Анализ результатов детского творчества и деятельности. Детский рисунок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Работа посвящена проблеме изучения детского рисунка.Содержит приложения в виде детских рисунков. вторая часть работы содержит психодиагностическое обследование ребенка дошкольника с применением 2-ух методик: "Установление последовательности событий"и "Опосредованное запоминание"

Оглавление

Часть 1 Анализ результатов детского творчества и деятельности. Детский рисунок.
1.1.О детском творчестве в целом и о рисунках в частности.
1.2. Стадии развития детского рисунка.
1.3. Диагностика детского рисунка.

Часть 2 Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву, методика «Установление последовательности событий»).

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 1.57 Мб (Скачать)
 

    • темно-синий  – концентрация, сосредоточенность  на внутренних проблемах, потребность  в покое и удовлетворении, самоанализ;

    • зеленый  – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;

    • красный  – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

    • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

    • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная  и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому  цвету);

    • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

    • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в  изменениях;

    • серый  – безразличие, отстраненность, желание  уйти, не замечать того, что тревожит. 

    Также важно  колличество используемых цветов. 5-6 цветов говорит о нормальном уровне эмоционального развития. Более широкая  палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями (рис.3). Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент. Если ребенок использует простой карандаш при наличии цветных это можно трактовать, как сообщение о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. 
     

     

    Наиболее  эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А  открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Однако, анализируя рисунок не стоит забывать об условиях в которых он создавался. 

       

    • Определите  структуру рисунка. Кого ребенок нарисовал первым и самым большим? Вероятно к нему малыш испытывает наибольшую привязанность, особенно если рядом он изобразил себя. Дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный для ребенка персонаж. Изображение в профиль или спиной может свидетельствовать о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Иногда малыш может "забыть" нарисовать кого-то, особенно, если с этим кем-то он недавно поссорился. (рис.4)

     

       
     

    Важную  роль играет и то, чем заняты члены  семьи на рисунке. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего  это свидетельствует о благоприятном  семейном климате. Весьма значимым показателем  психологической близости является реальное расстояние между изображенными  фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может сигнализировать  о своей изолированности в  семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или  помещает их в разные "комнаты", это может свидетельствовать  о проблемах в общении.  

    Отсутствие  на рисунке самого маленького художника  – частый признак того, что ребенок  чувствует себя в семье одиноким, и ему в ней попросту "нет  места". Очень плотное изображение  фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей  или о его потребности в  таких связях. 

    • Манера изображения. Посмотрите внимательно на то, как  нарисовано изображение. Итак, постоянные стирания и исправления говорят  о повышенной тревожности ребенка. Многочисленные украшения, наличие  дополнительных деталей и элементов  костюма указывают на демонстративность  ребенка, его желание быть замеченным. Слабый нажим карандаша и плохо  прорисованные детали рисунка - признак  психологической неустойчивости и  повышенной эмоциональности. Импульсивные малыши часто не доводят линии  до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление  небрежных, бесконтрольных.
 

    Если все  фигуры на рисунке нарисованы очень  мелко и вся композиция смещена  к краю листа, то возможно ребенок не слишком уверен в себе, чувствует себя слабым. Если ребенок изображает себя в открытой позе, это говорит о его общительности, жизнерадостности, а закрытая поза о замкнутости.

    Что и  как ребенок изображает, каково его  отношение к явлениям и событиям жизни, - вопросы первостепенной важности. Система руководства должна быть направлена к тому, чтобы ребенок  богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное, что доступно его пониманию. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение 
     

На основе изученной мною литературы, в данной работе я попыталась как можно  более интересно и подробно рассмотреть  вопросы о детском рисунке, подходы  к изучению детской изобразительной  деятельности, стадии ее развития и  многое другое. В заключение теоретической части я бы хотела процитировать Л.С.Выготского:

«Обучить  творческому акту нельзя, но это  вовсе не значит, что нельзя воспитателю  содействовать его образованию  и проявлению». Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.(ДИПЛОМНАЯ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 часть Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву, методика «Установление последовательности событий»). 

Методика  «Опосредованное  запоминание» широко применяется для исследования логической памяти у дошколят. Опосредованное запоминание – это запоминание с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения. В качестве стимульного материала предлагаются: карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов); карточки с изображением предметов (5х5 см): 1 – столовый прибор, 2 – школьная доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 – солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух, 9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 – лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки, 14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 – карандаш. 

Методика  «Последовательность  событий» применяется в исследованиях развития логического мышления, речи, способности к обобщению. В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном. Здесь в качестве стимульного  материала предложены серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:

а) картинки с  явным смыслом сюжета – по деталям  изображения можно восстановить причинно-следственные и временные  отношения;

б) картинки со скрытым  смыслом сюжета – когда требуется  привлечь определенные знания о закономерностях  явлений природы и окружающей действительности. 

 Используя  эти две методики, мною было  проведено диагностическое обследование  одного ребенка дошкольника. 
 
 

ПРОТОКОЛ  ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО  ОБСЛЕДОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ  ИСПЫТУЕМОГО 

Протокол  психодиагностического исследования №1

«Опосредованное запоминание»

Псевдоним испытуемого -  Ваня

Пол испытуемого - муж.             Возраст-5 лет

Дата проведения обследования – 28.11.2011

Фамилия экспериментатора – Янковская О.И.

Обработка эмпирического  материала 

Психологический диагноз

Интерпретация

Рекомендации:

               - испытуемому (ребенку)

               - близким людям (родителям  ребенка)

               - воспитателю/учителю

         -администрации  (если необходимо). 
     
     
     
     

Информация о работе Анализ результатов детского творчества и деятельности. Детский рисунок