Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:15, биография
Биография Б.М.Теплова, его награды, и краткое содержание трудов.
Бори́с Миха́йлович Тепло́в (9 октября (21 октября) 1896, Тула — 28 сентября 1965, Москва) — советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии.
Биография
Б.М.Теплов — действительный член АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук (по психологии), научный руководитель лаборатории "Психофизиология индивидуальных различий", созданной в 1952 году в НИИ общей и педагогической психологии (ныне Психологический институт РАО), главный редактор журнала "Вопросы психологии" (1958–1965).
Б.М. Теплов родился в 1896 г. в Туле, в дворянской семье. С ранних лет учили французскому языку, и он стал владеть им в совершенстве, в гимназии отлично освоил немецкий язык. Наряду с гимназическим получил и музыкальное образование, в дальнейшем, уже будучи в Москве, он стал брать уроки игры на фортепиано у самого К.Н. Игумнова.
В 1914 г. поступил на философское
отделение историко-
В 1916 г. он был призван в армию. После окончания школы прапорщиков получил назначение в один из пехотных полков на Западном фронте, где и пробыл до окончания войны, участвовал в боевых действиях.
После октября 1917 г. он был избран в своем полку на одну из командных должностей. К концу года демобилизован. С января 1918 г. Борис Михайлович стал служить в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка, возобновив одновременно занятия в университете. В феврале 1919 г. он был призван в Красную Армию, где его направили в Высшую школу военной маскировки, которую он окончил в 1921 году. Одновременно он продолжал учиться в университете.
Вскоре Б.М. Теплов был назначен начальником Отдела опытных станций, занимавшихся вопросами военной маскировки. Он выдвинулся как один из создателей маскировочного дела в Красной Армии. Его интеллект, умение руководить, эрудиция, подлинно научный подход к проблемам обеспечивали высокую эффективность работы. Ему было присвоено воинское звание командира бригады (комбрига). В 1933 г. был уволен в резерв РККА.
Изучал врождённые способности (докторская диссертация — «Психология музыкальных способностей»), характер, темперамент, разрабатывал методы их объективной диагностики и измерения. Полемизировал с А. Н. Леонтьевым, который отрицал наличие врождённых способностей и индивидуальных различий и подчёркивал влияние среды на человека.
Печально известная «
Уже после смерти Теплова его последователи (В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, В. М. Русалов, Э. А. Голубева и др.) достигли значительных успехов в этом направлении.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Его самоопределение в психологии
Первые психологические
исследования Б.М. Теплова относились
к области зрительных ощущений и
восприятий: вопросы взаимодействия
одновременных световых ощущений, соотношение
пространственного и временного
смешения цветов и др., имевшие существенное
теоретическое значение, в частности,
для цветоделения, а не только практическое
- применительно к задачам
Уже с первых лет ухода его из военного ведомства в Психологический институт он стал систематически заниматься психологическими аспектами музыкальности. Переходом от прежних работ к новым стало для него углубленное изучение слуховых ощущений и восприятий, столь близких ему как музыканту. Сначала он подверг анализу музыкальный слух, а затем - и музыкальные переживания.
Такое направление исследований явилось выражением никогда не покидавшего его увлечения музыкой. Музыка занимала большое место в его жизни. Он часто бывал на концертах в консерватории, многократно слушал оперы. А.А. Смирнов вспоминал: Б.М. Теплов еще во второй половине 20-х - начале 30-х гг. занялся изучением творческих особенностей семи московских певиц - исполнительниц партии Татьяны в "Евгении Онегине"; он посещал оперные представления и фиксировал во время действия своеобразие каждой из "семи Татьян". Эта работа докладывалась "на заседании в Академии художественных наук", но, к сожалению, до нас не дошла .
В течение ряда лет он читал курс лекций по психологии специально для преподавателей музыки. При этом он заинтересованно общался с аудиторией, вникал в практический опыт своих слушателей, готовил ответы на вопросы, которые ему ставили. Именно при чтении этого курса и зародилась у него идея психологически исследовать проблему музыкальных способностей.
