Анализ результатов детского творчества и деятельности. Детский рисунок

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Работа посвящена проблеме изучения детского рисунка.Содержит приложения в виде детских рисунков. вторая часть работы содержит психодиагностическое обследование ребенка дошкольника с применением 2-ух методик: "Установление последовательности событий"и "Опосредованное запоминание"

Оглавление

Часть 1 Анализ результатов детского творчества и деятельности. Детский рисунок.
1.1.О детском творчестве в целом и о рисунках в частности.
1.2. Стадии развития детского рисунка.
1.3. Диагностика детского рисунка.

Часть 2 Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву, методика «Установление последовательности событий»).

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 1.57 Мб (Скачать)

     Отказ от  рисования приходится на возраст  свыше 13 лет, период полового  созревания, когда у взрослеющего  человека изменяется система  ценностей. Это детское охлаждение  к рисованию, в сущности, скрывает  за собой переход рисования  в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна  только или при благоприятных  внешних стимулах, как, например, преподавание рисования в школе,  художественные образцы дома, или  при специальном даровании к  этому виду творчества. Для того  чтобы понять перелом, который  претерпевает детское рисование  в этом периоде, следует наметить  в самых кратких, чертах основные  вехи, по которым идет развитие  рисования у ребенка. Систематические  опыты над детским рисованием, распределяют весь процесс развития  детского рисунка на 4 ступени, перед которыми отмечают стадию лишенных смысла штрихов. Ими ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное. Они – только результат подражания тем действиям, которые он видит у взрослых. Он хочет сам водить карандашом по бумаге, как это делают его мать, старшие братья и товарищи. Сейчас он испытывает большое удовлетворение только от того, что чувствует себя виновником появления каких-то линий на бумаге. Правда, карандаш еще не слушается его и ведет за собой руку часто совсем не туда, куда хочется ребенку. Но все же это его рука оставляет после себя реальный, наглядный след. И это является сейчас для него предметом большой гордости. С. 53 /

        Если оставить в стороне стадию  каракулей, штрихов и бесформенного  изображения отдельных элементов  и начать сразу с той поры, когда у ребенка появляется  рисунок в собственном смысле  слова, мы застаем ребенка на  первой ступени или на ступени  схемы. К 3 годам ребенок имеет уже некоторый графический опыт и некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Но ограниченность этого запаса становится очевидной, если попросить 3-летнего ребенка нарисовать, например, последовательность таких предметов: мяч, арбуз, картофелину, воздушный шар, грушу, свеклу, лампочку и кубик. Все перечисленные предметы ребенок изображает при помощи одинаковых неправильных кружочков (рис.1). Здесь мы не видим еще общей формы предмета; отдельные части возникают совершенно самостоятельно, по мере того, как вспоминаются ребенком. Иногда они даже не примыкают непосредственно друг к другу. Глаза и нос находятся вне того овала, которым изображается лицо .

      

    Там, где эта разорванность  отдельных частей резко подмечается  детьми, они выходят  из своего затруднительного положения тем, что  обводят все эти  части общим кругом и этим как бы подчеркивают их сопринадлежность друг другу.

На этой ступени ребенок рисует схематические  изображения предмета, очень далекие  от правдоподобной и реальной передачи его. В фигуре человека обычно при  этом передается голова, ноги, часто  руки и туловище. И этим все изображение  человеческой фигуры ограничивается. Это так называемые головоноги, т. е. схематические существа, изображаемые ребенком вместо человеческой фигуры. Существенным отличием этой стадии является то, что дети рисуют в этом возрасте по памяти, а не с натуры. Для них не важны «взрослые» законы рисования. Ребенок рисует то, что он знает о вещи, то, что ему кажется в вещи наиболее существенным, а вовсе не то, что он видит. Он передает свое представление о том, что рисует. Когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он честно рисует у всадника обе ноги, хотя наблюдателю сбоку видна только одна. Когда он рисует человека в профиль, он делает на рисунке два глаза. Человечек в одежде рисуется по определенному правилу. Сначала он голенький, а потом на него надеваются штаны, рубашка и шапка. Карманы при этом совершенно прозрачны, и видно, что в них лежит.

