет психологической науки. Он обратил внимание на тот аспект, что

формирование идеального плана может осуществляться в  САМО-

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека, результатом  которой являются его разви-

вающиеся психические  свойства.

       А. Н.  Леонтьев обратился к проблематике  деятельности значи-

тельно позже С. Л. Рубинштейна. Но именно ему принадлежит раз-

вернутая общепсихологическая  теория деятельности [1].

       Как  отмечает Г. А. Суворова [2], изучение  основ двух методо-

логических функций категории  деятельности было начато еще Л. С.

Выготским. В своей теории высших психических функций Л. С. Вы-

готский акцентировал внимание на изучении первой методологиче-

ской функции деятельности – деятельности как общем методологиче-

ском принципе, при этом деятельность рассматривалась им как  кате-

гория надиндивидуального, культурного уровня. Идея деятельности

как главного объяснительного  принципа разрабатывалась С. Л. Ру-

бинштейном, а также присутствовала в исследованиях А. Н. Леонтье-

ва, А. Р. Лурия и др. Деятельность в качестве особого предмета иссле-

дования, т.е. второй ее методологической функции интенсивно изуча-

лась А. Н. Леонтьевым и  его последователями. А. Н. Леонтьевым про-

веден развернутый анализ макроструктуры деятельности, выделены ее

формы и виды. А. Н. Леонтьев рассматривал категории психического

отражения, личности в неразрывной  связи с категорией предметной

деятельности. В своих  работах он подчеркивал, что психическое  от-

ражение порождается именно в процессе развития чувственно-

практической деятельности и вне целостной ее системы  не может

быть понято. В тоже время  данная линия исследований проводилась

С. Л. Рубинштейном и его  последователями. В работах С. Л. Рубин-

штейна мы находим общую  схему психологического анализа  деятель-

ности и ее основных компонентов: мотивов, целей, действий, опера-

ций. Идеи, выдвинутые С. Л. Рубинштейном при разработке пробле-

мы деятельности, развивались  его учениками и последователями  – К.

Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинским и др. Данное направле-

ние деятельностной проблематики в отечественной психологии полу-

чило название субъектно-деятельностного  подхода.

      На современном  этапе в разработку проблемы  деятельности

внесли большой вклад  исследования Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, В.

В. Давыдова, Е. А. Климова, В. Д. Шадрикова и др.

 

 

 

 Культурно-историческая  теория Л. С. Выготского как  на-

правление в развитии деятельностного  подхода

 

      К основным  идеям психологической теории  Л. С. Выготского

как направлению деятельностного  подхода можно отнести следующие

положения .

      1. Разрабатывая  проблему развития психики, проблему  проис-

хождения сознания, Л. С. Выготский  указывал на важную роль для

психологии анализа практической деятельности людей.

      2. Сознание  рассматривалось Л. С. Выготским  в тесной связи с

трудовой деятельностью.

      3. Л. С.  Выготским разрабатывалось теоретическое  положение о

детерминации психических  процессов (их генезиса и структуры) ис-

торически развивающейся  предметно-практической, орудийной  дея-

тельностью человечества (трудовой деятельностью). Идея деятельно-

стной детерминации психики  пронизывает все творчество Л. С. Вы-

готского.

      4. Деятельностная  детерминация генезиса и структуры  челове-

ческой психики носит  опосредствованный характер. В структуре  и ге-

незисе психических функций  аналогично структуре трудовой дея-

тельности присутствует момент орудийной опосредствованности. В

роли проводников детерминации (психологических орудий) выступа-

ют продукты культурно-исторической деятельности человечества – зна-

ковые, коммуникационные системы.

      Согласно  взглядам Л. С. Выготского психическое  развитие че-

ловека осуществляется посредством  его воспитания и обучения как

одной из форм присвоения общественно-исторических способностей.

Для человека присвоение культуры выступает не как условие, а как

источник развития. Л. С. Выготским  был сформулирован основной за-

кон развития высших психических  функций человека: «Всякая выс-

шая психическая функция  в развитии ребенка появляется на сцене

дважды: сперва, как деятельность коллективная, социальная, т. е. как

функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивиду-

альная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция ин-

трапсихическая» . Индивидуальная психическая дея-

тельность, таким образом, первоначально задана в социальном обще-

нии, в коллективной деятельности.

