Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа
В настоящее время люди очень часто сталкиваются с жестокостью и грубостью в обществе. Почти каждый день в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, зарезали, о происходящих в мире войнах и убийствах. Насилие возникает по множеству причин и может проявиться в самых разнообразных действиях. Поэтому проблема агрессии очень актуальна.
Введение
1.Агрессия и агрессивность
2.Цели агрессии
3.Наследственность и ее роль в формировании агрессивного поведения
4.Черты характера, влияющие на проявление агрессивности
а) Тревога, как черта характера
б) Раздражительность и эмоциональная чувствительность
в) Локус контроля
г) Чувство стыда
д) Эмоции
5.Формирование агрессивного поведения
а) Семья
б) Сверстники
6.Причины детской агрессивности
7.Фрустрация, как предпосылка агрессии
8.Агрессивное поведение
а) Месть
б) Антисоциальное поведение
в) Садизм
9.Проявление агрессии у разных типов личностей
10.Исследование студентов-психологов на агрессивность и враждебность
Вывод
Литература
Некоторые личности выражают агрессивность в форме сверхкорректности, злоупотребляют своей властью и скрывают мотивы своего поведения даже от самих себя, ссылаясь на нерушимость правил и значимость выполняемого ими долга. Агрессия их служит власти, и власть, которой они обладают, служит агрессии. Поэтому они предпочитают профессии, которые предоставляют им власть. Своей агрессивностью они защищают свою личность, которую идеализируют и в отношении которой заявляют неоспоримые права.
Истерическая личность: Специфическими формами агрессии, которые свойственны детям от 4 до 6 лет, являются соперничество и конкуренция. Ранние формы агрессии сохраняются и позже. Эта агрессия в своей основе носит характер саморекламы и овладения или всеобщей борьбы за все, что укрепляет и увеличивает ценность истерической личности, и против всего, что это самооценке угрожает. Агрессия является следствием самооправдания и стремления к самозащите и проявляется в спорах и конкурентных взаимоотношениях. Агрессивные реакции истерических личностей гибки, спонтанны, они не сопровождаются выраженной тревогой и злопамятностью. Чем больше выражено истерическое расстройство, тем больше проявляется агрессивность.
Психолог воспринимается другими людьми как спокойный и уравновешенный человек. К нему приходят за помощью, поддержкой. Следовательно, психолог должен уметь сдерживать свои негативные эмоции по отношению к другим людям, быть доброжелательным и общительным, не причинять вред другим. Студенты-психологи тоже должны иметь эти качества. Очень часто на психологический факультет приходят немало молодых людей, надеющихся разрешить свои собственные проблемы, и психические в том числе. И поэтому они не всегда обладают перечисленными качествами. В настоящее время люди становятся все более и более агрессивными и это сказывается на взаимоотношениях. И от уровня агрессивности или враждебности будущего психолога зависит сможет ли он помогать людям справляться с проблемами или нет.
1.Описание методики
Опросник BDHI был разработан американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 году. В опроснике проведено разграничение между враждебностью и агрессией. Враждебность определена ими как реакция отношения, скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Агрессия определялась как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Дальнейшая дифференциация проводилась в направлении выделения подклассов внутри враждебности и агрессии.
Опросник состоит из 75 утверждений. По числу совпадений с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций. Суммируя индексы 1,2,3,7 дается общий индекс агрессивности, а сумма индексов 6 и 5 – индекс враждебности. Опросник широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждается его высокая валидность и надежность.
2.Обработка результатов
Сводная таблица
№ испытуемого | Формы агрессивных и враждебных реакций | Индекс агрессивности | Индекс враждебности | |||||||
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины | |||
1 | 0 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 6 | 5 | 15 | 6 |
2 | 6 | 9 | 9 | 3 | 8 | 1 | 9 | 6 | 33 | 9 |
3 | 2 | 5 | 1 | 1 | 3 | 0 | 5 | 4 | 13 | 3 |
4 | 1 | 5 | 5 | 0 | 2 | 0 | 7 | 6 | 18 | 2 |
5 | 8 | 6 | 5 | 3 | 2 | 4 | 7 | 5 | 26 | 6 |
6 | 9 | 7 | 9 | 4 | 7 | 7 | 8 | 8 | 33 | 14 |
7 | 5 | 6 | 4 | 2 | 5 | 3 | 7 | 6 | 22 | 8 |
8 | 8 | 4 | 10 | 4 | 5 | 4 | 10 | 6 | 32 | 9 |
9 | 5 | 4 | 6 | 2 | 4 | 2 | 3 | 6 | 18 | 6 |
10 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 6 | 6 | 15 | 6 |
11 | 8 | 5 | 8 | 2 | 5 | 5 | 7 | 6 | 28 | 10 |
12 | 4 | 6 | 4 | 0 | 3 | 2 | 6 | 4 | 20 | 5 |
13 | 3 | 5 | 6 | 1 | 5 | 1 | 6 | 2 | 20 | 6 |
14 | 7 | 8 | 8 | 2 | 6 | 5 | 10 | 4 | 33 | 11 |
15 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 7 | 6 | 16 | 8 |
16 | 7 | 6 | 4 | 3 | 5 | 5 | 7 | 5 | 24 | 10 |
17 | 6 | 7 | 9 | 5 | 6 | 1 | 8 | 6 | 24 | 7 |
18 | 2 | 2 | 1 | 1 | 5 | 0 | 0 | 7 | 5 | 5 |
19 | 7 | 6 | 7 | 3 | 5 | 4 | 5 | 2 | 25 | 9 |
20 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 5 | 5 | 13 | 2 |
21 | 2 | 5 | 5 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 15 | 4 |
22 | 5 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 13 | 6 |
23 | 6 | 7 | 7 | 2 | 5 | 5 | 4 | 2 | 24 | 10 |
24 | 2 | 4 | 5 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 14 | 3 |
Среднеарифметическое Х |
4,6 |
|
|
2,25 |
|
|
5,8 |
4,8 |
20,8 |
6,8 |
Медиана Ме |
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
20 |
6 |
| 2,6 |
|
|
|
|
| 2,5 |
| 7,7 | 3,03 |
11 испытуемых – высокий индекс агрессивности
13 испытуемых – индекс агрессивности в норме
8 испытуемых – высокий индекс враждебности
16 испытуемых – индекс враждебности в норме.
