Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа
В рамках социального сопровождения молодых семей применяются различные технологии социальной работы: индивидуальная и групповая психолого-педагогическая работа, социально-правовое сопровождение, организация работы выездных консультативных бригад специалистов. В решении проблем молодых семей и несовершеннолетних родителей активно используются технологии самопомощи и взаимоподдержки. Реализация всех этих мер имеет своей целью становление молодой семьи, способной к самостоятельному функционированию и развитию, выполнению своих значимых социальных задач.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования психосоциального сопровождения молодой семьи
1.1 Особенности молодой семьи
1.2 Содержание психосоциального сопровождения
Глава 2. Анализ психосоциального сопровождения молодой семьи в условиях «Центра планирования семьи и репродукции» города Екатеринбурга
2.1 Особенности психосоциального сопровождения молодой семьи26
2.2 Анализ опыта психосоциального сопровождения молодой семьи в «Центре планирования семьи и репродукции»
Заключение
Список использованной литературы
Социальное сопровождение
- это вид социальной работы, предусматривающий
осуществление исполнителями
Реализация социального сопровождения дает возможность:
1. Комплексно и систематически
решать проблемы молодежи, которая
оказалась в кризисных
2. Предоставлять психолого-
3. Создать постоянно
действующую систему
4. Коррекции поведения молодежи;
5. Социализации и ресоциализации;
6. Проводить общую работу
относительно профилактики
Специалист "ведет" клиента во время сопровождения по всем интересующим его вопросам и создает особые условия для реализации поставленных задач. Специалист оберегает клиента от неэффективных и негативных шагов, предлагает наиболее оптимальные действия и возможности развития событий, прогнозирует последствия предпринятых действий, восстанавливая во всех случаях физическое и психическое состояние человека. Все рекомендации даются с учетом психологических особенностей и физических возможностей конкретного человека.
Одновременно во время социального сопровождения по желанию клиента идет обучение, дающее в дальнейшем возможность самостоятельно владеть теми подходами и практиками, которые предлагаются специалистом. Подход ко всему только индивидуальный. Происходит отслеживание событий и реагирование на каждый момент.
Специалист по сопровождению может "вести" семью, коллектив или отдельного человека с целью:
· изменения ситуации, представляющей для клиента проблему;
· выведения из кризисных или стрессовых ситуаций;
· реализации задуманной цели;
· улучшения финансового состояния;
· нормализации отношений в семье;
· гармонизация сексуальных отношений;
· налаживания отношений в коллективе;
· восстановления здоровья, формирования здорового образа жизни;
· создания здоровых условий работы или проживания;
· самопознания и саморазвития [1, с.10].
Приоритетными направлениями формирования политики относительно семьи, детей и молодежи должны стать:
1. Создание правовых, экономических,
культурных социальных условий
для нормального
2. Повышение роли родителей
и их ответственности за
3. Предоставление адресной
комплексной поддержки
4. Повышение правовой осведомленности семьи, детей и молодежи относительно их собственных прав.
5. Создание гибкого
механизма работы с детьми, который
включает разработку комплекса
соответствующих
6. Развитие социальных служб, цель которых - предупреждение распада семей с детьми.
7. Развитие социальных служб сопровождения семейных форм опеки.
8. Дальнейшее усовершенствование
нормативной базы, которая предоставила
бы социальным службам
Цель социального сопровождения
- открыть и использовать скрытые,
подсознательные резервы самого
человека для решения поставленной
задачи, а также научить клиента
в дальнейшем самостоятельно справляться
с возникающими в жизни проблемами.
Эта программа рассчитана на долговременное
сотрудничество клиента и специалиста.
Продолжительность
Задача специалиста создать такие условия для человека, чтобы он не только мог гармонично двигаться по жизни, решая с его помощью различные проблемы, но и сам приобрел необходимые навыки контроля своего состояния, обучился элементам самооздоровления и самовосстановления, а так, же научился выходить на свой, глубинный личностный интерес. На состояние интереса к происходящему вокруг.
Основными принципами сопровождения являются:
· рекомендательный характер советов сопровождающего;
· приоритет интересов сопровождаемого;
· непрерывность сопровождения;
· мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
· стремление к автономизации.
Умение чувствовать ситуацию, ориентироваться в ней, прогнозировать последствия, а так же умение быстро и с наименьшими потерями выходить из кризисных ситуаций не только может сэкономить нам здоровье, финансы и т.д. но и позволяет нам чувствовать себя комфортно и уверенно в любых жизненных ситуациях. Причем если делать определенные действия постоянно в качестве профилактики, то и время много это не занимает и процесс этот может стать очень интересным и занимательным. А еще познавателен в том плане, что занимаясь собой, узнаешь про себя самого столько интересного, что жизнь приобретает иной смысл и становиться насыщенней и интересней. В этом как раз и состоит задача специалиста, занимающийся социальным сопровождением [30, с.62].