 

 

 

2.1 Развитие  теории деятельности А.Н. Леонтьева  в трудах П.Я. Гальперина 

В отечественной психологии проблема соотношения генетического  и функционального развития нашла  свое отражение и в концепции  П.Я.Гальперина. В своей теории планомерно-поэтапного формирования действий образов и  понятий Гальперин ставит акцент на целенаправленности, заданности, планомерности  формирования, одновременно выделяя  и обосновывая этапы этого  процесса. Концепция П.Я.Гальперина имеет важное теоретическое и  практическое значение.  
Ведущим для концепции П.Я.Гальперина является положение о приоритетности изучения строения, законов и условий формирования и развития психики как ориентировочной деятельности. 
Ориентировочная деятельность как предмет психологической науки призвана решать следующие задачи: удовлетворение витальных потребностей, выживания при условии отсутствия готового способа действия. Ориентировка включает в себя: 
- отражение потребности;  
- анализ ситуации;  
- целеобразование; 
- смыслообразование; 
- построение плана действий; 
- контроль за исполнением плана; 
- внесение необходимой коррекции. 
Учение об ориентировочной деятельности является базовым как для теоретических разработок Гальперина, так и для экспериментальных и прикладных. Такое понимание радикально меняет представление о «психических процессах» (функциях) - восприятии, мышлении, памяти и т.д. Эти проявления душевной жизни человека рассматриваются Гальпериным как особые формы ориентировочной деятельности. Гальперин показывает, что психические функции разнятся теми специфическими задачами ориентировки, которые порождает жизнь человека в обществе и которые в подобном дифференцированном виде свойственны лишь человеку. Так, задача восприятия - это ориентировка в наличной ситуации, в ее объективных характеристиках. Память направлена на решение задачи восстановления прошлого. Мышление рассматривается как процесс решения задач, в которых нужно найти скрытое от непосредственного восприятия решение и т.п. Общими же для всех видов и форм ориентировочной деятельности являются те генеральные функции, ради которых она появляется в филогенезе, перестраивается в антропогенетическом процессе и становится содержанием онтогенетических преобразований психики человека: 
1. Построение образа поля (внешнего по отношению к субъекту или же поля его собственного состояния - физического или душевного). 
2. Уточнение значения взаимосвязанных элементов этого поля с точки зрения актуально доминирующей потребности субъекта. 
3. Построения плана решения стоящей проблемы. 
4. Контроль реализации принятого решения и, в случае необходимости, коррекция, как хода решения, так и плана, оценок, исходно представленной задачи. 
Понимание психики как ориентировочной деятельности с необходимостью подвело П.Я. Гальперина и к радикальному изменению традиционной стратегии исследования: не констатировать возможность человека решать ту или иную задачу (познавательную, эмоциональную и т.д.), но рассматривать эту возможность как проявление того или иного осмысленного, целенаправленного, развивающегося человеческого действия. Многочисленные научные исследования последователей Гальперина были посвящены раскрытию основного содержания этой формирующей экспериментальной стратегии. Были выделены те позитивные следствия, которые несет формирующая стратегия для решения значительного ряда принципиальных проблем общей, возрастной и педагогической психологии. 
Для правильного понимания и последующей реализации этой общей стратегии нужно иметь в виду следующие моменты. Прежде всего - две существенные особенности человеческого действия, сочетание которых радикально отличает его как от действий животных, так и от «действий» «интеллектуальных» машин. Первая особенность - это бинарная структура всякого человеческого действия, включающая в себя ориентировочную (регулирующую, направляющую, контролирующую) и исполнительную части. Именно характеристики ориентировочной части и определяют, по Гальперину, во многом те или иные возможности человека (идентифицируемые психологами как индивидуальные или возрастные) в решении конкретных задач. Вторая особенность человеческого действия состоит в опосредованности различными психологическими орудиями - схемами, формулами, знаками, концентрирующими в себе адекватный задаче общественный опыт. И это обстоятельство также чаще всего остается «за кадром» констатирующего эксперимента. 
Не рассмотрев особенностей ориентировки человека в конкретных обстоятельствах или упустив из виду специфику используемых им психологических орудий, мы лишаемся доступа к причинам, механизмам регистрируемых характеристик психической деятельности. 
Главным содержанием принципиального шага, сделанного П.Я. Гальпериным на этом пути, явилось выдвижение им всемирно известной теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Разумеется, данная теория претерпела существенные изменения на своем пути от первоначально выдвинутой в начале 50-х годов гипотезы о поэтапном формировании умственных действий до мировоззренческой общепсихологической концепции, ставшей хрестоматийной и вошедшей в учебники в 80-е годы. 
По мнению Гальперина, развитие выходит на новый уровень только тогда, когда идеальное примеривание в поле образа открывает возможность приспособиться, идеальная деятельность в поле образов тождественна ориентировочной деятельности. 
Прежде всего, целенаправленное и планомерное формирование познавательной деятельности позволяет оценить и экспериментально проверить теоретические представления о функционировании и характере становления умственных действий. Гальперин определял в качестве основы психологического исследования не констатацию спонтанно протекающего процесса, а организацию системы условий, обеспечивающих формирование действия с заданными свойствами. Теория Гальперина может реализовываться как принцип научно-исследовательской работы. Положения, разработанные в рамках этого подхода, позволяют оценить гипотетические представления о тех или иных сторонах познавательной деятельности, при условии их адекватной операционализации. Формирование умственного или перцептивного действия предполагает знание структуры, особенностей действия и его системной организации. Динамический процесс формирования позволяет определить адекватность базовых положений, лежащих в основе тех или иных теоретических воззрений на познавательные процессы, позволяет исследовать функциональный генез психических процессов. 

Информация о работе Деятельностный подход в трудах А.Н.Леонтьева