Вычисление коэффициента корреляции Пирсона (rxy):
Индекс агрессивности и индекс враждебности:
где xi и yi – сравниваемые количественные признаки;
n – число испытуемых:
x, y – стандартные отклонения в сопоставимых рядах.
Существует связь между сравниваемыми признаками. Таким образом, чем больше у человека выражена агрессивность, тем больше и враждебность.
Физическая и вербальная агрессия:
Существует связь между сравниваемыми признаками. Следовательно, людям, у которых вербальная агрессия высокая, характерна и физическая агрессия.
3.Анализ и выводы результатов:
Гипотеза подтвердилась частично, так как полученные результаты не дают возможности сделать однозначный вывод, потому что только 13 испытуемых из 24 имеют невысокий индекс агрессивности (исходя из максимальных показателей индекса агрессивности, который равен 42 баллам). А индекс враждебности высокий только у 8 испытуемых (максимум индекса враждебности равен 18 баллам). Следовательно, студенты менее склонны негативно оценивать других людей (так как уже имеется определенный «багаж» знаний об особенностях личности), но способны причинить вред другим людям, проявить свою агрессивность.
При сравнении физической и вербальной агрессии выяснилось, что уровень вербальной агрессии (х=5,8) выше уровня физической (х=4,6). Следовательно, испытуемые менее склонны использовать физическую силу против другого лица, чем выражать свои чувства к другому как через форму (например, крик), так и через содержание словесных ответов.
Кроме этого вычислены показатели негативизма и чувства вины. Негативизм проявляется в манере поведения, направленного против авторитета или руководителя и может проявляться в активной борьбе против установившихся законов и правил. Показатель негативизма равен 2,25 (исходя из максимума равного 5), поэтому можно предположить, что подобное поведение испытуемым не свойственно (вероятно, потому что большинство испытуемых женского пола).
Чувство вины имеет показатель равный 4,8 (исходя из максимума равного 9). Можно предположить, что на эти данные оказал влияние тренинг общения, либо полученные знания в ходе учебы, которые повышают самооценку и уверенность в себе, и соответственно, понижается чувство вины. Для данного предположения было бы интересно провести исследование уровня тревожности до тренинга и после него.
В качестве агрессии рассматривается только такое поведение, которое включает в себя намеренное причинение вреда любым живым существам. Агрессивное поведение наследуется, то есть передается по наследству из поколения в поколение. Но то, как оно будет развиваться зависит от семейного воспитания, от характера.
Определенные черты характера могут ассоциироваться с высоким или низким уровнем агрессии и это способствует пониманию агрессивного поведения в целом, а также имеет большое практическое значение для прогнозирования тенденций к проявлению агрессии. Но основную роль в формировании агрессивного поведения уделяют семье, так как именно там, на примере взаимоотношений между членами семьи, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми; там же формируется характер. Жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к совершению агрессивных поступков этим ребенком при общении с другими детьми того же возраста, но и к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости в зрелом возрасте, к превращению физической агрессии в жизненный стиль личности.
Но не только семья или характер человека влияют на агрессивное поведение. Невозможно полностью исключить все факторы, влияющие на возникновение агрессии. Такими факторами могут быть бедность, публичное оскорбление человека, жаркая погода и так далее. Эти факторы не всегда приводят к агрессивному поведению, но каждый из них увеличивает возможность проявления агрессии.
Исследование, проводимое в данной работе показало, что среди испытуемых немало людей с высоким показателем уровня агрессивности. Чтобы дать какие-либо практические рекомендации по использованию полученных данных, необходимо провести более масштабное исследование уровня агрессии у всех студентов-психологов и определить являются ли эти показатели закономерностью или они свойственны только данной группе людей.
Уменьшить уровень агрессии возможно, если понимать причины агрессивного поведения, условия, которые повышают шансы на то, чтобы одни люди атаковали других людей. И чем больше человек будет знать, что побуждает его к агрессивным действиям, какие бывают последствия для него самого и для человека, на которого эта агрессия направлена, то он может многое сделать для того, чтобы изменить свое поведение, направить свою энергию в «нужное русло».
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань, 1987.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – М., 2001.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – С.-Петербург, 1999.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С.-Петербург, 1999.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
6. Денисов В.В. Социология насилия. – М., 1975.
7. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – М., 1990.
8. Кэролл Э Изард. Психология эмоций. – С.-Петербург, 2000.
9. Лук Н. Эмоции и личность. – М., 1982.
10. Майерс Д. Социальная психология. – С.-Петербург, 2000.
11. Немов Р.С. Психология. т.1. – М., 1998.
12. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М., 1997.
13. Реан А.А. Психология изучения личности. – С.-Петербург, 1999.
14. Розин В.М. Психология: теория и практика. – М., 1998.
15. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций человеческой агрессивности. – Минск, 1982.
16. Ридман Фриц. Основные формы страха. – М., 2000.
17. Словарь практического психолога. Составитель С.Ю. Головин. – Минск, 1998.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону.
19. Фромм. Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1998.
Информация о работе Агрессивное поведение и причины его возникновения