Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:37, контрольная работа
Адаптация – это приспособление нового сотрудника к содержанию и условиям труда, социальной среде. В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями, усвоение стереотипов поведения, ассимиляция (полное приспособление к среде) и, наконец, идентификация – отожествление личных интересов и целей с общими. Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу.
ВВЕДЕНИЕ 3 
I   АДАПТАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 5 
1.1 Адаптация к новой должности как вид адаптации к новым условиям 5 
1.2 Экономические, правовые, организационные и социальные аспекты 5 
II  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИИ 6 
III  МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ 7 
IV ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 9 
Список  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы 13
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИБИРСКИЙ 
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
Кафедра 
психологии 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине
«Психодиагностика 
в управлении организациями» 
Вариант 2
Адаптация 
работника к новой должности 
 
 
 
 
 
 
 
 
| 
   | 
Красноярск 2011
СОДЕРЖАНИЕ 
| ВВЕДЕНИЕ | 3 | 
| I АДАПТАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ | 5 | 
  
  | 
  5 | 
  
  | 
  5 | 
| II ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИИ | 6 | 
| III МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ | 7 | 
| IV ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 9 | 
| Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы | 13 | 
| ПРИЛОЖЕНИЕ | 14 | 
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
Адаптация – это приспособление нового сотрудника к содержанию и условиям труда, социальной среде. В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями, усвоение стереотипов поведения, ассимиляция (полное приспособление к среде) и, наконец, идентификация – отожествление личных интересов и целей с общими. Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу.
Профессиональная адаптация выражается в процессе приспособления работника к профессии и овладения профессиональными навыками и умениями, а также в формировании некоторых профессиональных качеств и в развитии положительного отношения работника к своей профессии.
В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации как состояния и как процесса: а) состояние гармонии, в котором потребности индивида и требования среды полностью удовлетворены; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Помимо приспособления работника к организации, в ходе их взаимодействия происходит взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работников в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.
Вновь поступивший на работу или переведённый на новую должность сотрудник включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.
Процесс взаимного приспособления, или адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.
Американские исследователи утверждают, что время, необходимое для того, чтобы сотрудник начал работать в полную силу, составляет 8 недель для менеджеров младшего звена, 20 недель – для среднего и более 26-ти – для топ-менеджера.
     Если 
говорить, к примеру, об испытательном 
сроке, то он отличается от адаптационного 
тем, что является юридической нормой 
– он может быть сокращен руководителем, 
в то время как адаптационный период останется 
по-прежнему объективно необходимым каждому 
перемещённому работнику. Трудовой кодекс 
РФ определяет предельную продолжительность 
испытательного периода в три месяца, 
а адаптация нового работника, как правило, 
занимает в полтора-два раза больше времени. 
Кроме того, в процессе испытания акцент 
делается лишь на профессионализацию 
нового работника, тогда как адаптация 
в большинстве случаев предполагает и 
социализацию персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
I  АДАПТАЦИОННАЯ 
СИТУАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 
     1.1  
Адаптация к новой должности как вид адаптации 
к новым условиям 
Адаптация к новой должности – необходимое звено кадрового менеджмента (как любой вид адаптации персонала). Занимая конкретную должность на предприятии, человек должен принять новые организационные требования и совокупность социально-экономических условий, предоставляемых предприятием: режим работы, должностные инструкции, приказы. Он заново оценивает свои взгляды и привычки, соотносит их с коллективными нормами поведения, традициями и вырабатывает соответствующий стиль поведения.
Первые недели работы – это почти всегда стресс. В соответствии со шкалой стресс-факторов, составленной американским психологом М. Аргайлом, увольнение приравнено к стрессу среднего уровня и составляет 47% по отношению к максимальному стрессу.
     В 
случае перемещения работника в пределах 
организации, разумеется, приходится иметь 
дело с меньшим стрессом (впрочем, это 
зависит от того, горизонтальное или вертикальное 
произошло перемещение, понизили или повысили 
работника в должности, остаётся ли он 
в старом коллективе и т.п.). 
     1.2  
Экономические, правовые, организационные 
и социальные аспекты 
Переход работника на новую должность обычно бывает следствием продвижения по карьерной лестнице, ротации в другое подразделение одного уровня иерархии либо расширения полномочий в рамках своей должности.
В организационно-экономическом плане ускорение адаптации решает проблемы: уменьшения стартовых издержек, текучести кадров, ускорения темпов роста рабочих показателей, вхождения работника в неформальную структуру рабочего коллектива, снижения уровня его тревожности и неуверенности, экономии времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развития удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и адекватности ожиданий.
Факторы-комплексы [2, с.156], влияющие на успешность адаптации:
II  
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ 
АДАПТАЦИИ 
Среди личностных свойств сотрудника, благоприятно влияющих на процесс адаптации к новой должности, можно выделить:
III  
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ 
     Разработана 
в Санкт-Петербургской военно-
Небольшой тест, представленный 24 утверждениями, на которые возможны ответы «да» или «нет». Шкала уровня эмоционально-деятельностной адаптивности может варьироваться от 0 до 24 и разбита на 4 группы: 0-3 – адаптивность высокая; 3-10 – средняя; 10-20 – низкая; 20-24 – очень низкая.
Шкала уровня социально-психологической адаптивности. 15 утверждений разбиты на две группы: из суммы положительных ответов на утверждения группы А необходимо вычесть сумму положительных ответов на утверждения группы Б. Возможные уровни социально-психологической адаптивности по данному тесту: 8-10 баллов – высокий; 6-7 баллов – выше среднего; 5 баллов – средний; 3-4 балла – ниже среднего; 2-3 балла – низкий.
IV  ПРАКТИЧЕСКАЯ 
РАБОТА 
1) Диагностирование уровня социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда (МД СПА); 2) Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации по методике Холмса и Раге (МОССА); 3) Определение адаптивных способностей по многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ) Максакова и Чермянина.
Респондентом психологической диагностики по трём указанным методикам стал
Тестирования проводились 2011 года.
Результаты тестирований представлены в приложении 1, математическая обработка – в приложении 2.
Интерпретация полученных значений:
1) Методика диагностики социально-психологической адаптации.
     В 
данной методике для изучения особенностей 
социально-психологической