Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:26, курсовая работа
Цель: изучить проблемы адаптации ребенка к школе.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать общую характеристику адаптации.
3.Провести экспериментальное исследование особенностей адаптации ребёнка к школе.
4.Проанализировать особенности личностного развития детей 6-7 лет.
Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, эта система разнообразных потребностей, мотивов, целей и интересов.
Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть достаточно сильной. Однако, вскоре позиция школьника становится привычной, указанный мотив теряет свою значимость. К категории так называемых внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении в занятости определенного места в системе общественных отношений. [14, с 229] Но для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т. е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу. Нужно отметить, что познавательные интересы у первоклассников выражены в различной степени. Как правило, мотивы познания не занимают ведущего места у детей. Возникновение и поддержание познавательного интереса традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу. Опираясь на эти способы необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес. [14, с 230]
Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может, как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает. [16, с 302] Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
1) легкой
отзывчивостью на происходящие
события и окрашенностью
2) непосредственностью
и откровенностью выражения
3) готовностью
к аффекту страха; в процессе
учебной деятельности страх
4) большой эмоциональной
неустойчивостью, частой
5)эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие
эмоции и чувства слабо
У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, мышление, внимание, произвольной становится организация деятельности, младшие школьники учатся управлять своим поведением. Этот процесс довольно сложный и длительный, часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости ребенка. Психологи считают, что развивать психическую произвольность необходимо в начале школьного обучения через работу с самосознанием ребенка и тренировку его растущих функций.
В поведении
- умение определять
конкретные цели своих
- умение искать
и находить, выбирая из множества
вариантов, средства
-умение проверять
эффективность выбранных путей:
- умение пытаться предвидеть конечный результат своих действий и поступков.
В развитии у детей описанных умений большое значение имеет возможность испытать различные варианты действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно выбор поступков или действий – первый шаг на пути развития произвольного управления поведением. [15, с 53]
Следует отметить, что поведение первоклассников нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. [11, с 132]
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей адаптации ребенка к школе.
§2.1 Организация экспериментального изучения адаптации ребенка к школе.
Цель работы:
Изучить уровень адаптации
База исследования: средняя общеобразовательная школа №3
г. Ясного, 1 класс, количество детей участвовавших в эксперименте 28.
Испытуемые: 1 класс.
Возраст: 7-8 лет.
Количество человек – 28, из них 9 девочек и 19мальчиков.
Для исследования уровня адаптации у первоклассников были подобраны следующие методики:
• Методика «Что мне нравится в школе?» [8, с 234]
• Методика «Неоконченные предложения» [15, с 32]
Основной, является методика «Что мне нравится в школе?»
Цель: Определить
уровень адаптации
Описание методики: Детей 7-8лет просят нарисовать рисунок на тему «Что ему нравится в школе?» Объясняют, что ребенок должен рисовать то, почему ему нравится ходить в школу, что для него является мотивом.
В качестве дублирующей методики использовалась методика «Неоконченные предложения».
Цель: Определить
уровень адаптации
Описание методики: Каждому из детей задаются одинаковые вопросы о школе. Ребенок должен отвечать на вопросы, а исследователь записывать ответы.
§ 2.2 Анализ результатов экспериментального исследования уровня адаптации у первоклассников.
Методика «Что мне нравится в школе?» Данные заносим в таблицу (см. таблицу 1).
