Цели, задачи и методы социально-психологической работы в образовании, как поддержки учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена проблеме социально-психологической работе(поддержке) учащихся на всех этапах образовательного процесса.
Актуальность этой темы обуславливается тем, что в большинстве случаев отсутствует единство в понимании задач деятельности социального-психолога-педагога самим специалистом и руководителем образовательного учреждения. Как следствие, руководитель не может адекватно оценить деятельность специалиста, не видит смысла и объёмов выполняемой им работы.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Данная работа посвящена проблеме социально-психологической работе(поддержке) учащихся на всех этапах образовательного процесса.

Актуальность этой темы обуславливается тем, что в большинстве случаев отсутствует единство в понимании задач деятельности социального-психолога-педагога самим специалистом и руководителем образовательного учреждения. Как следствие, руководитель не может адекватно оценить деятельность специалиста, не видит смысла и объёмов выполняемой им работы.

        Исходя из этого, воспитание личности, развитие мышления, должно быть целью современной педагогики и психологии. В концепции общего среднего образования РФ говорится о том, что «изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа». Здесь же указывается на то, что «обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества общего образования». Таким образом, возникает необходимость создания такого образовательного пространства как социально – психологическая служба, в том или ином учебном(образовательном) заведении, структура и процессуальные характеристики которого могут выступать средством формирования современной личности.

      На мой взгляд социальная психология в сфере образования обусловлена и связана с проблемами, проявляющимися и порождающимися образовательными процессами. Психологи выделяют различные проблемы, приводящие к необходимости активизации социальной работы в сфере образования. Так, многие психологи рассматривают два типа проблем, которые возникают в школе. Следует отметить, что эти проблемы могут возникать во всех секторах образования.

Проблемы детей, традиционно находящихся в фокусе внимания социальных служб - детей-инвалидов, детей-сирот, детей из неблагополучных и многодетных семей.

Проблемы неуспевающих учеников, т. е. те, которые выходят за рамки чисто педагогических проблем и становятся социальными. Речь идет о детях, испытывающих те или иные трудности с обучением, которые часто бросают школу, не могут устроиться на работу и пополняют ряды лиц с отклонениями в поведении. Количество таких детей постоянно растет и может достигать значительных размеров .

Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности (недостаточная готовность обучающихся к обучению; трудности в освоении образовательных программ; отказ обучающихся посещать образовательные учреждения; высокая степень педагогической запущенности детей).

     Именно поэтому объектом моего курсового исследования выступает социально-психологическая служба образовательного учреждения.

Предметом исследования является деятельность педагогов и психологов по осуществлению социально-психологического сопровождения детей на всех этапах обучения.

Цель работы – выяснить, какую функцию в современной образовательной системе выполняют социально-психологические службы, а также выяснить, какие задачи выполняет социально-психологическая поддержка учащихся.

Для достижения этой цели:

- мы рассмотрим основные  современные тенденции, показавшие необходимость социально-психологической поддержки детей в образовательном пространстве;

- определим, какую роль  играют социально-психологические  службы в концепции непрерывного  образования;

- рассмотрим работу социальной  службы на примере школы № 8 г. Рязани

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цели, задачи и методы социально-психологической работы в образовании, как поддержки учащихся

 

     В последние годы в российском образовании происходят коренные перемены, связанные, прежде всего, с переходом на принципиально новую, компетентную основу обучения и воспитания. Без формирования общекультурных, мета-предметных, профессиональных наук, невозможно полноценное развитие личности в современных условиях. Все более актуальным в современном образовании становится запрос на социально-психологические средства обучения и воспитания учащихся. Это обусловлено целым рядом объективных причин. Перечислим некоторые из них.

     Обучение –  не просто приобретение знаний, а присоединение к культурному наследию человечества в процессе социализации развивающейся личности. При этом главенствующим в развитии личности   является формирование системы ее ценностей на основе взаимодействия с другими людьми, и прежде всего – с референтным окружением. Следует подчеркнуть, что социальное взаимодействие является важнейшим фактором формирования морально-нравственных качеств развивающейся личности, а обучение и воспитание в образовательном учреждении осуществляются непосредственно в системе коммуникативного взаимодействия, в процессе педагогического общения. От эффективности этого коммуникативного процесса в образовательном пространстве во многом зависит полноценное развитие личности.