     Получается  то, что правильно называется  рентгеновским рисунком. Когда ребенок  рисует человека в одежде, он  рисует у него ноги под одеждой,  которые ребенку не видны. Другим ясным доказательством того, что на этой ступени ребенок рисует по памяти, являются внешняя несообразность и неправдоподобность детского рисунка. Такие большие части человеческого тела, как туловище, часто вовсе отсутствуют в рисунке ребенка. Ноги растут прямо из головы, а иногда и руки. Части тела соединены часто совершенно не в том порядке, в каком ребенок имеет случай их наблюдать на чужой человеческой фигуре. Трех или четырехлетний ребенок может нарисовать человека без волос, ушей, торса и рук, что далеко отстает от его знаний (рис.2). Как же можно это объяснить? Психологи объясняют это тем, что маленький художник гораздо более символист, чем натуралист, что он нисколько не заботится о полном и точном сходстве, а желает только самого поверхностного указания. Схемы ребенка весьма целесообразны, потому что схемы, совершенно как и понятия, содержат только существенные и постоянные признаки предметов. Ребенок, рисуя, передает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то, что он видит. Поэтому он часто рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает в рисунке многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является несущественным в изображаемом предмете. Напрашивается вывод, что на этой стадии рисунок ребенка является как бы перечислением, или, вернее, графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете. Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал. В динамике можно проследить развитие рисунка так. На шестом году жизни (т. е. в пятилетнем возрасте) ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении (как бы падающим), то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит также в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок начинает изображать конечности (иногда — только часть из них) двойными линиями. В начале шестого года жизни руки по-прежнему изображаются начинающимися от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или, во всяком случае, очень немногочисленны. 
     
     
     
     

     К концу шестого  года жизни руки на рисунке  человека часто начинаются от  верхней части тела; появляются  различные второстепенные детали.

     Для шестилетнего  возраста (седьмой год жизни) нормальным  является детализированное схематическое  изображение, содержащее все основные  и большинство из наиболее  важных второстепенных деталей  (к ним относятся шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, уши,  брови, одежда).

     Вторую ступень  называют ступенью возникающего  чувства формы и линии. На  этой второй ступени развития  детского рисунка мы замечаем  смесь формального и схематического  изображения, это еще рисунки  схемы, и, с другой стороны,  мы находим здесь зачатки изображения,  похожего на действительность. Эту  стадию невозможно резко отделить  от предыдущей стадии, однако  она характеризуется значительно  большим числом подробностей, более  правдоподобным размещением отдельных  частей предмета: таких вопиющих  пропусков, как пропуск туловища, не замечается больше, весь рисунок  приближается уже к действительному  виду предмета.

     Третьей ступенью, выделяемой психологами, является  ступень правдоподобного изображения,  при котором схема уже исчезает  из детского рисунка вовсе.  Рисунок имеет вид силуэта,  или контуров. Еще не передается  перспектива, нет пластичности  предмета, предмет еще очерчен  на плоскости, но, в общем, ребенок  дает изображение предмета правдоподобное, реальное, похожее на его настоящий вид. Лишь очень немногие дети сравнительно идут далее третьей ступени собственными силами без помощи преподавания. До 10-летнего возраста это встречается лишь в виде редкого исключения, с 11 лет начинает выделяться известный процент детей, обнаруживающих некоторую способность пространственного изображения предмета.

      На четвертой ступени пластического изображения отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета.

     Для того  чтобы различие этих четырех  ступеней и постепенная эволюция, которую проделывает детский  рисунок, были совершенно ясны, Выготский приводит примеры: «Еще  резче видны четыре ступени  в развитии детского рисунка  на примерах изображения человека  и животного, этих двух излюбленных  детьми объектов рисования». Психолог  представляет серию рисунков. На  первом рисунке изображена лошадь, у которой вместо головы —  лицо, как у человека. На этой  первой стадии дети рисуют  всех животных совершенно одинаково,  и схемы кошки, собаки, часто  курицы не отличаются одна  от другой. Ребенок усиленно и  схематически передает туловище, голову и ноги. И на нашем  рисунке лицо имеет явно человеческий  облик, хотя и принадлежит лошади. На второй стадии ребенок передает  схему лошади, примешивая к ней  некоторые черты, соответствующие  действительному виду или форме  лошади, например типичную форму  головы и шеи. Его рисунок  лошади уже начинает явно отличаться  от рисунка кошки и других  животных, особенно от схемы птиц.