Разновидностью социального
сопровождения является психосоциальное
сопровождение под которым
Цель психосоциального сопровождения:
создание условий для формирования
комфортного психологического климата,
способствующего
Задачи психосоциального сопровождения:
1. Использование внутреннего потенциала клиента.
2. Налаживание взаимодействия с социальной средой клиента.
3. Обучение навыкам
самостоятельного решения
Психосоциальное сопровождение включает в себя систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий[19, с.293].
Психосоциальное сопровождение характеризуется:
· системностью – имеет определенные компоненты, связи, механизмы функционирования и условия для реализации;
· этапностью – содержание определенных этапов;
· динамичностью и гибкостью – изменяется в зависимости от проявления самоактивности клиента;
· вариативностью – технология сопровождения зависит от своеобразия клиента;
· результативностью – при правильном применении технологии сопровождения можно получить положительные результаты решения проблем клиента.
Основой психосоциального сопровождения являются:
· наличие обязательного сотрудничества и взаимодействия как между супругами, так и между специалистом и молодой семьей;
· комплексность в обеспечении психосоциального сопровождения, которая предполагает разнообразие путей и методов решения разного рода проблем;
· приоритетность интересов клиента, так как успех от взаимодействия с семьей зависит от степени готовности, заинтересованности молодых супругов решать возникшие проблемы.
Каждая составляющая определяет совокупность рекомендаций, которые необходимо учитывать при организации психосоциального сопровождения.
Процесс психосоциального сопровождения
можно описать через
· проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей;
· информационного поиска методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;
· обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбора наиболее целесообразного пути решения;
· оказания сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана, так как первые шаги являются самими сложными[34, с.13].
Технология реализации психосоциального
сопровождения представляет собой
целенаправленный, поэтапный процесс,
обусловленный знанием
Диагностический этап.
Целью диагностического этапа, как отмечалось ранее, является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем вырабатывается логика проведения диагностического исследования. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения. Заключительной частью этого этапа является чёткое определение существующей проблемы.
Поисковый этап.
Цель поискового этапа - сбор
необходимой информации о путях
и способах решения проблемы, доведение
этой информации до всех участников проблемной
ситуации, создание условий для осознания
информации самим клиентом (включая
возможность адаптации
Консультативно-проективный (или договорной) этап.
На этом этапе специалисты
по сопровождению обсуждают со всеми
заинтересованными лицами возможные
варианты решения проблемы, обсуждают
позитивные и негативные стороны
разных решений, строят прогнозы эффективности,
помогают выбрать различные методы.
На этом этапе важнее всего проявить
внимание к любым способам решения
проблемы, которые называет сам ребенок,
не высказывая оценочных и критических
суждений. Стимулирование такого рода
активности - одна из важнейших задач
правильно организованного
После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.
Деятельностный этап.
Этот этап обеспечивает достижение
желаемого результата. Задача специалиста
по сопровождению состоит в
Рефлексивный этап.
Это период осмысления результатов
деятельности службы сопровождения
по решению той или иной проблемы.
Этот этап может стать заключительным
в решении индивидуальной проблемы,
или стартовым в проектировании
специальных методов
Таким образом, технология психосоциального
сопровождения представляет собой
комплекс взаимосвязанных и
Выводы по первой главе:
Главным критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет.
В настоящее время молодая семья является важным ответственным этапом формирования и развития института семьи.
Государству необходимо защищать молодую семью, так как она является одной из самых незащищенных групп населения и от благополучия этой семьи будет зависеть улучшение демографической ситуации в стране, что является одной из главных задач в современном обществе.
Социальная работа с молодой
семьей направлена на решение многочисленных
проблем социального, психологического,
нравственного, медицинского и педагогического
характера с которыми семья сталкивается
в повседневной жизни, и которые
не в состоянии решить самостоятельно.
Для нормального
Одной из технологий работы
с молодой семьей является психосоциальное
сопровождение под которым
Целью психосоциального сопровождения
является создание условий для формирования
комфортного психологического климата,
способствующего
молодая семья сопровождение
Глава 2. Анализ психосоциального сопровождения молодой семьи в условиях Центра планирования семьи и репродукции
Информация о работе Анализ инструментария психосоциального сопровождения молодой семьи