Цели, задачи и методы социально-психологической работы в образовании, как поддержки учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена проблеме социально-психологической работе(поддержке) учащихся на всех этапах образовательного процесса.
Актуальность этой темы обуславливается тем, что в большинстве случаев отсутствует единство в понимании задач деятельности социального-психолога-педагога самим специалистом и руководителем образовательного учреждения. Как следствие, руководитель не может адекватно оценить деятельность специалиста, не видит смысла и объёмов выполняемой им работы.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Эта позиция психолога ориентирована на ученика как субъекта образовательного процесса, на максимальную и достаточно быструю актуализацию потенциала каждого ребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья.

Превращение ребенка в субъекта образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения требует в качестве необходимой составляющей организацию специальной работы по целенаправленному формированию сложных форм самостоятельности и активности, без чего невозможно достижение зрелости, адаптивности личности, требуемых в современном обществе. Такая работа является профилактикой пассивности, инфантильности, которые могут возникнуть при акценте на чрезмерную опеку, повседневный контроль, приспособление учителя к стилю и уровню деятельности каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Социально-психологическая служба МОУ СОШ № 8 г. Рязани

 

Социально-психологическая служба МОУ СОШ (муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа) № 8 города Рязани, с 2007 года работает по программе «Профилактика правонарушений несовершеннолетних», разработанная социальным психологом и педагогами школы.

Цель деятельности социально-психологической службы: сформировать у учащихся навыки, способствующие успешно реализовать себя в современном социуме.

Задачи:

1. Помочь учащимся разобраться  в своих индивидуальных особенностях.

2. Помочь осознать важность бережного  отношения к своему здоровью

3. Сформировать культуру поведения  в обществе.

4. Сформировать у учащихся представления  об Уголовном кодексе, об административной  ответственности.

5. Создать целостное представление  о личной ответственности человека за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным правом.

6. Развить отрицательное отношение  к правонарушениям как фактору, подрывающему материальное и  психологическое благополучие гражданина.

7. Предупредить об опасности, свойственных  подростковому возрасту необдуманных  действий, которые могут привести  к совершению преступления.

Программа включает в себя блоки занятий, посвященные культуре общения, бережному, отношению к своему здоровью, эстетическому воспитанию, правовому воспитанию:

 

 

 

 

Первый блок «Общение» проводится в форме тренинга, и дает возможность уточнить свои индивидуальные особенности, самостоятельно и с помощью группы разобраться в себе, найти свои слабые и сильные стороны; одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и определить свою жизненную установку и строить планы на будущее.

Второй блок «Здоровье», который также помогает учащимся определить своё отношение к жизни и к самому себе. Здоровье – основа плодотворной творческой жизни, радостного отношения к миру. На этом этапе дети разбираются со своим отношением к здоровью, думают о том, как распорядиться доставшимся от природы богатством, чем помочь себе. Урок проводится в форме тренинга.

Третий блок «Культура общения». Перцептивная сторона общения построена на формировании в нашем сознании образа другого человека, учит понимать внутренний мир человека, его действия, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Навыки культуры поведения помогают учащимся выяснять для себя, какие поступки следует совершать в самых различных жизненных ситуациях, чтобы мы, окружающие нас люди не теряли чувства собственного достоинства, уважали себя и друг друга, испытывали чувства эмоционального комфорта. Чтобы своим поведением каждый из нас вносил свою лепту в демократизацию и гуманизацию нашего общества. Урок проводится в форме тренинга.

Четвертый блок «Права и обязанности». В данном блок предполагается сформировать у учащихся представления о содержании и тенденциях развития отечественного уголовного права, необходимые гражданину России; создать целостное представление о личной ответственности человека за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным правом; развить отрицательное отношение к правонарушениям как фактору, подрывающему материальное и психическое благополучие граждан; предупредить об опасности, свойственных подростковому возрасту необдуманных действий, которые могут привести к совершению преступления.

