Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа
В настоящее время люди очень часто сталкиваются с жестокостью и грубостью в обществе. Почти каждый день в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, зарезали, о происходящих в мире войнах и убийствах. Насилие возникает по множеству причин и может проявиться в самых разнообразных действиях. Поэтому проблема агрессии очень актуальна.
Введение
1.Агрессия и агрессивность
2.Цели агрессии
3.Наследственность и ее роль в формировании агрессивного поведения
4.Черты характера, влияющие на проявление агрессивности
а) Тревога, как черта характера
б) Раздражительность и эмоциональная чувствительность
в) Локус контроля
г) Чувство стыда
д) Эмоции
5.Формирование агрессивного поведения
а) Семья
б) Сверстники
6.Причины детской агрессивности
7.Фрустрация, как предпосылка агрессии
8.Агрессивное поведение
а) Месть
б) Антисоциальное поведение
в) Садизм
9.Проявление агрессии у разных типов личностей
10.Исследование студентов-психологов на агрессивность и враждебность
Вывод
Литература
Таким образом тревога может послужить сильным сдерживающим фактором агрессии, по крайней мере, в обстановке, когда сильные ситуационные факторы не в состоянии помешать подобной сдержанности.
Раздражительность – устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию, а под эмоциональной чувствительностью понимают устойчивую тенденцию, свойственную некоторым людям, которые ощущают себя некомпетентными и испытывают дистресс в ответ на любую фрустрацию.
Связь этих характеристик с агрессией подтвердилось в исследованиях Капрары, Ренцы, Алчини, Д’Империо и Граваглиа (1983). [4, c.198] В исследованиях принимали участие люди с высоким и низким уровнем раздражительности и эмоциональной чувствительности. Одних хвалили за выполнение заданий, а других – ругали. После установления обратной связи испытуемые получили возможность с помощью электрического разряда продемонстрировать свою агрессию по отношению к другому человеку. В результате люди склонные к раздражительности и с высоким уровнем эмоциональной чувствительности выбирали для наказания более мощные разряды электрического тока, нежели лица с низким уровнем раздражительности и эмоциональной чувствительности, но только в тех случаях, когда их перед этим провоцировали.
Люди резко отличаются друг от друга верой в свои способности влиять на последствия собственных действий. Одних принято называть интерналами (они считают себя способными без особого труда повлиять на исход событий в самых разнообразных ситуациях). Других – экстерналами (они считают себя бессильными, чтобы повлиять на ход событий в своей жизни).
Интерналы рассматривают агрессию как еще один способ воздействия на ход своей жизни (для достижения желаемой цели), смягчение негативного поведения со стороны других. Таким образом агрессия для них, является одной из форм поведения, которой они могут воспользоваться чтобы осуществить контроль над своим образом жизни.
Экстерналы же могут считать, что от агрессии мало толку. Маловероятно, что они будут прибегать к ней, за исключением ситуации, в которых провокация по отношению к ним постоянна и невыносима.
Если человек не выполнил обещания или совершил плохой поступок, то он может испытывать чувство стыда. Люди, испытывая это чувство, иногда ощущают гнев и враждебность: они злятся на самих себя, что своим поведением заставили себя усомниться в собственной ценности, так как чувство стыда подразумевает отрицательную оценку собственного «Я». Такие чувства затем переадресовываются тем, по чьей вине возник стыд. Стыд – это сильная эмоция и поэтому негативные чувства, которые она вызывает, бывают глубокими, неадекватными событию, порождающему их. Таким образом люди, склонные испытывать чувство стыда, могут быть также склонными и к агрессии.
Эмоция представляет собой отражение отношений субъекта к объекту. И интенсивность воздействия того или иного раздражителя может провоцировать различные реакции, которые зависят от индивидуальных особенностей человека. В отдельных ситуациях эмоции могут быть вредными, приходя в противоречие с жизненными интересами. Например, при определенных обстоятельствах эмоция гнева может повысить вероятность агрессии. Гнев создает готовность к действию, но не обязательно порождает агрессивное поведение. Это уже будет зависеть от силы ситуационных факторов и, что не менее важно, от особенностей самого человека, от его характера.
