Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:36, контрольная работа
Работа посвящена проблеме изучения детского рисунка.Содержит приложения в виде детских рисунков. вторая часть работы содержит психодиагностическое обследование ребенка дошкольника с применением 2-ух методик: "Установление последовательности событий"и "Опосредованное запоминание"
Часть 1 Анализ результатов детского творчества и деятельности. Детский рисунок.
1.1.О детском творчестве в целом и о рисунках в частности.
1.2. Стадии развития детского рисунка.
1.3. Диагностика детского рисунка.
Часть 2 Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву, методика «Установление последовательности событий»).
• темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
• зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
• красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
• желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
• фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
• коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
• черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
• серый
– безразличие, отстраненность, желание
уйти, не замечать того, что тревожит.
Также важно
колличество используемых цветов. 5-6
цветов говорит о нормальном уровне
эмоционального развития. Более широкая
палитра цвета предполагает натуру
чувствительную, богатую эмоциями (рис.3).
Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными
карандашами, это, скорее всего, указывает
на его негативное состояние в данный
момент. Если ребенок использует простой
карандаш при наличии цветных это можно
трактовать, как сообщение о том, что в
его жизни не хватает ярких красок, положительных
эмоций.
Наиболее
эмоционально значимые фигуры выделяют
большим количеством цветов. А
открыто не принимаемых персонажей
обычно рисуют черным или темно-коричневым
цветом. Однако, анализируя рисунок не
стоит забывать об условиях в которых
он создавался.
Важную
роль играет и то, чем заняты члены
семьи на рисунке. Если они объединены
каким-то общим делом, чаще всего
это свидетельствует о
Отсутствие
на рисунке самого маленького художника
– частый признак того, что ребенок
чувствует себя в семье одиноким,
и ему в ней попросту "нет
места". Очень плотное изображение
фигур, как бы перекрывающих друг
друга, говорит о столь же тесных
взаимоотношениях близких малышу людей
или о его потребности в
таких связях.
Если все фигуры на рисунке нарисованы очень мелко и вся композиция смещена к краю листа, то возможно ребенок не слишком уверен в себе, чувствует себя слабым. Если ребенок изображает себя в открытой позе, это говорит о его общительности, жизнерадостности, а закрытая поза о замкнутости.
Что и
как ребенок изображает, каково его
отношение к явлениям и событиям
жизни, - вопросы первостепенной важности.
Система руководства должна быть
направлена к тому, чтобы ребенок
богато, смело и все более совершенно
отражал то прекрасное, что доступно
его пониманию.
Заключение
На основе изученной мною литературы, в данной работе я попыталась как можно более интересно и подробно рассмотреть вопросы о детском рисунке, подходы к изучению детской изобразительной деятельности, стадии ее развития и многое другое. В заключение теоретической части я бы хотела процитировать Л.С.Выготского:
«Обучить
творческому акту нельзя, но это
вовсе не значит, что нельзя воспитателю
содействовать его образованию
и проявлению». Выготский отмечал, что
изобразительная деятельность - самый
первый, самый доступный и привлекательный
для маленьких детей вид творческого труда.
Умелое и тактичное руководство изобразительной
деятельностью помогут развить способности
ребенка.(ДИПЛОМНАЯ)
2
часть Базовый диагностический набор
для психологического обследования детей
дошкольного возраста на психолого-медико-
Методика
«Опосредованное
запоминание» широко применяется
для исследования логической памяти у
дошколят. Опосредованное запоминание
– это запоминание с использованием промежуточного,
или опосредующего, звена для улучшения
воспроизведения. В качестве стимульного
материала предлагаются: карточка с написанными
в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь,
ошибка, горе (5 слов); карточки с изображением
предметов (5х5 см): 1 – столовый прибор,
2 – школьная доска, 3 – булочная, 4 – расческа,
5 – солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух,
9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 – лошадь,
12 – уличный фонарь, 13 – ботинки, 14 – часы,
15 – заводские трубы, 16 – карандаш.
Методика «Последовательность событий» применяется в исследованиях развития логического мышления, речи, способности к обобщению. В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном. Здесь в качестве стимульного материала предложены серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:
а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;
б) картинки со скрытым
смыслом сюжета – когда требуется
привлечь определенные знания о закономерностях
явлений природы и окружающей
действительности.
Используя
эти две методики, мною было
проведено диагностическое
ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ
ИСПЫТУЕМОГО
Протокол
психодиагностического
«Опосредованное запоминание»
Псевдоним испытуемого - Ваня
Пол испытуемого - муж. Возраст-5 лет
Дата проведения обследования – 28.11.2011
Фамилия экспериментатора – Янковская О.И.
Обработка эмпирического
материала
Психологический диагноз
Интерпретация
Рекомендации:
- испытуемому (ребенку)
- близким людям (родителям ребенка)
- воспитателю/учителю
-администрации
(если необходимо).
Информация о работе Анализ результатов детского творчества и деятельности. Детский рисунок