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Что мне нравится в школе»
Испытуемый |
Сюжет рисунка |
Мотивация учения |
1)Иван А. |
Учебник математики |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
2)Николай В. |
Несколько сердец,стол,на котором стоят цветы |
Мотивационная незрелость ребенка,отсутствие школьной мотивации |
3)Герман Г. |
Окно и цветы |
Ситуация не учебного характера с
внешними школьными атрибутами, |
4)Владислава Г. |
Азбука-любимая книга. |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
5)Анастасия Г. |
Подруга и одноклассница Ангелина |
Ситуация внешнего характера с
внешними школьными атрибутами, |
6)Анастасия Д. |
Учительница,стоящая возле доски |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивовф |
7)Даниил Д. |
Учебник математики |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
8)Григорий Д. |
Окна и цветы |
Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами, положительное отношение к школе. |
9)Ксения Д. |
Классная руководительница, несколько одноклассников. Светит солнце. |
Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами, положительное отношение к школе. |
10)Денис Е. |
Классная доска |
Высокая школьная мотивация, учебная активность и наличие познавательных мотивов |
11)Ангелина Ж. |
Изобразила свою одноклассницу и подругу Настю |
Положительное отношении к школе,но преобладание игровой мотивации |
12)Серафима Ж. |
Учебник русского языка,тетрадь,ручка и карандаш |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
13)Денис К. |
Классная комната |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
14)Дмитрий К. |
Изобразил себя,входящего в школу |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
15)Егор К. |
Изобразил свою одноклассницу Настю |
Положительное отношение к школе,но преобладание игровой мотивации |
16)Анна М. |
Азбука с буквами |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
17))Виктор М. |
Два рисунка.На одном рисунке изображен учитель,на другом одноклассница |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
18)Никита Н. |
Школа |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
19)Яна П. |
Учебник русского языка |
Высокая школьная мотивация,учебная активность,наличие познавательных мотивов |
20)Арсений П. |
Учебник по математике |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
21)Иван С. |
Зайцы и цветы |
Мотивационная незрелость ребенка,отсутствие школьной мотивации |
22)Василий С. |
Классная доска |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
23)Михаил С. |
Изобразил школу и себя |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
24)Сергей Т. |
Компас,солнце и любимый учитель |
Ситуация не учебного характера
с внешними школьными атрибутами, |
25)Иван Т. |
Учебник математики |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
26)Иван Тр. |
Доска с надписью и цветок |
Ситуация неучебного характера с внешними школьными атребутами,положительное отношении к школе |
27)Михаил Х. |
Изобразил себя и учителя, часы, сердца,цветы |
Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами |
28)Анна Я. |
Тетрадь,компас,цветок.Также девочка изобразила себя |
Ситуация не учебного характера с
внешними школьными атребутами, |
Таким образом, в ходе проведенной методики нами были получены следующие результаты: 15 детей характеризуются высоким уровнем адаптации и высоким уровнем мотивации; 9 учащихся характеризуются средним уровнем адаптации и средним уровнем мотивации; 2 ребенка имеют внешнюю мотивацию и 2 ребенка имеют низкую школьную мотивацию.