     На третьей  стадии ребенок дает плоскостное  контурное, но правдоподобное  изображение лошади, и только  на четвертой стадии ребенок  передает пластическое, перспективное  изображение лошади. Только здесь  ребенок начинает рисовать так,  как он видит предмет. Получается  с первого взгляда парадоксальный  вывод, когда просматриваешь четыре  только что очерченные стадии, проходимые ребенком в процессе  развития его рисования. Мы  ожидали бы, что рисование по  наблюдению легче, чем рисование  «по памяти». Однако эксперименты  и наблюдения показывают, что  рисование по наблюдению, реальное  изображение предмета, является  только высшей и последней  стадией в развитии детского  рисунка, такой стадией, которой  достигают только редкие дети.(ГОРДОН)

    Вряд  ли можно приурочить каждую из намеченных нами стадий детского художественного творчества к строго определенному возрасту. Здесь больше, чем где-либо, сказываются и индивидуальная одаренность «юного художника», и влияние на него тех образцов, которыми он пользуется. Но приблизительную закономерность мы можем все же получить, руководствуясь статистической обработкой больших коллекций детских рисунков. В этом отношении весьма показательны результаты, полученные Кершен-штейнером.

    Данные  Кершенштейнера позволяют  нам судить о степени  распространенности различных типов рисунка в разном возрасте.

Возраст (год) Число  
учеников
Схема,  
в %
Смешанная схема, в % Правдоподобное изображение, в % Правильные  изображения, в %
6 338 98 2
7 309 90 10
8 348 78 21 1
9 299 59 36 5
10 237 48 46 6
11 240 16 59 18 7
12 130 7 52 28 13
13 95 3 44 32 21

    Как показывает таблица, 6-летиие дети дают сплошь чистую схему. И только начиная  с 11-летнего возраста, мы встречаемся с  ней реже, чем с  остальными, более  совершенными способами  изображения. Правдоподобный рисунок выступает на первый план только после 13 лет. С. 59 / ( СМИРНОВ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Психологи считают  рисунок - одним из самых точных и  достоверных методов диагностики  душевного состояния человека. Какие  сложности испытывает малыш, успевает в ли в развитии, к кому испытывает симпатию, а к кому наоборот, обо  всем этом могут поведать детские  художества. Работы в области психологии, арт-терапии, проведенные западными  и русскими исследователями показали, что именно в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисунок - это своеобразный язык, шифр, который  надо научится грамотно читать.

    В основе многих современных теорий в области  интерпретации искусства и в  частности художественного изображения  лежат идеи, выдвинутые Карлом Юнгом. Серьезный вклад в развитие этой области психологии сделали также  Йоланде Якоби и Сьюзан Бах. В  нашей стране начало диагностики  детского рисунка было положено еще  В.М. Бехтеревым. В настоящее время  тесты "Дом-Дерево-Человек", "Рисунок  семьи", "Рисунок Человека", проводимые практически в любой  школе - служат одним из важных источников получения информации о характере, ребенка, его страхах, душевном состоянии.  

        Существует некоторый ряд правил, который позволяет понять детский  рисунок и, которым пользуются  психологи, педагоги и родители: 

    • Для верного  прочтения рисунка доверитесь своей  интуиции, первому впечатлению или  даже ощущению от рисунка. Какие чувства  вызывает у вас рисунок? Радость, умиротворение, страх? Недаром знаменитый американский ученый и психолог, автор  книги "Тайный мир рисунка (исцеление  через искусство)" Грегг Ферс сказал "Чтобы стать настоящим терапевтом надо научиться думать сердцем, а  не умом".
 

      

    • Обратите внимание на цвета, которые использует в рисунке ребенок. Психолог и исследователь в области цвета Макс Люшер считает, что выбор цвета отражает не только психологические качества человека, но и состояние его здоровья. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

Информация о работе Анализ результатов детского творчества и деятельности. Детский рисунок