Адаптация ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить проблемы адаптации ребенка к школе.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать общую характеристику адаптации.
3.Провести экспериментальное исследование особенностей адаптации ребёнка к школе.
4.Проанализировать особенности личностного развития детей 6-7 лет.

Файлы: 1 файл

адаптация ребенка к школе.docx

— 57.12 Кб (Скачать)

Мотивы учебной  деятельности в младшем школьном возрасте. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, эта система разнообразных потребностей, мотивов, целей и интересов.

Ребенок часто  приходит в школу  с мотивом  «стать школьником», получить новый, более  взрослый статус. И на первых порах  мотивирующая сила этой тенденции может  быть достаточно сильной. Однако, вскоре позиция школьника становится привычной, указанный мотив теряет свою значимость. К категории так называемых внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении в занятости определенного места в системе общественных отношений. [14, с 229] Но для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т. е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу. Нужно отметить, что познавательные интересы у первоклассников выражены в различной степени. Как  правило, мотивы познания не занимают ведущего места у детей. Возникновение и поддержание познавательного интереса традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу. Опираясь на эти способы необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес. [14, с 230]

Поступление в  школу изменяет эмоциональную сферу  ребенка в связи с расширением  содержания деятельности и увеличением  количества эмоциогенных объектов. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может, как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает. [16, с 302] Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1)  легкой  отзывчивостью на происходящие  события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической  деятельности эмоциями;

2)  непосредственностью  и откровенностью выражения своих  переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3)  готовностью  к аффекту страха; в процессе  учебной деятельности страх ребенок  переживает как предчувствие  неприятностей, неудач, неуверенности  в своих силах, невозможность  справиться с заданием; школьник  ощущает угрозу своему статусу  в классе, семье;

4) большой эмоциональной  неустойчивостью, частой сменой  настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным  и бурным аффектам;

5)эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие  эмоции и чувства слабо осознаются  и понимаются; мимика других воспринимается  часто неверно, так же как  и истолкование выражения чувств, окружающими, что приводит к  неадекватным ответным реакциям  младших школьников; исключение  составляют базовые эмоции страха  и радости, в отношении которых  у детей этого возраста уже  имеются четкие представления,  которые они могут выразить  вербально, называя пять синонимичных  слов, обозначающих эти эмоции. [17, с 402]

У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической  саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, мышление, внимание, произвольной становится организация деятельности, младшие школьники учатся управлять своим поведением. Этот процесс довольно сложный и длительный, часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости  и  трудновоспитуемости ребенка. Психологи считают, что развивать психическую произвольность необходимо в начале школьного обучения через работу с самосознанием ребенка и тренировку его растущих функций.

В поведении

- умение определять  конкретные цели своих поступков;

- умение искать  и находить, выбирая из множества  вариантов, средства достижения  этих целей;

-умение проверять  эффективность выбранных путей:  действиями, ошибаясь и исправляя  ошибки, опытом чувств или прошлых  аналогичных ситуаций;

- умение пытаться  предвидеть конечный результат  своих действий и поступков.

В развитии у  детей описанных умений большое  значение имеет возможность испытать различные варианты действия для  того, чтобы научиться делать выбор. Именно выбор поступков или действий – первый шаг на пути развития произвольного  управления поведением. [15, с 53]

Следует отметить, что поведение первоклассников  нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. [11, с 132]

 

 

Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей адаптации ребенка к школе.

§2.1 Организация  экспериментального изучения адаптации  ребенка к школе.

 

Цель работы: Изучить уровень адаптации первоклассника.

База исследования: средняя общеобразовательная школа №3      

г. Ясного, 1 класс, количество детей участвовавших в эксперименте 28.

Испытуемые: 1 класс.

Возраст: 7-8 лет.

Количество человек  – 28, из них 9 девочек и 19мальчиков.

Для исследования уровня адаптации у первоклассников  были подобраны следующие методики:

• Методика «Что мне нравится в школе?» [8, с 234]

• Методика «Неоконченные предложения» [15, с 32]

Основной, является методика «Что мне нравится в школе?»

Цель: Определить уровень адаптации первоклассника.

Описание методики: Детей 7-8лет просят нарисовать рисунок  на тему «Что ему нравится в школе?»  Объясняют, что ребенок должен рисовать то, почему ему нравится ходить в  школу, что для него является мотивом.

В качестве дублирующей  методики использовалась методика «Неоконченные  предложения».

Цель: Определить уровень адаптации первоклассника.

Описание методики: Каждому из детей задаются одинаковые вопросы о школе. Ребенок должен отвечать на вопросы, а исследователь  записывать ответы.

