Адаптация ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить проблемы адаптации ребенка к школе.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать общую характеристику адаптации.
3.Провести экспериментальное исследование особенностей адаптации ребёнка к школе.
4.Проанализировать особенности личностного развития детей 6-7 лет.

Файлы: 1 файл

адаптация ребенка к школе.docx

— 57.12 Кб (Скачать)

 

Таким образом, в ходе проведения методики «Неоконченные  предложения» были получены следующие данные: 18 детей испытывают положительные эмоции, связанные со школой, охотно общаются с одноклассниками, отвечают на вопросы, положительно относятся к контрольными работам. Остальные 10 детей неохотно идут в школу, большинство из них идут, чтобы увидеться с друзьями, неохотно отвечают на вопросы и не любят контрольные работы.

Исходя из полученных данных экспериментального исследования, можно сделать вывод, что у  большинства детей процесс адаптации  прошел успешно, они мотивированы на получение знаний. Все дети положительно относятся к учителю и друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Теоретический анализ литературы  позволяет нам охарактеризовать  процесс адаптации, как один  из главных процессов развития  личности.

Наша работа была ориентирована на адаптированность первоклассников к школе, выявить их уровень мотивации и тревожности. В содержание работы входят две главы, которые направлены на теоретическое и практическое изучение проблемы. Исходя из поставленных задач, мы проанализировали литературу первой главы, дали общую характеристику процессу адаптации. Выделили уровни данного процесса с точки зрения отечественных и зарубежных психологов. Дали определение адаптации, раскрыли физиологические и психологические особенности адаптации ребенка. Здесь же раскрыли общую характеристику младшего школьного возраста. Выявили особенности адаптации младших школьников. Во второй главе мы провели экспериментальное исследование по выявлению уровня адаптации первоклассников. В эксперименте приняли участие 28 детей: 9девочек и 19 мальчиков. Для экспериментального исследования были использованы две методики: «Что мне нравится в школе?»; «Неоконченные предложения», которые предназначены для изучения уровня мотивации и уровня тревожности у первоклассников. По результатам экспериментального исследования выявили, что у испытуемых в основном высокий уровень мотивации и тревожность практически отсутствует. То есть процесс адаптации прошел успешно, цель работы достигнута. Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что положительный микроклимат в классе, наличие внутренней мотивации у ребенка и положительное отношение учителя к ребенку влияют на успешную адаптацию ребенка к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1. Карпенко, Л. А. под общей редакцией Петровского, А. В., Ярошевского, М.Г. Краткий психологический словарь- М.: Политиздат, 1985 - 431с.

2. Кулагина, И. Я. Возрастная психология: развитие человека от рождения до полной зрелости [Текст] : учебное пособие для студ. высших учебн. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий .- 2-е изд. - М. : Сфера, 2009. - 464 с - ISBN 978-5-89145-075-2.

3. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ∕ Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 176 с. – (высшее образование)                               ISBN 978-5-7695-4582-5.

4. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего воз¬раста: Кн.  для учителя.— М.:   Просвещение, 1988. — 190 с. — (Психол. наука — школе). ISВN 5-09-000258-4.

5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408-0.

6. Безруких, М. М., Ефимова. Ребенок идет в школу: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2000.- 248 с. ISBN 5-7695-0684-9.

7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений – М.:Академия,2001.          -176 с. ISBN 5-7695-0445-5.

8. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. университетов/ Раиса Викторовна Овчарова.      -2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. -448 с. ISBN 5-7695-2493-6. 

9. Рогов, Е.И. Кн.1:  Настольная книга практического психолога: учеб. пособие:В 2-х кн. / Рогов, Е.И. . Система работы психолога с детьми разного возраста.- 2-е изд., перераб.и доп.. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 384с.

10. Петровский, А. В.Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин –тов /А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.; Под ред. А. В. Петровского. –М.: Просвещение, 1987. -224 с.: ил.

11. Гамезо, М. В., Петрова, Е. А., Орлова Л. М., Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. ISBN 5-93134-195-1.

12. Немов, Р. С. Психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3кн./ Р. С. Немов. - 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2005. -Кн.1. Общие основы психологии. -687 с. ISBN 5-691-01346-7.

13. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания – Спб.: Питер, 2001. -         288 с. – (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-272-00315-2.

14. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.                          ISBN 5-8297-0176-6.

15. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996. -240 с. ISBN 5-89144-007-5.

16. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные труды / Л.И. Божович. – Воронеж: Модэк; Москва: Институт практической психологии, 1995. – 352 с. ISBN 5-87224-086-4.

17. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил.       ISBN 5-318-00236-6.

18. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. –6-е изд. – М.: Альма Мастер, 2006. -702 с. –(«Gaudeamus») .ISBN 5-902766-13-3.

19. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу. –3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-144 с. ISBN 5-93134-070-X.

20. Фельдштейн, Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. –352 с. ISBN 5-89112-051-8(Институт практической психологии). ISBN 5-89395-094-1(МОДЭК).

21. Ильясова, И. И., Ляудис, В. Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». Московский университет, 1980.-292 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Адаптация ребенка к школе