Цели, задачи и методы социально-психологической работы в образовании, как поддержки учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена проблеме социально-психологической работе(поддержке) учащихся на всех этапах образовательного процесса.
Актуальность этой темы обуславливается тем, что в большинстве случаев отсутствует единство в понимании задач деятельности социального-психолога-педагога самим специалистом и руководителем образовательного учреждения. Как следствие, руководитель не может адекватно оценить деятельность специалиста, не видит смысла и объёмов выполняемой им работы.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

- И в заключение нашей с вами беседой, скажите, как вы считает, что необходимо сделать для решения указанных вами проблем?

- На муниципальном уровне необходимо разработать и внедрить в действие муниципальное Положение о социально-психологической службе образования, определяющее достойное, место социально-психологических служб образовательных учреждений в образовательном пространстве города. Учитывая необходимость защиты интересов ребёнка, обеспечение его эффективной адаптации в рамках школьного коллектива и социализации в целом, не допускать практику исключения ставок специалистов социально-психологических служб из штатного расписания образовательных учреждений. Уделить внимание развитию кадрового потенциала и повышению профессионального уровня практических работников социально-психологических служб образовательных учреждений в вопросах формирования школьного коллектива и социально-психологической поддержки семьи и психологического сопровождения интеграции детей-инвалидов в образовательное пространство. Руководители образовательных учреждений должны обеспечить  планом работы специалистов социально-психологической службы, в общий план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения с учётом актуальных потребностей школы и уровня квалификации специалистов социально-психологических служб. Также всячески поддерживать повышение психологической компетентности педагогов и классных руководителей и создавать условия для повышения профессионального мастерства и эффективности работы специалистов социально-психологических служб. Наконец, поддерживать инициативы школьного коллектива, профилактики социально-психологических проблем и проблем развития ребёнка в образовательной среде и в социальном становлении.

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в ходе проведённого исследования нам удалось выяснить, что основные задачи социально-психологической поддержки:

- Создание единой эффективно  действующей системы, социально-психолого-педагогической  помощи учащимся, их родителям, педагогам  образовательного комплекса.

- Защита прав личности  обучающихся, обеспечение их психологической и физической безопасности,

- Психолого-педагогическая  поддержка и содействие ребенку  в проблемных ситуациях.

- Квалифицированная комплексная  диагностика возможностей и способностей  ребенка, начиная с раннего возраста  согласно специфике учебного комплекса.

- Реализация программ, преодоление  трудностей в обучении, участие  специалистов социально-психологических  служб в разработке образовательных  программ и проектов деятельности  комплекса, адекватных возможностям  и особенностям учащегося.

- Участие школы в психологической  экспертизе профессиональной деятельности  педагогов, образовательных программ, учебно-методических пособий и  иных средств обучения.

- Формирование личности  учащегося, владеющего психологическими  методами защиты от стрессовых ситуаций, знающего свои права и обязанности и умеющего ими пользоваться.

- Организация профориентационной  работы с учащимися и их  родителями.

- Психолого-педагогическое  сопровождение профильного обучения; выявление и поддержка интересов  и склонностей учащегося старшей школы.

- Организация работы по  профилактике правонарушений среди  школьников с девиантным поведением  совместно с органами общественного  контроля.

Говоря другими словами, миссия социально-психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, предполагающего полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.

      Решение  социальных проблем обучающихся - важнейшая задача всего общества  и института социально – психологической  работы в частности. Вся дальнейшая  жизнь ученика, студента во многом зависит от того, как был пройден учебно-воспитательный процесс в школе, в профессиональных учебных заведениях разного уровня.

Как видим, проблемы, возникающие в системе образования, носят комплексный характер, а стало быть, и их решение должно также быть системным и интегративным, требующим участия специалистов различного профиля и уровня: медиков, социальных - психологов, педагогов, юристов. Как справедливо замечают многие исследователи социальных проблем  в сфере образования, таким интегрирующим институтом и должна стать социально - психологическая работа.

     На мой взгляд, для успешного выполнения этих  задач, в каждом образовательном  учреждении должен быть сформирован  комплекс нормативно-правового и  организационно-методического обеспечения программы реализации социально-психологического и педагогического сопровождения школьной образовательной программы.

 

 

Список литературы

 

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис. 2002. 298с.
  2. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. В 2 т. М.: 2007.
  3. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. – М.: Школьная пресса, 2000.
  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2001.
  5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.
  6. Лэндрэт Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
  7. Максимова С. Грамотная психодиагностика – и потребность. И необходимость// Народное образование. 2001. № 1.
  8. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками./ Под ред. Л.И.Миницыной и др. СПб., 1993.
  9. Селиванов В. С. Педагогика, Смоленск, 2001.
  10. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. Ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2003.
  11. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения. М., 2001.
  12. Яковлев Д. Е. Дополнительное образование. Словарь – справочник. – М.: АРКТИ, 2002.
  13. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 2005.

 

 

1 а) Крушельницкая О.Б., Орлов В.А. Актуальные вопросы социальной психологии образования / Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Под ред. О.Б. Крушельницкой.  М.,  2011.

б) Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 1–3 / Под ред. О.Б.Крушельницкой.  М.,  2007–2009.

 

 

2 Рассматривались такими авторами как: (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.Ю. Кондратьев,

Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.)

3 Акопов Г.В. Социальная психология образования.  М., 2000.

4 Реан А. А., Коломинский Я. Л. “Социальная педагогическая психология” [4, с 128 ]

5 Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: Автореф. дис. … д-ра психол. наук.  М

6 Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 1–3 / Под ред. О.Б.Крушельницкой.  М.,  2007–2009.

7 Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2.

8 Антошкин В.Н., Ахмадеев А.А. Социальная психология в педагогике.  Уфа, 2000.

9 А .Л. Свенцицкий Санкт-Петербург, август 2002

10 Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис. 2002. 298с

11 Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000, стр. 220-274

12 Егошкин Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум. Автореф. на соис. уч. ст. докт. псих. наук. – Москва, 2002, стр. 6 - 15

 

 


Информация о работе Цели, задачи и методы социально-психологической работы в образовании, как поддержки учащихся