Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:20, реферат
В этой интересной области все еще остается множество нерешенных проблем. Является ли агрессия исключительно поведенческой характеристикой, и, следовательно, в качестве агрессии можно и должно рассматриваться внешне выраженное действие, либо же агрессией могут быть мотивы, установки, эмоции. Следует ли говорить об агрессии только применительно к ситуациям взаимодействия живых существ? Всегда ли агрессия зло, или она может носить конструктивный характер? Ответы на данные вопросы противоречивы.
Социобиологический подход. Социобиологи доказывают. Что индивидуумы скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов.
Согласно
социобиологическому подходу
Таким
образом, социобиологи убеждают нас, что
агрессивность - это средство, с
помощью которого индивидуумы пытаются
получить свою долю ресурсов, что, в
свою очередь, обеспечивает успех (скорее
на генетическом уровне) в естественном
отборе.
Агрессия как проявление побуждения: мотивация
причинения ущерба или вреда другим.
Более
распространенным является положение,
согласно которому агрессия берет начало
от побуждения, определяемого как “неинстинктивная
мотивационная” сила, являющаяся результатом
лишения организма каких-либо существенных
вещей или условий, и возрастающая по мере
усиления такого рода депривации.
Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия.
Сформулированная Доллардом и его коллегами теория фрустрауции – агрессии звучит так:
При этом предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает или поддерживает агрессивное поведение.
Бандура при внимательном рассмотрении каждой из формулировок посчитал, что они слишком расплывчаты.
С одной стороны ясно, что фрустрированные индивидуумы прибегают к вербальным или физическим нападкам на других. Они скорее демонстрируют весь спектр реакций на фрустрацию: от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствие на своем пути.
Эмпирические исследования показывают следующее: несмотря на то что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто.
Большинство
психологов считают: связь между
агрессией и фрустрацией
Миллер, одним из первых сформировавший теорию фрустрации – агрессии внес поправки в первое положение: фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них.
Предположение,
согласно которому агрессия всегда обусловлена
фрустрацией, также уводит слишком далеко.
Нет практически никаких сомнений в том,
что агрессия является следствием многих
факторов, помимо фрустрации.
Некоторые дополнительные аспекты теории фрустрации – агрессии.
Доллард
и соавторы полагали, что чем в
большей степени субъект
Миллер
предложил особую модель, объясняющую
появление смещенной агрессии – то
есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют
агрессию не по отношению к своим фрустраторам,
а по отношению к совершенно другим людям.
Автор предположил, что в подобных случаях
выбор агрессорам жертвы обусловлен тремя
факторами: 1) силой побуждения к агрессии;
2) силой факторов, тормозящих данное поведение;
и 3) стимульным сходством каждой потенциальной
жертвы с фрустрировавшим фактором. Миллер
полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию,
исчезают более быстро, чем побуждение
к подобному поведению, по мере увеличения
сходства с фрустрировавшим агентом.
Анрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица.
Берковиц внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации – агрессии. Он утверждал, что фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии – средовые стимулы связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом.
Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитыми ранее дискомфортом и болью.
Берковиц
утверждал, что у сильно фрустрированных
индивидуумов агрессивное побуждение
может ослабевать только при условии причинения
ущерба фрустратору.
Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна.
Зильманн утверждал, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять (учащение пульса, повышение потоотделения и артериального давления).
Одним из аспектов теории Зильманна является положение о том, что возбуждение от одного источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции.
Было
обнаружено, что возбуждение от таких
источников, как физическая активность,
фильмы с изображением насилия, возбуждающая
эротика, а также шум – способствует
возникновению и проявлению агрессивных
реакций.
Когнитивные модели агрессивного поведения. Модель образования новых когнитивных связей Берковица.
В соответствии с моделью образования новых когнитивных связей Берковица, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие.
Теория
Берковица гласит, что посылы к
агрессии вовсе не являются обязательным
условием для возникновения агрессивной
реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют»
агрессивную реакцию на наличие некоего
барьера, препятствующего достижению
цели.
Взаимозависимость познания и возбуждения.
Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания опыта и поведения». Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности.
Когда
возникают сбои в познавательном
процессе, обеспечивающем возможность
подавить агрессию, человек, вероятнее
всего, будет реагировать импульсивно
(то есть агрессивно).
Агрессия как приобретенное социальное поведение:
прямое и викарное научение насилию.
Викарное научение – научение через наблюдение научения других.
Согласно Бандуре, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий. при которых они закрепляются.
Усвоение агрессивного поведения
Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения».
Биологические факторы.
Совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Проще говоря нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное.
Непосредственный опыт.
Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
К числу
положительных факторов, приводящих
к заметному усилению тенденции
агрессивного поведения взрослых и
детей относятся получение
Научение посредством наблюдения.
Дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей.
Еще большее значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, остаются безнаказанными – это часто вдохновляет на подобное поведение.
Регуляторы агрессивного поведения.
Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. Во-вторых агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. И, наконец, человек может сам себе назначить поощрения и наказания.
Усвоение агрессивного поведения
На становление агрессивного поведения детей влияют следующие источники:
1. Семья, которая может демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление.
2. Взаимодействие со сверстниками.
3. Символические
примеры агрессивного поведения предлагаемые
масс-медиа.
Семейные взаимоотношения
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное и снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Исследователи обнаружили, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными или не ощущают родительской поддержки они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Исследователи обнаружили, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.
Стиль семейного руководства.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем в целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимися агрессивным поведением. Эрон и другие обнаружили, что дети, подвергшиеся строгим наказаниям, характеризовались своими сверстниками как более агрессивными.
Паттерсон
и его коллеги обнаружили, что
два параметра семейного