Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:47, курсовая работа
Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.
Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
[Введите название организации] |
[Введите название документа] |
[Введите подзаголовок документа] |
olga |
[Выберите дату] |
[Введите
аннотацию документа. |
введение
Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг.
Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.
Базовый тезис теории формулируется
следующим образом: не сознание определяет
деятельность, а деятельность определяет созн
На основе этого положения в
30-х годах Рубинштейн формирует
основной принцип: «единство сознания
и деятельности». Психика и сознание,
формируясь в деятельности, в деятельности
и проявляются. Деятельность и сознание
— это не две разные стороны
обращенных аспектов, они образуют
органическое единство (но не тождество).
Деятельность не является совокупностью
рефлекторных реакций на внешний
стимул, так как регулируется сознанием.
Сознание рассматривается как
Теория деятельности — система
методологических и теоретических
принципов изучения психических
феноменов. Основным предметом исследования
признается деятельность, опосредствующая
все психические процессы. Данный
подход начал формироваться в
отечественной психологии в 20-е гг.
ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две
трактовки деятельностного
1
Понятие деятельности, по А.
Н. Леонтьеву, трактуется следующим
образом. В его основе лежит понятие
действия, то есть процесса, предмет
и мотив которого не совпадают
между собой. Оба они - мотив и
предмет - должны быть отображены в
психике субъекта: иначе действие
лишается для него своего смысла. Далее
вводится понятие операции. Психологическое
слияние в единое действие отдельных
частных действий представляет собой
превращение последних в
Категория деятельности и психического отражения взаимосвязаны.
Важной задачей теории деятельности на всех этапах ее развития
было объяснение возникновения различных уровней и форм субъек-
тивного отражения объективного мира, иными словами различных
уровней и форм психики [7]. Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, вне
целостной системы деятельности не может быть понято психическое
отражение. А. Н. Леонтьев показал, что психическое отражение рож-
дается в процессе развития чувственно-практической деятельности,
что образ (психическое отражение) всегда занимает существенное ме-
сто в системе деятельности, и что в отрыве от деятельности нельзя
понять ни его генезис, ни его функционирование [3]. Объяснение
взаимосвязи категории деятельности и категории психического отра-
жения предполагает рассмотрение основных новообразований, возни-кающих благодаря порождающим свойствам деятельности.
1.1. Деятельность – основа формирования образа восприятия.
Согласно А. Н. Леонтьеву, для возникновения образа предмета или
ситуации необходимо осуществление сложного перцептивного дейст-
вия, включающего систему предметных операций. Психический образ
– есть продукт жизненных, практических связей и отношений субъек-
та с предметным миром. Это положение необходимо для понимания
механизма формирования одного из фундаментальных свойств образа
восприятия – свойства предметности. Психологический анализ деятель-
ности состоит, по А. Н. Леонтьеву в том, чтобы внести в психологию
такие единицы анализа, которые несут в себе психическое отражение
в его неотторжимости от порождающих его и им опосредствуемых
моментов человеческой деятельности [1].
1.2. Деятельность – условие формирования первоначальных эле-
ментов мышления: практических, предметных обобщений, предмет-
ных и ситуативных значений, условие осмысления ситуации и перено-
са значений на другую ситуацию.
1. 3. Деятельность – условие формирования смыслов. В действии
и взаимодействии раскрываются для субъекта смыслы и значения
предметов (вначале – ситуативные). В ходе дальнейшего развития
действия (мыслительного действия) происходит автомотизация зна-
чений и смыслов от его (действия) предметного содержания и появ-
ляются процессы, состоящие в значении смыслов и осмыслении зна-
чений [1].
1. 4. Следовательно – в деятельности – условие рефлексии. В ка-
честве объекта рефлексии выступают и отражение мира, и мышление
о нем, способы регуляции человеком собственного поведения, дейст-
вий, поступков, сами процессы рефлексии, и наконец собственное
личное сознание. Рефлексивная функция является основной функцией
сознания, как и отражательная, регулятивно-оценочная, порождающая
(творческая или креативная).
