Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:15, контрольная работа
Искусство общения, знание психологических особенностей
и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим.
Введение 2
Понятие рабочей группы (коллектива), её разновидности 3
Социально-психологические характеристики рабочей группы 6
Морально-психологический климат рабочей группы и особенности его формирования 8
Заключение 15
Список литературы 16
Возникающая
при этом групповая сплочённость
может иметь позитивную, негативную
либо конформистскую направленность.
В первом случае группа воспринимает лучшие
деловые и нравственные качества своих
членов, люди чувствуют свою принадлежность
к данному коллективу, возникающие проблемы
решаются по-деловому, инициативно и творчески.
Во втором случае большая часть энергии
коллектива тратится на участие
в конфликтах между различными группировками,
неформальными
и формальными лидерами, выяснение отношений
с другими подразделениями. Производственные
проблемы как бы отходят на второй план.
Конформистская направленность характеризуется
чисто внешней, показной заинтересованностью
работников в результатах их трудовой
деятельности, безразличием к коллективным
усилиям. Сфера интересов сотрудников
находится вне рабочей группы: общественно-политическая
деятельность, семья, личные проблемы
и т.д.
Морально-психологический
климат рабочей группы существенным
образом зависит от ее структуры.
Структура коллектива, т.е. реально
существующая совокупность взаимоотношений
членов группы, возникшая
в процессе совместной деятельности и
общения, исследуется на двух уровнях
– формальном и неформальном. Если формальная
структура связана
с должностным статусом членов группы,
упорядоченными, то неформальная
структура складывается:
— на основе отношений, обусловленных психологическими каче-ствами членов коллектива;
— под воздействием
психологических механизмов
регуляции коллективной
деятельности – адаптации, коммуникации,
идентификации
и интеграции.
Социально-
с мнением коллектива и его лидеров. Тем
более ему не следует противопоставлять
себя прежнему начальнику, если он пользовался
заслуженным уважением.
Коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. Через коммуникацию осуществляется не только управление производством, но и формирование ценностных ориентаций и установок. Руководитель должен следить за тем, чтобы сотрудники в разумных пределах имели возможность общаться друг с другом и вместе с тем в корне пресекать обсуждение подробностей личной жизни коллег в их отсутствие, сплетни, доносы.
Идентификация
связана с формированием чувства принадлежности
к группе в процессе межличностного общения.
Процесс протекает на трёх уровнях:
В
основе идентификации лежат механизмы
подражания, сличения
и увлечения. Обязанность руководителя
– по возможности следить за тем, чтобы
идентификация была положительной, т.е.
чтобы новички подражали профессионально
и нравственно зрелым сотрудникам.
Успешная реализация процесса интеграции приводит к превращению коллектива в сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Организованность, сработанность и психологическая совместимость позволяют рабочей группе самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающие успешное выполнение задания и наиболее полное раскрытие индивидуальности, творческого потенциала каждой личности.
Не малую роль в становлении коллектива играет его руководитель. Работоспособность команды, её способность успешно решать поставленные задачи самым существенным образом зависят от морально-психологического климата, который, при прочих равных условиях, определяется особенностями отношений между руководителем и подчинённым.
Научные
исследования и обобщение опыта
практической работы свидетельствую о
том, что наиболее продуктивными
являются рабочие группы, состоящие
из лиц разного возраста, пола и
темперамента. Молодые работники
лучше воспринимают новое, более энергичны,
но порою самонадеянны, не склонны к компромиссам;
пожилые, напротив, обладают жизненным
опытом, не склонны к авантюрам, способны
принимать более взвешенные решения, как
правило, избегают конфликтных ситуаций.
Далее, чисто женские или мужские коллективы
обладают специфическими недостатками:
в женских коллективах чаще случаются
мелочные склоки, больше потерь рабочего
времени в связи с массовым обсуждением
житейских проблем и т.д., в то время как
в мужских коллективах в рабочее время
процветают сквернословие и «дурные привычки».
Иными словами, совместная работа лиц
разного пола как бы подтягивает работников,
повышает самодисциплину, требовательность
к себе. Не менее важно иметь
в группе индивидов с разным темпераментом,
поскольку каждый из них, как мы уже выяснили,
имеет свои достоинства и недостатки.
Неформальные
отношения между руководителем
и подчинённым заслуживают
Прежде всего, руководитель должен знать типичные ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить отношения с персоналом.
К
типичным ошибкам руководителя относятся
случаи, когда:
Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно чувство уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения.
Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Психологическая предпосылка этого принципа — аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни, но и избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что «сильный никогда не унижает» и, следовательно, недопустимо повышать голос на подчиненного, навешивать ярлыки типа «лентяй», «тупица» и т.д. Если подчиненный ошибся или допустил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспримет наказание, но если начальник при этом обидит его самолюбие, он не простит этого. Следовательно, при разборе ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.
Важно помнить, что уважают только тех руководителей, которые хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз; не жалуются на своих подчиненных и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки.
Несмотря
на личные симпатии и антипатии, руководитель
обязан предъявлять ко всем подчиненным
одинаковые требования, ко всем относиться
ровно, никого не выделяя, а при посторонних
обращаться
к сотрудникам, вне зависимости от их возраста,
по имени и отчеству. Бесполезно читать
нотации, учить персонал, если сам руководитель
не соблюдает данное требование; воспитательное
значение имеет только личный пример руководителя.
Типичная ошибка молодых руководителей — стремление стать «своим» среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства, в противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен. Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию и вместе с тем обязан пресекать сплетни и доносы.
Любой руководитель сталкивается с жалобами со стороны подчиненных по поводу условий работы, отношений внутри коллектива или с другими подразделениями. Даже если руководитель не в состоянии сам решить проблему, он обязан внимательно выслушать подчиненного. Недопустимо игнорировать обращения подчиненных, поскольку, как верно подметила американский социолог Диана Трейси, жалобщики – не предатели. Очень может статься, что жалобщик оказывает вам большую услугу, сообщая вам о ситуации, то которой страдают другие, но молчат. В этом смысле жалобы заслуживают вашей благодарности, а не наказания.
Если
жалоба касается другого сотрудника,
следует обязательно выслушать
обе стороны, так как нередко
бывают неправы и та, и другая
стороны. Если жалуются на вас – не препятствуйте
этому, но предупредите
о жалобе руководство. В том случае, если
вы не в силах решить проблему, поручите
это начальству или третьему, достаточно
авторитетному лицу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая
группа формируется и развивается
по-своему. Вместе с тем
в развитии различных групп могут быть
выявлены некоторые общие закономерности.
Группа как подсистема более общей системы
— организации — определяется ее особенностями:
стратегией развития организации, организационной
структурой, формально установленными
в организации нормами и правилами, имеющимися
в распоряжении организации ресурсами,
принятой системой подбора персонала,
организационной культурой.
Эффективность
работы группы зависит от возможностей
ее членов — их способностей и личностных
качеств. Осуществляя анализ
и прогнозирование эффективности работы
в группе, необходимо учитывать ее структуру
(формальное лидерство, роли, нормы, статус,
размер группы
и ее состав), а также специфику задач,
которые приходится решать данной группе.
Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Кроме того, зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов определяется тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результатов ее работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