     Традиционно педагогический процесс в организационном и содержательном планах является коллективной деятельностью в системе как  вертикальных связей («ученик – учитель»), так и горизонтальных («ученик – ученик»). Успешность образовательного процесса индивида во многом обусловлена его статусной позицией в группе и системой отношений значимости – ориентацией индивида на высоко-статусных учащихся, авторитетных взрослых, а также на референтные группы. Поэтому эффективность образовательного процесса для индивида во многом опосредована его социально-психологическим положением в системе межличностных отношений.

Не следует забывать, что наряду с образовательными учреждениями важное влияние на учащихся оказывает семья – базовый институт социализации ребенка. Семья представляет собой разновидность довольно хорошо изученной в рамках социальной психологии малой группы, обладающей характерными особенностями отношений ее членов между собой и с представителями иных групп.

Актуальной остается проблема этнических отношений в образовательном пространстве, которая также является объектом социально-психологических исследований.

       Кроме  того проанализировав, научно-психологические  книги и их исследования, из важнейших проблем эффективности современных образовательных учреждений является гармонизация всей системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса – педагогов, администрации, учащихся и их родителей 1.  Практически все ключевые явления, которые изучает социальная психология в образовательных учреждениях, рассматривая личностное и как групповое  , существенно влияют на успешность обучения и воспитания. Видимо, поэтому в последние годы все чаще публикуются научные статьи и учебные пособия, проводятся научные конференции, посвященные актуальным социально-психологическим задачам образования.

     Поэтому в течение многих десятилетий разрабатываются проблемы общения и взаимодействия учащихся и педагогов в образовательных учреждениях разного типа (дошкольные, школа, средне-специальные, высшие, учреждения дополнительного образования). В частности , изучались социально-психологические функции управления педагогическим коллективом (Р.X. Шакуров). Среди которых были выделены:  целевая ориентация педагогического коллектива, его сплочение и организация, которое было направлено на социальную и психологическую поддержку детей. Также рассматривались вопросы влияния психологической личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка2.

     Педагоги и психологи обращались также к проблемам организации эффективной групповой учебной деятельности. Они также ставили цель повышения успеваемости детей учеников за счет организации качественной обратной связи со сверстниками. 
    Психолог  Г.В. Акопов , например, определяет социальную психологию образования как новую предметную область научного знания на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии3.

     Становление социальной психологии образования в нашей стране тесно связано с развитием других разделов социальной психологии, которые также, в свою очередь, являются междисциплинарными. Так, по мнению исследователя - Коломинского Я. Л, в науке можно выделить особую социальную дисциплину –  социальную психологию, которая исследует «...психологические закономерности формирования личности, а также их возрастные особенности в коллективе и взаимодействия между ними, а также психологические особенности групп и коллективов на основных стадиях онтогенеза»4. Исследователи подчеркивает, что всесторонняя разработка данных проблем необходима для того, чтобы дать педагогам и психологам методы диагностики и управления при работе с учебными группами. Кроме того, сочетание социально-психологических знаний и информации о возрастных особенностях учащихся помогает воплотить программы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом.

       Исходя  из этого широта и объем социально-психологических и психолого-педагогических исследований в сфере образования, на мой взгляд, позволяет вплотную подойти к разработке концепции новой отрасли знания. Это значит, что настал момент формирования предмета социальной психологии образования, который рассматривает определенные проблемы, и также использует методики для их решения.

       На мой  взгляд, цель новой научной дисциплины – создание социально-психологическими средствами условий для гармоничного и эффективного взаимодействия субъектов образовательного пространства. 

       Эти  исследователи, работающие в рамках представленной научной дисциплины, видят в качестве одной из главных задач данной научной области  разработку новых теоретических и методологических принципов, позволяющих вскрыть особую взаимосвязь между личностью и группой, личностью и обществом, представляющих собой интегрированную систему взаимно  детерминированных развивающихся субъектов5. Таким образом, несмотря на то, что все перечисленные специализированные разделы науки направлены, в целом, на решение одних проблем, что делает их, несомненно, близкими друг к другу . Ракурс и аспекты рассмотрения социально-психологических феноменов, пути решения, способы и подходы к диагностике, консультационной и коррекционно-развивающей работе в образовательных учреждениях в рамках теоретической и практической деятельности, полностью аналогичны.