Из сказанного следует
разрывной связи сознания и деятельности. В психологической теории
деятельности категория деятельности стала центральной в объяснении
механизмов формирования, природы, особенностей строения и функ-
ционирования сознания.
Категория
личности и категория
заны.
Личность
по А. Н. Леонтьеву, есть «
дукт общественно-
века» [3, C. 135], это особое качество, социальное, которое возникает
по мере существования человека в мире. Деятельность при этом явля-
ется основанием формирования личности. Личность, согласно А. Н.
Леонтьеву, не предсуществует деятельности, она в этой деятельности
порождается. Такое понимание дает основание для структурирования
личности: структура личности – это структура деятельностей и стоя-
щая за ней структура мотивов и потребностей. Именно деятельности
являются, согласно А. Н. Леонтьеву, единицами психологического
анализа личности.
Действие, трансформируясь в поступок, становится единицей
анализа личности. С. Л. Рубинштейн выделил основные формы или
компоненты деятельности: действия, операции, поступок. Согласно С.
Л. Рубинштейну, действие становится поступком по мере того, как
оно начинает регулироваться общественными отношениями к дейст-
вующему субъекту и к другим людям в процессе формирования само-
сознания. Но действие становится поступком не только когда начина-
ет регулироваться общественными отношениями, но, прежде всего то-
гда, когда оно осознается
самим субъектом как
выражающий отношение к другим людям [2].
А. В.
Петровский определяет
системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и
общении. Главной характеристикой личности он считает ее представ-
ленность в жизнедеятельности других людей (в форме деятельности и
общения).
Б. Ф.
Ломов, рассматривая базовые
подчеркивал: «…психические явления формируются, развиваются и
проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат
они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному
индивиду-личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе ника-
кими психическими качествами не обладают, да они сами по себе не
существуют. Но этим качеством обладает личность. Таким образом, и
проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на про-
блему личности… через анализ деятельности и общения психология
раскрывает… психический склад личности, ее внутренний духовный
мир» [6].
Категория
деятельности и общения
В отечественной психологии отмечалась, наряду с деятельной и
сознательной, социальная сущность человека (Л. С. Выготский, А. Н.
Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Человек живет, прежде всего, в системе
реально-практических связей с другими людьми. Нигде мы не увидим
человека до и вне его конкретных связей с другими. «Событийная
общность людей», отмечает В. И. Слободчиков, есть онтологическое
основание человечности человека. Социальность и осознанность дея-
тельности обнаруживают себя в способах действия, мышления, отно-
шений, которые не являются
изобретениями конкретного
оказываются освоенными способностями, но способностями, так или
иначе фиксированными в предметах культуры, орудиях, языке и т.д.
[5].
Б. Ф.
Ломов, обобщив, выделил
деятельности [4]:
1) общение составляет переходную форму деятельности на пути ее
трансформации из коллективной в индивидуальную;
2) общение включено в коллективную деятельность;
3) общение само является
видом человеческой
Категория
деятельности и сознания
Анализируя генезис сознания, А. Н. Леонтьев показал его психоло-
гическую многомерность через взаимосвязь категорий деятельности и
сознания. «Деятельность субъекта – внешняя и внутренняя – опосредст-
вуется и регулируется психическим отражением реально-
сти…Психическая реальность,
которая непосредственно
– это субъективный мир сознания… Сознание в своей непосредственно-
сти есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он
сам, его действия и состояния». И далее: «…объяснение природы созна-
ния лежит в тех же особенностях человеческой деятельности, которые
создают его необходимость: в ее объективно-предметном, продуктивном
характере» [3, C. 127].
1. 5. Методологические функции деятельности.
В контексте собственно научного познания можно выделить,
как минимум, пять разнородных толкований категории деятельности,
которые Э. Г. Юдин рассматривает в качестве ее основных функций,
определяя деятельность как:
объяснительный принцип –
версальное основание человеческого мира;
предмет научного изучения – т.е. нечто расчленяемое и
воспроизводимое в теоретической картине определенной научной
дисциплины (социологии, психологии, педагогике, лингвистике и др.);
в последнее время выступает как предмет организации,
Информация о работе Деятельностный подход в трудах А.Н.Леонтьева