Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:37, контрольная работа
Адаптация – это приспособление нового сотрудника к содержанию и условиям труда, социальной среде. В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями, усвоение стереотипов поведения, ассимиляция (полное приспособление к среде) и, наконец, идентификация – отожествление личных интересов и целей с общими. Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу.
ВВЕДЕНИЕ 3
I АДАПТАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 5
1.1 Адаптация к новой должности как вид адаптации к новым условиям 5
1.2 Экономические, правовые, организационные и социальные аспекты 5
II ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИИ 6
III МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ 7
IV ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 9
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы 13
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИБИРСКИЙ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра
психологии
Контрольная работа по дисциплине
«Психодиагностика
в управлении организациями»
Вариант 2
Адаптация
работника к новой должности
|
Красноярск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
I АДАПТАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ | 5 |
|
5 |
|
5 |
II ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИИ | 6 |
III МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ | 7 |
IV ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 9 |
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы | 13 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Адаптация – это приспособление нового сотрудника к содержанию и условиям труда, социальной среде. В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями, усвоение стереотипов поведения, ассимиляция (полное приспособление к среде) и, наконец, идентификация – отожествление личных интересов и целей с общими. Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу.
Профессиональная адаптация выражается в процессе приспособления работника к профессии и овладения профессиональными навыками и умениями, а также в формировании некоторых профессиональных качеств и в развитии положительного отношения работника к своей профессии.
В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации как состояния и как процесса: а) состояние гармонии, в котором потребности индивида и требования среды полностью удовлетворены; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Помимо приспособления работника к организации, в ходе их взаимодействия происходит взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работников в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.
Вновь поступивший на работу или переведённый на новую должность сотрудник включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.
Процесс взаимного приспособления, или адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.
Американские исследователи утверждают, что время, необходимое для того, чтобы сотрудник начал работать в полную силу, составляет 8 недель для менеджеров младшего звена, 20 недель – для среднего и более 26-ти – для топ-менеджера.
Если
говорить, к примеру, об испытательном
сроке, то он отличается от адаптационного
тем, что является юридической нормой
– он может быть сокращен руководителем,
в то время как адаптационный период останется
по-прежнему объективно необходимым каждому
перемещённому работнику. Трудовой кодекс
РФ определяет предельную продолжительность
испытательного периода в три месяца,
а адаптация нового работника, как правило,
занимает в полтора-два раза больше времени.
Кроме того, в процессе испытания акцент
делается лишь на профессионализацию
нового работника, тогда как адаптация
в большинстве случаев предполагает и
социализацию персонала.
I АДАПТАЦИОННАЯ
СИТУАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1.1
Адаптация к новой должности как вид адаптации
к новым условиям
Адаптация к новой должности – необходимое звено кадрового менеджмента (как любой вид адаптации персонала). Занимая конкретную должность на предприятии, человек должен принять новые организационные требования и совокупность социально-экономических условий, предоставляемых предприятием: режим работы, должностные инструкции, приказы. Он заново оценивает свои взгляды и привычки, соотносит их с коллективными нормами поведения, традициями и вырабатывает соответствующий стиль поведения.
Первые недели работы – это почти всегда стресс. В соответствии со шкалой стресс-факторов, составленной американским психологом М. Аргайлом, увольнение приравнено к стрессу среднего уровня и составляет 47% по отношению к максимальному стрессу.
В
случае перемещения работника в пределах
организации, разумеется, приходится иметь
дело с меньшим стрессом (впрочем, это
зависит от того, горизонтальное или вертикальное
произошло перемещение, понизили или повысили
работника в должности, остаётся ли он
в старом коллективе и т.п.).
1.2
Экономические, правовые, организационные
и социальные аспекты
Переход работника на новую должность обычно бывает следствием продвижения по карьерной лестнице, ротации в другое подразделение одного уровня иерархии либо расширения полномочий в рамках своей должности.
В организационно-экономическом плане ускорение адаптации решает проблемы: уменьшения стартовых издержек, текучести кадров, ускорения темпов роста рабочих показателей, вхождения работника в неформальную структуру рабочего коллектива, снижения уровня его тревожности и неуверенности, экономии времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развития удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и адекватности ожиданий.
Факторы-комплексы [2, с.156], влияющие на успешность адаптации:
II
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
АДАПТАЦИИ
Среди личностных свойств сотрудника, благоприятно влияющих на процесс адаптации к новой должности, можно выделить:
III
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
Разработана
в Санкт-Петербургской военно-
Небольшой тест, представленный 24 утверждениями, на которые возможны ответы «да» или «нет». Шкала уровня эмоционально-деятельностной адаптивности может варьироваться от 0 до 24 и разбита на 4 группы: 0-3 – адаптивность высокая; 3-10 – средняя; 10-20 – низкая; 20-24 – очень низкая.
Шкала уровня социально-психологической адаптивности. 15 утверждений разбиты на две группы: из суммы положительных ответов на утверждения группы А необходимо вычесть сумму положительных ответов на утверждения группы Б. Возможные уровни социально-психологической адаптивности по данному тесту: 8-10 баллов – высокий; 6-7 баллов – выше среднего; 5 баллов – средний; 3-4 балла – ниже среднего; 2-3 балла – низкий.
IV ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА
1) Диагностирование уровня социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда (МД СПА); 2) Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации по методике Холмса и Раге (МОССА); 3) Определение адаптивных способностей по многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ) Максакова и Чермянина.
Респондентом психологической диагностики по трём указанным методикам стал
Тестирования проводились 2011 года.
Результаты тестирований представлены в приложении 1, математическая обработка – в приложении 2.
Интерпретация полученных значений:
1) Методика диагностики социально-психологической адаптации.
В
данной методике для изучения особенностей
социально-психологической