 

 

§ 2.2 Анализ результатов экспериментального исследования уровня адаптации у первоклассников.

 

Методика «Что мне нравится в школе?» Данные заносим в таблицу (см. таблицу 1).

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Что мне нравится в  школе»

 

Испытуемый

Сюжет рисунка

Мотивация учения

1)Иван А.

Учебник математики

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

2)Николай В.

Несколько сердец,стол,на котором стоят цветы

Мотивационная незрелость ребенка,отсутствие школьной мотивации

3)Герман Г.

Окно и цветы

Ситуация не учебного характера с  внешними школьными атрибутами,положительное отношение к школе

4)Владислава Г.

Азбука-любимая книга.Изобразила себя

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

5)Анастасия Г.

Подруга и одноклассница Ангелина

Ситуация внешнего характера с  внешними школьными атрибутами,положительное отношение к школе

6)Анастасия Д.

Учительница,стоящая возле доски

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивовф

7)Даниил Д.

Учебник математики

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

8)Григорий Д.

Окна и цветы

Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами, положительное отношение к школе.

9)Ксения Д.

Классная руководительница, несколько  одноклассников. Светит солнце.

Ситуация не учебного характера с  внешними школьными атрибутами, положительное  отношение к школе.

10)Денис Е.

Классная доска

Высокая школьная мотивация, учебная  активность и наличие познавательных мотивов 


11)Ангелина Ж.

Изобразила свою одноклассницу и  подругу Настю

Положительное отношении к школе,но преобладание игровой мотивации

12)Серафима Ж.

Учебник русского языка,тетрадь,ручка и карандаш

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

13)Денис  К.

Классная комната

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

14)Дмитрий  К.

Изобразил себя,входящего в школу

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

15)Егор  К.

Изобразил свою одноклассницу  Настю

Положительное отношение к школе,но преобладание игровой мотивации

16)Анна М.

Азбука с буквами

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

17))Виктор М.

Два рисунка.На одном рисунке изображен учитель,на другом одноклассница

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

18)Никита Н.

Школа

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

19)Яна  П.

Учебник русского языка

Высокая школьная мотивация,учебная активность,наличие познавательных мотивов

20)Арсений  П.

Учебник по математике

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

21)Иван С.

Зайцы и цветы

Мотивационная незрелость ребенка,отсутствие школьной мотивации

22)Василий С.

Классная доска

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

23)Михаил С.

Изобразил школу и себя

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

24)Сергей  Т.

Компас,солнце и любимый учитель

Ситуация не учебного  характера  с внешними школьными атрибутами,положительное отношение к школе

25)Иван  Т.

Учебник математики

Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов

26)Иван  Тр.

Доска с надписью и цветок

Ситуация неучебного характера с внешними школьными атребутами,положительное отношении к школе

27)Михаил  Х.

Изобразил себя и учителя, часы, сердца,цветы

Ситуация не учебного характера с  внешними школьными атрибутами

28)Анна Я.

Тетрадь,компас,цветок.Также  девочка изобразила  себя

Ситуация не учебного характера с  внешними школьными атребутами,положительное отношение к школе




 

Таким образом, в ходе проведенной методики нами были получены следующие результаты:  15 детей характеризуются высоким уровнем адаптации и высоким уровнем мотивации; 9 учащихся характеризуются средним уровнем адаптации и средним уровнем мотивации; 2 ребенка имеют внешнюю мотивацию и 2 ребенка имеют низкую школьную мотивацию.

Методика «Неоконченные  предложения». Данные заносим в таблицу.

Таблица 2

Результаты исследования по методике «Неоконченные предложения».

1)Когда я думаю о школе, я… 2)Когда я иду в школу, я…  3)Когда я вижу учителя, я… 4)Когда у нас контрольная, я… 5) Когда учитель задает вопрос, я…

Испытуемый 

Вопросы

1)Иван А.

1)Плачу 

2)Не хочу идти туда 

3)Думаю, что она хорошая 

4)Боюсь 

5)Стесняюсь ответить

2)Николай В.

1)Радуюсь 

2)Рассматриваю деревья 

3)Вспоминаю про домашнее  задание 

4)Переживаю 

5)Поднимаю руку

3)Герман Г.

1)Хочу получить хорошую оценку 

2)Пою песни 

3)Здороваюсь с ней 

4)Готовлюсь к ней 

5)Быстро отвечаю

4)Владислава Г.

1)Жду встречи с Серафимой 

2)Не хочу туда идти 

3)Убегаю от нее 

4)Жду помощи учителя

5)Теряюсь

5)Анастасия Г.

