Ценностные ориентации родителей и детей юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: является исследование ценностных ориентаций родителей и детей юношеского возраста.
Объектом исследования в данной работе являются дети юношеского возраста и родители.
Предмет исследования – ценностные ориентаций родителей и детей юношеского возраста.
Гипотеза исследования:
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ценностных ориентаций родителей и детей юношеского возраста.
2. Подбор методик и организация психодиагностического исследования.

Файлы: 1 файл

albina kyrs.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Ведущий теоретик анархо-коммунизма П. А. Кропоткин видел основу морали и нравственности в природных особенностях животных, общем для всех живых существ «законе взаимопомощи», способствующем сохранению вида. По его словам, «общественный инстинкт, прирожденный человеку, как и всем общественным животным, — вот источник всех этических понятий и всего последующего развития нравственности» [18]. Соответственно, П. А. Кропоткин в своих произведениях по этике вообще не обращается к ценностям как таковым, оперируя в основном биологическими понятиями. Как несколько иронически замечает Б. Рассел, общеизвестно, что «идеалисты добродетельны, а материалисты — безнравственны» [26].

В отечественной психологии, созвучной по многим позициям западной гуманистической традиции и, можно сказать, во многом ее опередившей, аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. По словам Б. Ф. Ломова [26], несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность, по-разному раскрываемая в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович и других классиков отечественной психологии, выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад. Б. Ф. Ломов определяет направленность как «отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [17]. Таким образом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.

Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности, В. П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности [8].

А.Г. Здравомыслов рассматривает ценностные ориентации как «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека » [16].

У Д.И.Фельдштейна «ценностные ориентации - это интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной Среды, Возможность избрать стиль поведения и направление деятельности. основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации» [24].

Алексеев В.Г считает, что ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [2]. Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [23]. Е.С. Волков [8] определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности. 

В соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей [19].

Основываясь на концепции А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами — значением и личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком [28].

В своей работе мы будем придерживаться определения данного С.Л. Рубинштейном, что ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [27].

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [27].

Таким образом, мы видим, что существует множество определений понятий «ценность» и «ценностные ориентации». На первый взгляд может показаться, что между этими определениями нет ничего общего, но при глубоком рассмотрении мы можем увидеть, что между всеми определениями данных понятий есть много общего. Так, под ценностью большинство авторов привыкли понимать объекты и явления, играющие немаловажную роль в жизни человека и общества в целом. А понятие «ценностная ориентация» трактуется чаще всего, как объекты и явления, которые являются актуальными и значимыми для конкретного человека. В дальнейшей жизни такой человек будет действовать исходя из данных ценностей. Теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии.

 

 

 

 

1.2. Влияние родительских ценностей, как фактор воздействия на ценностные ориентации детей юношеского возраста

 

Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.

Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных старшеклассников. Для проверки такого предположения, сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций старшеклассников, проводилось в Лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО в 70 – 80-х годах ХХ века (Б.С. Круглов, А. Адыкуллов, А.С. Шаров). Использовалась традиционная для данной проблемы методика М. Рокича. Полученные данные подтвердили выдвинутое предположение: существенные отличия ценностных ориентаций современных старшеклассников от ориентаций их сверстников 70 – 80-х годов прошлого века проявляются как в отношении терминальных, так и инструментальных ценностей.

Современные старшеклассники среди терминальных отдают предпочтение таким ценностям, как «любовь» и «наличие хороших и верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, доминировавшая в 70–80-е годы ценность «счастье других» сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество» и «красота природы и искусства». Среди инструментальных ценностей современные юноши и девушки выделяют «образованность» и «рационализм», занимавшие у старшеклассников 70–80-х годов одно из последних мест. Такие первостепенные для старшеклассников 70–80-х годов прошлого века инструментальные ценности, как «высокие запросы» (этот факт очень интересен, поскольку противоречит явно наблюдаемым тенденциям и требует дополнительного анализа) и «непримиримость к недостаткам», в настоящее время занимают одно из последних мест. Незначимыми сегодня являются и такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшие в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов. Обобщая их, можно сделать вывод, что современные старшеклассники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники 70–80-х годов прошлого столетия – на общественно значимые и общегуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют, по нашему мнению, тип «современного предпринимателя», в то время как ценности, преобладавшие в конце ХХ века, – тип «исполнителя». В этой связи специального анализа заслуживает соотношение инструментальных ценностей и такой терминальной ценности, как «творчество».

