Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:15, контрольная работа
Искусство общения, знание психологических особенностей 
 и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим.
Введение 2
Понятие рабочей  группы (коллектива), её разновидности 3
Социально-психологические  характеристики рабочей группы 6
Морально-психологический  климат рабочей группы и особенности  его формирования 8
Заключение 15
Список литературы 16
     Возникающая 
при этом групповая сплочённость 
может иметь позитивную, негативную 
либо конформистскую направленность. 
В первом случае группа воспринимает лучшие 
деловые и нравственные качества своих 
членов, люди чувствуют свою принадлежность 
к данному коллективу, возникающие проблемы 
решаются по-деловому, инициативно и творчески. 
Во втором случае большая часть энергии 
коллектива тратится на участие 
в конфликтах между различными группировками, 
неформальными 
и формальными лидерами, выяснение отношений 
с другими подразделениями. Производственные 
проблемы как бы отходят на второй план. 
Конформистская направленность характеризуется 
чисто внешней, показной заинтересованностью 
работников в результатах их трудовой 
деятельности, безразличием к коллективным 
усилиям. Сфера интересов сотрудников 
находится вне рабочей группы: общественно-политическая 
деятельность, семья, личные проблемы 
и т.д.
     Морально-психологический 
климат рабочей группы существенным 
образом зависит от ее структуры. 
Структура коллектива, т.е. реально 
существующая совокупность взаимоотношений 
членов группы, возникшая 
в процессе совместной деятельности и 
общения, исследуется на двух уровнях 
– формальном и неформальном. Если формальная 
структура связана 
с должностным статусом членов группы, 
упорядоченными, то неформальная 
структура складывается:
— на основе отношений, обусловленных психологическими каче-ствами членов коллектива;
     —  под воздействием 
психологических механизмов 
регуляции коллективной 
деятельности – адаптации, коммуникации, 
идентификации 
и интеграции.
      Социально-
с мнением коллектива и его лидеров. Тем 
более ему не следует противопоставлять 
себя прежнему начальнику, если он пользовался 
заслуженным уважением.
Коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. Через коммуникацию осуществляется не только управление производством, но и формирование ценностных ориентаций и установок. Руководитель должен следить за тем, чтобы сотрудники в разумных пределах имели возможность общаться друг с другом и вместе с тем в корне пресекать обсуждение подробностей личной жизни коллег в их отсутствие, сплетни, доносы.
      Идентификация 
связана с формированием чувства принадлежности 
к группе в процессе межличностного общения. 
Процесс протекает на трёх уровнях:
      В 
основе идентификации лежат механизмы 
подражания, сличения 
и увлечения. Обязанность руководителя 
– по возможности следить за тем, чтобы 
идентификация была положительной, т.е. 
чтобы новички подражали профессионально 
и нравственно зрелым сотрудникам.
Успешная реализация процесса интеграции приводит к превращению коллектива в сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Организованность, сработанность и психологическая совместимость позволяют рабочей группе самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающие успешное выполнение задания и наиболее полное раскрытие индивидуальности, творческого потенциала каждой личности.
Не малую роль в становлении коллектива играет его руководитель. Работоспособность команды, её способность успешно решать поставленные задачи самым существенным образом зависят от морально-психологического климата, который, при прочих равных условиях, определяется особенностями отношений между руководителем и подчинённым.
      Научные 
исследования и обобщение опыта 
практической работы свидетельствую о 
том, что наиболее продуктивными 
являются рабочие группы, состоящие 
из лиц разного возраста, пола и 
темперамента. Молодые работники 
лучше воспринимают новое, более энергичны, 
но порою самонадеянны, не склонны к компромиссам; 
пожилые, напротив, обладают жизненным 
опытом, не склонны к авантюрам, способны 
принимать более взвешенные решения, как 
правило, избегают конфликтных ситуаций. 
Далее, чисто женские или мужские коллективы 
обладают специфическими недостатками: 
в женских коллективах чаще случаются 
мелочные склоки, больше потерь рабочего 
времени в связи с массовым обсуждением 
житейских проблем и т.д., в то время как 
в мужских коллективах в рабочее время 
процветают сквернословие и «дурные привычки». 
Иными словами, совместная работа лиц 
разного пола как бы подтягивает работников, 
повышает самодисциплину, требовательность 
к себе. Не менее важно иметь 
в группе индивидов с разным темпераментом, 
поскольку каждый из них, как мы уже выяснили, 
имеет свои достоинства и недостатки.
      Неформальные 
отношения между руководителем 
и подчинённым заслуживают 
Прежде всего, руководитель должен знать типичные ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить отношения с персоналом.
    К 
типичным ошибкам руководителя относятся 
случаи, когда: 
Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно чувство уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения.
Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Психологическая предпосылка этого принципа — аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни, но и избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что «сильный никогда не унижает» и, следовательно, недопустимо повышать голос на подчиненного, навешивать ярлыки типа «лентяй», «тупица» и т.д. Если подчиненный ошибся или допустил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспримет наказание, но если начальник при этом обидит его самолюбие, он не простит этого. Следовательно, при разборе ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.
Важно помнить, что уважают только тех руководителей, которые хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз; не жалуются на своих подчиненных и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки.
     Несмотря 
на личные симпатии и антипатии, руководитель 
обязан предъявлять ко всем подчиненным 
одинаковые требования, ко всем относиться 
ровно, никого не выделяя, а при посторонних 
обращаться 
к сотрудникам, вне зависимости от их возраста, 
по имени и отчеству. Бесполезно читать 
нотации, учить персонал, если сам руководитель 
не соблюдает данное требование; воспитательное 
значение имеет только личный пример руководителя.
Типичная ошибка молодых руководителей — стремление стать «своим» среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства, в противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен. Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию и вместе с тем обязан пресекать сплетни и доносы.
Любой руководитель сталкивается с жалобами со стороны подчиненных по поводу условий работы, отношений внутри коллектива или с другими подразделениями. Даже если руководитель не в состоянии сам решить проблему, он обязан внимательно выслушать подчиненного. Недопустимо игнорировать обращения подчиненных, поскольку, как верно подметила американский социолог Диана Трейси, жалобщики – не предатели. Очень может статься, что жалобщик оказывает вам большую услугу, сообщая вам о ситуации, то которой страдают другие, но молчат. В этом смысле жалобы заслуживают вашей благодарности, а не наказания.
     Если 
жалоба касается другого сотрудника, 
следует обязательно выслушать 
обе стороны, так  как нередко 
бывают неправы и та, и другая 
стороны. Если жалуются на вас – не препятствуйте 
этому, но предупредите 
о жалобе руководство. В том случае, если 
вы не в силах решить проблему, поручите 
это начальству или третьему, достаточно 
авторитетному лицу.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     Каждая 
группа формируется и развивается 
по-своему. Вместе с тем 
в развитии различных групп могут быть 
выявлены некоторые общие закономерности. 
Группа как подсистема более общей системы 
— организации — определяется ее особенностями: 
стратегией развития организации, организационной 
структурой, формально установленными 
в организации нормами и правилами, имеющимися 
в распоряжении организации ресурсами, 
принятой системой подбора персонала, 
организационной культурой.
     Эффективность 
работы группы зависит от возможностей 
ее членов — их способностей и личностных 
качеств. Осуществляя анализ 
и прогнозирование эффективности работы 
в группе, необходимо учитывать ее структуру 
(формальное лидерство, роли, нормы, статус, 
размер группы 
и ее состав), а также специфику задач, 
которые приходится решать данной группе. 
Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Кроме того, зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов определяется тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результатов ее работы.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