1)Хочу туда пойти 

2)Радуюсь 

3)Горжусь ею 

4)Готовлюсь к ней 

5)Отвечаю на него

6)Анастасия Д.

1)Думаю об Инне Александровне 

2)Разговариваю с сестрой 

3)Здороваюсь с ней 

4)Пишу ее 

5)Поднимаю руку

7)Даниил Д.

1)Думаю об Анне 

2)Хочу туда идти 

3)Подбегаю к ней 

4)Готовлюсь 

5)Хочу ответить

8)Григорий Д.

1)Хочу идти туда 

2)Думаю об уроках 

3)Здороваюсь с ней 

4)Пишу аккуратно в  тетради 

5)Стараюсь ответить

9)Ксения Д.

1)Радуюсь 

2)Разговариваю с подругой 

3)Спрашиваю у нее  что-нибудь

4)Готовлюсь 

5)Поднимаю руку

10)Денис Е.

1)Мне хорошо 

2)Думаю об одноклассниках 

3)Здороваюсь с ней 

4)Хочу написать ее  хорошо 

5)Хочу ответить

11)Ангелина Ж.

1)Горжусь, что учусь там 

2)Хочу побыстрее прийти 

3)Подхожу к ней 

4)Готовлюсь к ней 

5)Поднимаю руку

12)Серафима Ж.

1)Радуюсь 

2)Разглядываю дома 

3)Горжусь ею 

4)Помогаю Денису 

5)Не люблю отвечать  на вопросы

13)Денис К.

1)Не хочу идти туда 

2)Я думаю о машинах

3)Здороваюсь с ней 

4)Не хочу ничего  делать 

5)Не люблю на вопросы  отвечать

14)Дмитрий К.

1)Думаю о Серафиме 

2)Иду быстро в школу 

3)Иду к ней 

4)Решаю и пишу 

5)Отвечаю

15)Егор К.

1)Думаю об уроках 

2)Смотрю по сторонам 

3)Слушаю ее 

4)Радуюсь, люблю контрольные 

5)Отвечаю на вопросы

16)Анна М.

1)Думаю об Инне Александровне 

2)Хочу поговорить с  друзьями 

3)Здороваюсь с ней 

4)Не люблю контрольные 

5)Отвечаю на вопросы  охотно

17)Виктор М.

1)Радуюсь 

2)Думаю о хорошей  оценке 

3)Хочу, чтобы похвалила

4)Люблю контрольные 

5)Охотно отвечаю

18)Никита Н.

1)Хочу туда идти 

2)Думаю, чтобы получить 5  

3)Здороваюсь с ней,  задаю вопросы 

4)Нравятся контрольные 

5)Люблю отвечать вопросы

19)Яна П.

1)Радуюсь 

2)Думаю о ребятах 

3)Улыбаюсь и здороваюсь  с ней 

4)Люблю контрольные 

5)Отвечаю на него

20)Арсений П.

1)Не нравится школа 

2)Разговариваю с братом  о машинах 

3)Здороваюсь с ней 

4)Не люблю контрольные 

5)Не хочу, чтобы мне  задавали вопросы

21)Иван С.

1)Думаю о Насте 

2)Хочу получить 5 

3)Нравится она 

4)Решаю охотно 

5)Охотно отвечаю

22)Василий С.

1)Думаю о математике, люблю ее 

2)Разговариваю с другом 

3)Горжусь ею 

4)Помогаю классу 

5)Не поднимаю руку, но если спросят, то отвечаю

23)Михаил С.

1)Не нравится ходить в школу

2)Разглядываю дома, деревья 

3)Думаю, что она добрая 

4)Я спрашиваю учителя 

5)Не люблю вопросы

24)Сергей Т.

1)Хожу с радостью 

2)Иду быстро 

3)Она хорошая 

4)Пишу быстро 

5)Тяну руку

25)Иван Т.

1)Думаю об Инне Александровне  она хорошая

2)Иду охотно 

3)Здороваюсь с ней 

4)Пишу контрольную  аккуратно 

5)Отвечаю

26)Иван Тр.

1)Хочу получать хорошие оценки 

2)Думаю об Анне 

3)Она хорошая 

4)Пишу все правильно

5)Всегда отвечаю правильно

27)Михаил Х.

1)Думаю об одноклассниках 

2)Разговариваю с другом 

3)Уважаю ее 

4)Готовлюсь 

5)Не люблю вопросы,  но отвечаю всегда

28)Анна Я.

1)Радуюсь 

2)Я спешу туда 

3)Здороваюсь с ней 

4)Люблю контрольные 

5)Отвечаю охотно

Информация о работе Адаптация ребенка к школе