Ценностные ориентации родителей и детей юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: является исследование ценностных ориентаций родителей и детей юношеского возраста.
Объектом исследования в данной работе являются дети юношеского возраста и родители.
Предмет исследования – ценностные ориентаций родителей и детей юношеского возраста.
Гипотеза исследования:
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ценностных ориентаций родителей и детей юношеского возраста.
2. Подбор методик и организация психодиагностического исследования.

Файлы: 1 файл

albina kyrs.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Таким образом, несмотря на то, что внутрисемейные детско-родительские отношения являются лишь одной из составных частей человеческой жизни, их следует особенно подчеркнуть, т. к. именно сферу семейной жизни ребенок впервые начинает понимать отношения человека с миром вокруг.

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Организация исследования и характеристика психодиагностических методик

 

Цель нашего исследования: является исследование ценностных ориентаций родителей и детей юношеского возраста.

Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа:

I этап – планирование и организация исследования: подбор психодиагностических методик, определение выборки испытуемых.             

II этап - проведение эксперимента.

III этап – анализ полученных результатов.

В экспериментальном исследовании принимали участие родители и дети юношеского возраста.

Для исследования нами была использована следующая психодиагностическая методика: Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1) терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

 

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования

 

Применяя методику ценностных ориентаций М. Рокича, мы выявили среднее значение и место по ранжированию для детей юношеского возраста и родителей.

Таблица 1

Средние показатели по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича у детей юношеского возраста (терминальные ценности)

Терминальные ценности

Среднее значение

место

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

6,4

1

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

7,7

2

Интересная работа

8

3

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

8,2

4

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

8,4

5

Здоровье (физическое и психическое)

8,9

6

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

9,1

7

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

9,2

8

Наличие хороших и верных друзей

9,4

9

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

9,6

10

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

9,8

 

11

 

Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

9,8

 

11

 

Счастливая семейная жизнь

9,8

11

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

10,4

12

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

10,8

13

Продуктивная деятельность (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

11,4

 

14

 

Творчество (возможность творческой деятельности)

11,4

14

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

12,2

15

 

Таким образом, из таблицы видно, что у детей юношеского возраста из терминальных ценностей преобладает активная деятельная  жизнь (6,4). Самым незначительным является уверенность в себе (12,2).

Таблица 2

Средние показатели по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича у детей юношеского возраста (инструментальные ценности)

Инструментальные ценности

Среднее значение

место

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

5,8

1

Воспитанность (хорошие манеры)

7,2

2

Непримиримость к недостаткам в себе и других

7,4

3

Честность (правдивость, искренность)

7,5

4

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

8,4

5

Чуткость (заботливость)

8,6

6

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

9,1

7

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

9,5

8

Образованность (широта, знаний, высокая общая культура)

9,6

 

9

 

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

9,6

 

9

 

Исполнительность (дисциплинированность)

10,4

10

Ответственность (чувство долга, умение держать своё слово)

10,6

11

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

10,7

12

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

10,9

13

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

11

14

Твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями)

11,2

15

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

11,3

16

Жизнерадостность (чувство юмора)

12,2

17

 

Таким образом, из таблицы видно, что у детей юношеского возраста из инструментальных ценностей преобладает аккуратность (5,8). Самым незначительным является жизнерадостность (12,2).

Таблица 3

Средние показатели по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича родителей (терминальные ценности)

Терминальные ценности

Среднее значение

место

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

6,0

1

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

7,7

2

Интересная работа

8,2

3

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

8,4

4

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

8,6

5

Здоровье (физическое и психическое)

8,9

6

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

9,1

7

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

9,2

8

Наличие хороших и верных друзей

9,4

9

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

12,2

10

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

9,8

 

11

 

Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

9,8

 

11

 

Счастливая семейная жизнь

9,8

11

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

10,4

12

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

10,8

13

Продуктивная деятельность (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

11,4

 

14

 

Творчество (возможность творческой деятельности)

11,4

14

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

9,6

15

 

Таким образом, из таблицы видно, что у родителей из терминальных ценностей преобладает материально обеспеченная жизнь (6,0). Самым незначительным является развлечения (9,6).

Таблица 4

Средние показатели по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича родителей (инструментальные ценности)

Инструментальные ценности

Среднее значение

место

Ответственность (чувство долга, умение держать своё слово)

6,2

1

Воспитанность (хорошие манеры)

7,0

2

Непримиримость к недостаткам в себе и других

7,4

3

Честность (правдивость, искренность)

7,8

4

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

8,4

5

Чуткость (заботливость)

8,6

6

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

9,1

7

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

9,5

8

Образованность (широта, знаний, высокая общая культура)

9,6

 

9

 

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

9,6

 

9

 

Исполнительность (дисциплинированность)

10,4

10

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

10,6

11

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

10,7

12

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

10,9

13

Жизнерадостность (чувство юмора)

11

14

Твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями)

11,2

15

Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

11,3

16

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

12,4

17

 

Таким образом, из таблицы видно, что у родителей из инструментальных ценностей преобладает  ответственность (6,2). Самым незначительным является высокие запросы (12,4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов. Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций так и формирование под влиянием внешней среды. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений старшеклассника с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Сущность ценностно-ориентационной деятельности старшеклассников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве. Основными объектами, к которым у старшеклассников должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п.

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и их родителей по методике М. Рокича так же показало, что терминальные ценности старшеклассников зависят от соответствующих структур родителей, а инструментальные ценности нет. Это означает, что ценностные ориентации родителей являются одним из многих факторов, которые могут оказывать воздействие на формирование ценностных структур старшеклассников.

Информация о работе Ценностные ориентации родителей и детей юношеского возраста