У большинства людей эмоция гнева не приводит к агрессивному поведению. Однако в определенной ситуации гнев приводит к физической (использование физической силы против другого лица) или вербальное агрессии (выражения негативных чувств, которые могут проявляться через крик, либо словесные выражения). Проявление гнева не обнаруживает тенденции к возрастным изменениям, что позволяет рассматривать его как личностную черту. Например, младенцы, реагировавшие гневом на кратковременную разлуку с матерью с 13 месяцев, проявляли ту же реакцию в возрасте 18 месяцев.
Частое переживание гнева повышает вероятность некоторых форм агрессивного поведения.
В основном дети получают знания о моделях агрессивного поведения из двух основных источников. Во-первых, это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивает его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, часто узнавая об агрессивности поведения во время игр.
Дети видят взаимоотношения между членами своей семьи. И это является примером, по которому они учатся взаимодействовать с другими людьми, обучаются поведению и формам отношений, которые сохраняются у них в подростковом периоде и в зрелые годы. Большое значение имеет то, где воспитывается ребенок – в «полной» или «неполной» семье. Многие ученые считают, что будущие преступники происходят из неполных семей или распавшихся семей.
По словам Маккорд: «семьи, разбитые в результате смерти одного из родителей, менее криминогенны, чем семьи, распавшиеся в результате развода или ухода из семьи одного из супругов». [2, c.228] Несогласие между родителями является главным источником возникновения в семье «криминогенных» проявлений. Скандалы и ссоры родителей способствуют развитию агрессии у их детей. Напряженные отношения в семье повышают уровень агрессивных наклонностей. Дети сильно переживают, когда видят ссорящихся взрослых. Чем сильнее скандалы, свидетелями которых они бывают, тем более мощный дистресс они испытывают. Сильные негативные переживания могут провоцировать у детей агрессивные реакции. Когда конфликты между родителями становятся настолько серьезными, что ведут к расторжению брака, они часто являются источником сильнейших переживаний ребенка и могут, таким образом, провоцировать его агрессию. Но если родители спокойно и мирно расходятся, то это может причинить ребенку меньше вреда, чем постоянное напряжение и конфликты между родителями в течение длительного периода времени.
Не менее важное значение имеет наличие в семье братьев или сестер. Чаще всего дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против брата или сестры, чем против других детей, с которыми они общаются.
Многое в формировании агрессивного поведения зависит от стиля семейного руководства, которое направлено на изменение поведения детей. Некоторые родители придерживаются такого стиля, как невмешательство, то есть они позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимание. Другие же родители вмешиваются часто, могут подвергать детей наказаниям за непослушание или поощрять его за хорошее поведение.
Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение. А такие вознаграждения повышают вероятность того, что вознаграждаемое действие будет повторяться. Например, если отец хвалит своего сына каждый раз, когда тот дает сдачи тем, кто его обижает, тем самым он учит действовать мальчика агрессивно и в тех случаях, когда на него не нападают.
Не только поощрение, но и наказание может формировать агрессивное поведение. Родители, которые сурово наказывают своих детей, как правило, бывают холодны в отношении к ним и непоследовательны в применении дисциплинирующих методов. В семьях, где к детям применяются грубые наказания, с большей вероятностью вырастают агрессивные люди. Эти дети не только склонны к агрессивным действиям по отношению к своим сверстникам в раннем детстве, но и сохраняют эти привычки в юности и во взрослой жизни. Использование физических наказаний может быть причиной того, что родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. Также дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Следует учесть и то, что дети, изменившие свое поведение в результате наказаний, скорее всего не сделают нормы, к которым их пытаются приучить, своими внутренними ценностями, так как они повинуются до тех пор, пока за их поведением наблюдают.
Мелкие физические наказания могут не иметь неблагоприятных последствий, если они адекватно объясняются и правильно используются. Например, маленький мальчик хочет выбежать на улицу с оживленным движением, несмотря на то, что его мама настаивает на том, что он должен играть только во дворе. В этой ситуации физическое наказание может быть эффективным и не повлечь за собой агрессивную реакцию при условии правильного его применения.
Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка с тем, чтобы акт наказания регулярно и с высокой вероятностью осуществлялся после совершения поступка. Наказание, совершаемое после поступка, является более действенным, чем отсроченное.
Для ребенка непоследовательные наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике по сути учат ребенка игнорировать их самих. Наказание будет более эффективным, если его будут применять последовательно, то есть за одно и то же нарушение всегда будет назначаться одно и то же наказание.