      В связи с этим, в последние годы опубликован ряд научных работ, авторы которых рассматривают теоретические и практические аспекты функционирования образовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб в школах. Целью работы психологов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка.

      Уже много задач сейчас поставлены перед социальными психологами практикой образования. Так, например, в последние годы наиболее частыми запросами школьных педагогов, администрации, учащихся и их родителей являются формирование гармоничной образовательной среды и развитие навыков эффективного общения6. Необходимыми становятся социально-психологические средства коррекции нежелательного поведения учащихся. Осознание того факта, что ведущей целью педагогического процесса является развитие личности в образовательном процессе, заставляет учителей искать профессиональные средства влияния на учащихся, которые помогли бы им получить не только знания, навыки, но и необходимые компетенции и средства эффективной социальной адаптации. Возможно, поэтому педагоги все чаще обращают к психологам запрос на формирование «ученического коллектива», подразумевая под ним группу, направленную на учебную деятельность, сплоченную вокруг целей и ценностей образования. Поднимается вопрос о совершенствовании социально-психологического климата в ученических группах. Кроме того, важной проблемой современного школьного образования является создание условий для повышения эффективности взаимодействия ученика и учителя.

     Ученическое сообщество – это особый тип социальной контактной группы, в которой личность (ученик) находится в течение длительного периода своей жизни, по крайней мере – на этапе своего взросления. В связи с этим знание и понимание социально-психологических закономерностей формирования и генезиса ученической группы, ее влияния на развитие личности становится необходимым условием реализации тех социальных, учебных, воспитательных, психологических задач, которые стоят перед современной школой или вузом. Если деятельность других групп направлена, зачастую, за пределы самой группы, т. е.  в данном случае сама группа, скорее, выполняет инструментальную функцию (такое происходит, например, в спортивной команде или рабочей группе в организации), то в ученических группах деятельность направлена на самих ее членов. Кроме того, ученическая группа является частью большого учебно-воспитательного коллектива, куда также входят педагогический коллектив, администрация учебного заведения. Педагог при этом выступает не просто членом, а руководителем такой группы, регулирующим структуру группы и задающим нормы межличностных отношений.

     Ученические объединения – это официально созданные группы, направленные на выполнение, прежде всего, учебных задач. С одной стороны, в ученических группах всегда присутствуют формальные отношения, с другой стороны, эти группы пронизаны разветвленной системой неофициальных взаимосвязей и взаимодействий. Понятие «ученическая группа» происходит от слова «ученик», что фокусирует внимание не столько на  процессе обучения, сколько на личности, конкретном участнике группы. Поэтому важно помнить, что в ученическом объединении происходит качественно иное развитие ролей и ролевого поведения, нежели то, что мы наблюдаем в формальных группах. Именно здесь на первый план выступает система неформальных межличностных отношений. Не требует доказательств утверждение, что учителя школ и преподаватели вузов довольно часто пытаются работать с группами именно как с формальными, строго обусловленными только учебной деятельностью, забывая, что имеют дело с сообществами, члены которых тесно связаны, прежде всего, системой межличностных и при этом значимых отношений. На наш взгляд, именно неформальная структура отношений учащихся может оказать серьезное влияние на весь учебно-воспитательный процесс 7.

     Например такие психологи как, В.Н. Антошкин и А.А. Ахмадеев утверждают, что в ряду ведущих факторов эффективности учебного заведения, помимо содержания и методов обучения, мастерства педагогов, отношения к учебе учащихся,  особое место занимают межчеловеческие отношения8. Отношения эти авторы рассматривают через систему взаимодействия социально-психологических функций, ролей, качеств и статусов учеников. Исследователи подчеркивают, что учащиеся имеют два источника информации – процесс обучения и процесс общения, поэтому ученики, занимающие благоприятное положение в структуре межличностных отношений, получают возможность лучше сориентироваться и в процессе обучения. Вот почему как психологам, так и учителям необходимо особое внимание уделять процессу оптимизации межличностных взаимосвязей в рамках ученических объединений. Таким образом, особенности межличностных отношений, складывающиеся в системах «ученик –  ученик» и «ученик – учитель», являются непосредственной «визитной карточкой» образовательной среды конкретного учебного заведения и выступают при этом одним из наиболее значимых факторов становления и развития личности каждого учащегося.

Информация о работе Цели, задачи и методы социально-психологической работы в образовании, как поддержки учащихся