Поработав над этими проблемами, учащиеся приступают к осмыслению своего отношения к правовым нормам, за нарушения которых следует не только общественное порицание, но и уголовное наказание «Незнание закона не освобождает от ответственности», в том числе и несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Для более точного исследования и данных для своей курсовой работы, я обратился в свою школу, в целях ознакомления того – как проходят психолого-социальные тренинги с квалифицированным педагогом.

     И вот какой  был результат:

…….На этой недели среди учеников средних классов проводилось изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью, проводилось педагогом-психологом Борисенко .Т.В. В целях изучения степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью социальный педагог предложил учащимся прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

0 - совершенно не согласен;

1 - не согласен;

2 - трудно сказать;

3 – согласен;

4 - совершенно согласен.

Предлагались следующие утверждения:

1. В школу я иду с радостью и хорошим настроением.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. У нашего класса хороший классный руководитель.

4. К учителям нашей школы можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В своем классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моего потенциала и способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9.      В школе  я веду себя очень послушно  и хорошо.

10.    В моем поведении наблюдается хорошие манеры и культура общения

11. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной взрослой жизни.

12. По мнению взрослых, нужно с детства приучать себя к нормам поведения и законам.

13.   Я считаю, что наличие в школе социально-психологической службы необходимо.

14.    Моя школа  помогает мне с оздоровительными  мероприятиями, чтобы я оставался  бодрым и энергичным в течении  учебного года.

15. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных проводилась следующим образом: показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

     По моему  мнению, такая методика позволяет определить не только степень удовлетворённости школьной жизнью, но и насколько высоко ученики сами оценивают процесс обучения в школе, какие отношения складываются в коллективе и какое у них отношение к педагогам. И как им помогают в жизненном становлении, школьные работники социально-психологической службы

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Личный разговор с педагогом литературы ( по совместительству социальный-психолог и работник психолого-социальной службы) МОУ СОШ № 8 г. Рязань Борисенко Татьяна Валерьевна

- Я провожу социальное исследование для своего курсового проекта, цель которого выяснить роль социально-психологической поддержки в образовательном процессе. Я бы хотел в этом личном разговоре с вами, обсудить эту проблему, как специалистом социально-психологической службы. Но сначала расскажите, пожалуйста, о себе: почему выбрали для себя именно эту сферу деятельности, сколько лет вы работаете в школе ?

- Начну с того, что я сама являюсь выпускницей школы, в которой теперь работаю педагогом. Я поступила в Рязанский Государственный тогда еще педагогический университет – по специальности русский язык и литература, отучивший нашла в себе огромную тягу к психологическим наукам и помощи детям, и решила отучиться на вторую специальность, педагогика и психология, получив дополнительное образование педагог-психолог, устроилась учителем и по совместительству работала социальным-психологом, в собственной  школе , где я же и училась когда то. 
Также по совместительству работаю психологом в детском развивающем центре. Психолого-педагогический опыт у меня 24 года.

- Исходя из вашего опыта, скажите, какие основные отличия работы социального педагога в детском саду и в школе?

- Задачи и цели социально-психологической поддержки детей в школе и детском центре или саду по сути одни и те же, различаются методы. Дошкольники только начинают получать социально-культурный опыт, здесь огромное значение имеют слаженные действия педагогического коллектива с родителями. Основным методом диагностики и коррекции эмоционального состояния детей является игра. В школе большое внимание мы уделяем развитию коммуникационных навыков у детей, учим справляться со стрессовыми ситуациями, разрешать конфликты.

- Расскажите историю создания службы, опишите структуру вашей социально-психологической службы.