Знакомство с насилием в детстве способствует проявлению агрессии во взрослом возрасте. Дети, которые видели, как их родители применяли физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить аналогичные ситуации во взаимоотношениях с другими людьми в будущем, в том числе в отношении супруга (супруги) и детей. Ребенок копирует поступки своих родителей. Когда мать или отец бьют ребенка, то они приучают его к мысли о необходимости строгого наказания ребенка в случае непослушания. Таким образом ребенок может быть убежден в том, что агрессия является эффективным способом решения многих проблем.
При общении со сверстниками возникают различные формы агрессивного поведения. В игре дети научаются агрессивным реакциям. В игре, чаще всего, дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пихаются и стараются причинить друг другу какой-то вред. Частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью. Например, дети, которые часто посещали детский сад, оказались более агрессивными, чем те, которые посещали его менее регулярно. [4, c.104] Следовательно, дети, которые чаще «практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками, успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях.
Дети очень восприимчивы к влиянию сверстников. Они стремятся быть признанными в этой среде и часто ищут компанию, которая могла бы их оценить. Такое стремление еще сильнее проявляется у тех детей, которые склонны часто затевать драки со сверстниками. Их задиристость и агрессивность может отталкивать большинство их одноклассников, но чаще всего они находят себе друзей – других агрессивных детей и поддерживают друг друга. Общение и предпринимаемые совместно действия укрепляют их общие интересы и установки и усиливают антисоциальные наклонности. Эти отношения могут способствовать конфликтам, возникающим со взрослыми. Собравшись вместе, агрессивные дети могут угрожать социальному порядку, особенно в школах. Взаимная поддержка в таких группах играет немаловажную роль в детской преступности. Любой подросток в одиночку может и не отважиться нарушить закон, но вместе с другими членами группы он чувствует себя смелым и решительным.
Ранее уже было сказано о влиянии семьи на формирование агрессивного поведения. Но следует учесть, что агрессия обнаруживается у ребенка уже с первых месяцев жизни. Это подтверждает то, что реакция в виде агрессивного поведения приводится в действие врожденными механизмами. И то, как они будут развиваться зависит от семьи и среды, в которой находится ребенок.
В первые месяцы жизни у детей обнаруживается недеструктивная форма агрессии, которая проявляется в том, что ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации. Это очень важно для развития познания и способности положиться на себя. Такое поведение служит для защиты потребностей и тесно связано с удовлетворением личностных желаний.
Кроме недеструктивной формы агрессии с первых дней жизни проявляется и деструктивная агрессия. Даже у новорожденных детей наблюдается реакция ярости. Конечно, в первые месяцы жизни младенец, у которого возникают реакции ярости, не осознает своих желаний, что-нибудь разрушить или навредить кому-либо. Способность иметь такое желание не возникает ранее середины первого года жизни. Наблюдения за детьми показали, что должен существовать некий пусковой механизм для реакций ярости. Пусковым механизмом является переживание чрезмерной боли или дистресса.
Нестерпимый дистресс и боль изменяют врожденную недеструктивную агрессивность на противоположную, вызываемую желанием устранить источник боли и дистресса. То есть, возникает тип агрессии, который приобретает черты некого эндогенного желания причинить вред или уничтожить нечто в своем окружении, что ощущается как источник чрезмерного неудовольствия. [12, c.13]
Уже в очень раннем возрасте дети стремятся управлять чувством враждебности, находя способы удовлетворить свою ярость с меньшим ущербом для любящих их родителей. Например, девочка (один год и два месяца), которая рассердившись на свою мать, явно намеревалась швырнуть в нее деревянным кубиком. Вместо этого она в последний момент чуть развернулась, и кубик полетел в сидевшую рядом женщину. Враждебное чувство к матери переместилось у нее во враждебный акт, направленный на человека, атаковать которого ей казалось менее опасно.
Самая распространенная в современной науке теория агрессии утверждает, что люди становятся агрессивными, когда они подвергаются фрустрациям, то есть когда они не в состоянии достичь своих целей или не получить ожидаемых вознаграждений. Фрустрация определяется, как психическое состояние переживания неудачи. [17, c.734]
<Информация о работе Агрессивное поведение и причины его возникновения