Имеется достаточно свидетельств
тому, что его влекли к себе в
психологии не столько элементарные
психические свойства и их предпосылки
(хотя в силу разных обстоятельств
ему пришлось в жизни больше всего
этим заниматься), сколько высшие потенции
человека. Это подтверждают и две
ставшие знаменитыми его
Главное в замысле обеих работ - изучение индивидуальных различий. Трудно сказать, когда именно уловил, осознал Борис Михайлович жизненное значение и актуальность проблемы индивидуальных различий. Возможно, что установка на индивидуальность пришла к нему как своеобразная реакция на происходящее вокруг: он мог почувствовать надобность сосредоточиться на ней, необходимость поставить ее в центр внимания под действием впечатлений от подавления, нивелирования личностей, т.е. от того, что происходило в социуме. Как бы то ни было, но остается фактом, что в эпоху, когда господствующая идеология поставила целью "формирование нового человека", когда от педагогов, как и от писателей, требовалось быть "инженерами человеческих душ", когда утверждалось, что исходно все равны, когда в слове "одаренность" стали видеть нечто идеалистическое, о чем педагогу лучше не знать, именно в такие годы Б.М. Теплов решился направить свою научную работу в русло изучения индивидуальных различий.
Этому направлению работ он остался верен до конца. Первое собрание своих трудов он назвал "Проблемы индивидуальных различий" (М., 1961).
Тогда, во второй половине 30-х
гг., он не собирался вступать в идеологические
или философские споры
Награды
Награжден орденом Трудового Красного знамени, медалями Ушинского, «За оборону Москвы».
Сочинения
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М. 1965.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.
Теплов Б.М. "Способности и одаренность"
Теплов Б.М. Ум полководца.
Б. М. Теплов. "Психология", Учпедгиз, Москва, 1953 г.
Коротко о некоторых его сочинениях
Способность и одаренность
Первая статья Б.М. Теплова по проблеме способностей и одаренности была опубликована в журнале "Советская педагогика" за 1940 г. (до этого в течение нескольких лет, после постановления ЦК ВКП(б) о педологии никто из советских психологов не упоминал о таких понятиях); более полный ее вариант с изменением названия был напечатан в 1941 г. в "Ученых записках Института психологии". Статья представляла собой извлечение из вводной части его докторской диссертации. Эта теоретическая статья, где были представлены основные понятия, относящиеся к области способностей, и дана критика некоторых ошибочных точек зрения, была по тому времени в высокой степени новаторской. Способности рассматривались Б.М. Тепловым в плане индивидуально-психологических различий.
Через всю статью проходит мысль, что способности существуют только в развитии, что нельзя говорить о способности, достигшей предела развития (достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы "пределы" развития способностей повысились).
Б.М. Теплов отмечал сложную, опосредствованную зависимость развития способностей от их природных предпосылок, выступая тем самым против биологизаторских и механистических концепций различий между людьми по способностям. Принципиальная позиция Б.М. Теплова состояла в том, что фаталистические представления должны быть преодолены не игнорированием самой проблемы природной обусловленности индивидуальных различий, а правильным ее разрешением. Многие из приведенных положений могут теперь казаться самоочевидными, настолько они вошли в научный обиход.
Психология музыкальных способностей
Музыкальность человека (дает некоторую общую формулу Б.М. Теплов) зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения. Зависимость от задатков показана во всей своей противоречивой сложности.
Книга о музыкальности может служить образцом научной строгости и многосторонности в подходе к эмпирическим материалам. Когда Б.М. Теплов дает обзор литературы, то он не только обращается к выводам того или иного автора, но и соотносит их с фактической стороной работ, детально вникает, где это возможно, в таблицы и протоколы, нередко по-новому, более обоснованно интерпретирует исходные данные. Он охотно использует материалы многолетних наблюдений за отдельными испытуемыми, учитывая все промежуточные сдвиги показателей. Его собственные эксперименты всегда сопровождаются подробнейшими протокольными записями. Необыкновенная тщательность сочетается у него с необыкновенной психологической проницательностью.
Главное, что было достигнуто в исследовании, это то, что проблема индивидуальных различий в сфере способностей со всей определенностью и неопровержимостью заявила о себе. Ее уже труднее стало игнорировать.
«Ум полководца»
Анализ материалов о выдающихся
полководцах позволил обнаружить своеобразную
диалектику умственных способностей,
а именно необходимость совмещения
противоположных качеств
Характернейшая особенность рассматриваемой работы состоит в том, что собственно умственные свойства раскрыты в ней в тесной связи с другими сторонами личности, прежде всего с особенностями волевыми. Одаренность полководца, как это на многих фактах показано Б.М. Тепловым, не может быть понята только как проявление интеллекта, она есть единство интеллектуальных, волевых и эмоциональных моментов. Многосторонность анализа позволила получить полнокровные и убедительные, действительно личностные характеристики.
Свежим ветром пахнуло
от этой работы: она показала, что
научная психология может быть подлинно
жизненной, может помогать разбираться
в очень сложных
Личностный подход к проблеме интеллекта, равно как и содержащаяся в работе постановка проблемы интуиции, - весьма актуальны и для современной психологии.