Логика процесса обусловлена спецификой функционирования обобщенного ценностного механизма «поиск – оценка – выбор – проекция». Его элементы отличаются взаимосвязанностью и взаимодополняемостью. Каждый из них при формировании ценностной ориентации выполняет особую функцию:

1)  функция поиска заключается в осознании старшеклассниками необходимости приобретения знаний о ценности;

2)  функция оценки реализуется в выявлении школьниками личностной значимости ценности;

3)  выбор функционально отражается посредством обнаружения и закрепления эмоционально-оценочного отношения;

4)  функция проекции заключается в построении учащимися перспективы собственного будущего поведения с учетом данного эмоционально-оценочного отношения.

Механизм поэтапного развертывания процесса универсален для ориентирования в ценностях общечеловеческого класса.

Потребности человека, значимость свойств окружающего мира образуют сложную взаимозависимость, которая достаточно изменчива. Без удовлетворения многих потребностей невозможна наша ежедневная жизнь. Здесь и биологические потребности, обеспечивающие сохранение нашего организма: сон, еда, движение. Но и они отходят на задний план в тех случаях, когда поведение подчиняется духовным потребностям, высшим чувствам: долг, честь, совесть, страдание. Они подчас переоценивают даже жизненно необходимые потребности, даже саму человеческую жизнь. Психологи говорят об иерархии потребностей, т. е. об их взаимоподчинении (например, теорию самоактуализации А. Маслоу). «Но, как пишет Абрамова Г. С., за такой иерархией стоит шкала ценностей человека, его нравственные качества, та система оценок, которые он дает окружающему миру» [3].

Закономерность психического развития проявляется в том, что человек не может жить в мире с равной ценностью всех его сторон, ибо тогда, невозможен выбор, нельзя принять решения. Что выбрать: драку или мирное выяснение отношений, отчаянный спор или отступление, стрижку или длинные волосы, книгу классика или детектив, спорт или пьянство? Число и возможность выбора велики. Выбор может быть случайным, если человек имеет дело с незнакомыми незначимыми свойствами мира. Выбор закономерен, если они уже имеют значение и ценность.

Рассмотрим некоторые основные факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций:

1)  Культурный опыт. Как пишут Баякас и Зевина: «Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным» [4].

Человек изначально, с момента своего рождения помещен в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт, который обеспечивает человека готовыми образцами (а иногда и целыми алгоритмами) и средствами решения личностных задач. «Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизирован опыт деятельности, общения и мировосприятия» [4].

Однако, присвоение культурного опыта, безусловно, не происходит автоматически. От каждого отдельного человека оно требует предельно личного осознания, «переоткрывания». М.М. Бахтин утверждал, что «всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте» [10]

2) Моральные принципы. По словам Г. С. Абрамовой: «Кроме норм морали, знаний о моральных качествах и идеале в истории морального сознания возникает необходимость в гибком и универсальном руководстве для человека. Ими стали моральные принципы. В этих принципах дается только общее основание для осуществления норм поведения и критерий для выбора правил в самых разных условиях». В моральных принципах зафиксированы общие правила поведения, требования общественной дисциплины, предъявляемые к множеству совершаемых людьми поступков какого-либо типа. В принципах морали выражены обобщенные законы морального поведения, объединяющие множество различных по содержанию поступков в единый образ жизни и линию поведения [1].

3)  Личный опыт. Этот фактор является самым значимым по степени влияния на формирование системы ценностей у человека. Так, например, ценностные ориентации взрослого отличаются гораздо большей устойчивостью по сравнению с системой ценностей ребенка, т. е. личный опыт «закрепляет» отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость.

Кроме того, сам процесс оценивания утверждений происходит именно через приобретение личного опыта и исходя из него (ведь большинство людей учатся на своих ошибках).

4)  Атмосфера внутрисемейных детско-родительских отношений Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности - на его жизненные ценности. При этом семейные условия складываются из социального положения, рода занятий, достатка, уровня образования родителей. Они в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Влияние не благополучной семьи на ценностные ориентации старшеклассников ощущаются особенно остро, так как на старшеклассника воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные.

Информация о работе Ценностные ориентации родителей и детей юношеского возраста