- Социально-психологическая  служба МОУ СОШ № 8 является  необходимым компонентом организационной структуры школы и создана для психолого-педагогического обеспечения деятельности, направленной на сопровождение развития учащихся и учебного процесса в целом в данном образовательном учреждении; оказания консультативной помощи всем участникам образовательного процесса: администрации, педагогам, учащимся, родителям; проведения диагностики и коррекции развития. Ее основание было необходимым. Первые психологи, стоявшие у истоков внедрения психологических концепций в педагогическую практику, вносили в нее тогда ее первую теоретическую и практическую деятельность. Непосредственное управление деятельностью службы осуществляется в соответствии с положением, приказами и распоряжениями директора школы. Осуществляет управление руководитель, который организует всю работу и несет персональную ответственность за ее результаты. В настоящее время деятельность специалистов психологической службы направлена на создание условий для целостного психологического развития учащихся школы, а также решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения и психического самочувствия учащихся.

- Каковы основные направления работы службы?

- В своей работе, лично  я, стараюсь использовать максимум  доступных средств, чтобы не только  успешно решать возникающие проблемы у учащихся, но по возможности предотвращать появление таковых. В этих целях работа службы ведётся по следующим направлениям: для диагностики используются психологическое обследование детей дошкольного возраста, диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (1,5,9 кл.), диагностика причин школьной дезадаптации (социальных, индивидуальных и пр.), диагностика детско-родительских отношений, анкетирование; с педагогическим коллективом - проведение психологического анкетирования, проведение опросов педагогического коллектива по конкретным запросам. Я провожу консультирования, например: профконсультирование учащихся старших классов, консультирование родителей по вопросам взаимоотношений с ребёнком и вопросам воспитания. Особое внимание уделяется коррекционно-развивающей работе: проведение индивидуальных психологических занятий по запросам детей, учителей, родителей, проведение развивающих занятий в рамках проектов моделирования, проведение психолого-педагогической программы по формированию адаптационно-развивающей среды в 5-х классах, проведение психолого-педагогической программы адаптации первоклассников к обучению в школе, цикл занятий по активизации процесса жизненного и профессионального самоопределения подростков. Немаловажным является и организационно-методическое направление работы: проведение семинаров (информационных и обучающих) с целью повышения психологической компетентности педагогов и наших социальных психологов, повышение психологической грамотности родителей в общении с детьми, подготовка методических материалов.

- О каких результатах работы социально-психологической службы вы можете рассказать?

- Я считаю, что по  праву могу гордиться достигнутыми  результатами. Во-первых, существенно  повысился уровень социально-психологической культуры учащихся и родителей. Во-вторых, мы отмечаем снижение числа учащихся с вредными привычками и увеличение числа учащихся, приобщающихся к здоровому образу жизни. Но также мы не останавливаемся на достигнутом, и продолжаем помогать улучшать методики помощи учащимся как в учебном, так и в жизненном направлении.

- Какие по вашему мнению проблемы испытывают на сегодняшний день социально-психологические службы, работающие в сфере образования?

- Круг вопросов, решаемых  социально-психологическими службами образовательных учреждений, остается чрезвычайно широким и постоянно растёт, созданная же в середине 90-х годов система социально-психологических служб города Рязани, претерпела, в рамках перехода на новую систему финансирования, далеко не позитивные изменения. Во-первых, во многих образовательных учреждениях города снизилось количество ставок специалистов социально-психологической службы (в первую очередь педагогов-психологов и учителей-логопедов), а в некоторых они вообще исчезли из штатного расписания. Во-вторых, на фоне складывающейся сегодня ситуации финансирования, существенно меняется качественный состав специалистов служб: на смену опытным специалистам, покидающим школы в поисках работы с более достойной заработной платой, приходят выпускники ВУЗов или студенты-старшекурсники. В-третьих, при всей важности развития социально-психологических служб образовательных учреждений и обеспечения профессионального роста специалистов этого профиля, основными носителем профессионально-педагогических ценностей, направленных на формирование физически, социально, психически и духовно здоровой личности, остаются педагоги, классные руководители, чья психолого-педагогическая компетентность сегодня, к сожалению, оставляет желать большего.

Информация о работе Цели, задачи и методы социально-психологической работы в образовании, как поддержки учащихся