Методика «Неоконченные предложения». Данные заносим в таблицу.
Таблица 2
Результаты исследования по методике «Неоконченные предложения».
1)Когда я думаю о школе, я… 2)Когда я иду в школу, я… 3)Когда я вижу учителя, я… 4)Когда у нас контрольная, я… 5) Когда учитель задает вопрос, я…
Испытуемый |
Вопросы |
1)Иван А. |
1)Плачу 2)Не хочу идти туда 3)Думаю, что она хорошая 4)Боюсь 5)Стесняюсь ответить |
2)Николай В. |
1)Радуюсь 2)Рассматриваю деревья 3)Вспоминаю про домашнее задание 4)Переживаю 5)Поднимаю руку |
3)Герман Г. |
1)Хочу получить хорошую оценку 2)Пою песни 3)Здороваюсь с ней 4)Готовлюсь к ней 5)Быстро отвечаю |
4)Владислава Г. |
1)Жду встречи с Серафимой 2)Не хочу туда идти 3)Убегаю от нее 4)Жду помощи учителя 5)Теряюсь |
5)Анастасия Г. |
1)Хочу туда пойти 2)Радуюсь 3)Горжусь ею 4)Готовлюсь к ней 5)Отвечаю на него |
6)Анастасия Д. |
1)Думаю об Инне Александровне 2)Разговариваю с сестрой 3)Здороваюсь с ней 4)Пишу ее 5)Поднимаю руку |
7)Даниил Д. |
1)Думаю об Анне 2)Хочу туда идти 3)Подбегаю к ней 4)Готовлюсь 5)Хочу ответить |
8)Григорий Д. |
1)Хочу идти туда 2)Думаю об уроках 3)Здороваюсь с ней 4)Пишу аккуратно в тетради 5)Стараюсь ответить |
9)Ксения Д. |
1)Радуюсь 2)Разговариваю с подругой 3)Спрашиваю у нее что-нибудь 4)Готовлюсь 5)Поднимаю руку |
10)Денис Е. |
1)Мне хорошо 2)Думаю об одноклассниках 3)Здороваюсь с ней 4)Хочу написать ее хорошо 5)Хочу ответить |
11)Ангелина Ж. |
1)Горжусь, что учусь там 2)Хочу побыстрее прийти 3)Подхожу к ней 4)Готовлюсь к ней 5)Поднимаю руку |
12)Серафима Ж. |
1)Радуюсь 2)Разглядываю дома 3)Горжусь ею 4)Помогаю Денису 5)Не люблю отвечать на вопросы |
13)Денис К. |
1)Не хочу идти туда 2)Я думаю о машинах 3)Здороваюсь с ней 4)Не хочу ничего делать 5)Не люблю на вопросы отвечать |
14)Дмитрий К. |
1)Думаю о Серафиме 2)Иду быстро в школу 3)Иду к ней 4)Решаю и пишу 5)Отвечаю |
15)Егор К. |
1)Думаю об уроках 2)Смотрю по сторонам 3)Слушаю ее 4)Радуюсь, люблю контрольные 5)Отвечаю на вопросы |
16)Анна М. |
1)Думаю об Инне Александровне 2)Хочу поговорить с друзьями 3)Здороваюсь с ней 4)Не люблю контрольные 5)Отвечаю на вопросы охотно |
17)Виктор М. |
1)Радуюсь 2)Думаю о хорошей оценке 3)Хочу, чтобы похвалила 4)Люблю контрольные 5)Охотно отвечаю |
18)Никита Н. |
1)Хочу туда идти 2)Думаю, чтобы получить 5 3)Здороваюсь с ней, задаю вопросы 4)Нравятся контрольные 5)Люблю отвечать вопросы |
19)Яна П. |
1)Радуюсь 2)Думаю о ребятах 3)Улыбаюсь и здороваюсь с ней 4)Люблю контрольные 5)Отвечаю на него |
20)Арсений П. |
1)Не нравится школа 2)Разговариваю с братом о машинах 3)Здороваюсь с ней 4)Не люблю контрольные 5)Не хочу, чтобы мне задавали вопросы |
21)Иван С. |
1)Думаю о Насте 2)Хочу получить 5 3)Нравится она 4)Решаю охотно 5)Охотно отвечаю |
22)Василий С. |
1)Думаю о математике, люблю ее 2)Разговариваю с другом 3)Горжусь ею 4)Помогаю классу 5)Не поднимаю руку, но если спросят, то отвечаю |
23)Михаил С. |
1)Не нравится ходить в школу 2)Разглядываю дома, деревья 3)Думаю, что она добрая 4)Я спрашиваю учителя 5)Не люблю вопросы |
24)Сергей Т. |
1)Хожу с радостью 2)Иду быстро 3)Она хорошая 4)Пишу быстро 5)Тяну руку |
25)Иван Т. |
1)Думаю об Инне Александровне она хорошая 2)Иду охотно 3)Здороваюсь с ней 4)Пишу контрольную аккуратно 5)Отвечаю |
26)Иван Тр. |
1)Хочу получать хорошие оценки 2)Думаю об Анне 3)Она хорошая 4)Пишу все правильно 5)Всегда отвечаю правильно |
27)Михаил Х. |
1)Думаю об одноклассниках 2)Разговариваю с другом 3)Уважаю ее 4)Готовлюсь 5)Не люблю вопросы, но отвечаю всегда |
28)Анна Я. |
1)Радуюсь 2)Я спешу туда 3)Здороваюсь с ней 4)Люблю контрольные 5)Отвечаю охотно |