Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:20, курсовая работа
Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 5
2Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . .9
3Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4Описание дошкольного образовательного учреждения МОУ «Трубашурский детский сад». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
5Характеристика адаптации к дошкольному учреждению «Трубашурский детский сад» детей 1- ой мл. гр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей - дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение Б, Приложение Д).
До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
Для организации успешной
адаптации детей раннего
( Приложение Г). При
этом выбирают разнообразные
направления работы: развлечения,
консультации для родителей,
А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:
Рекомендации для воспитателей:
- любите детей и относитесь к ним как к своим;
- помните об индивидуально-
- приобщайте ребенка
в доступной форме к
- необходимо наладить
контакт с родителями детей,
поступающих в дошкольное
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;
- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.
Рекомендации для родителей:
- любите своего ребенка таким, какой он есть;
- радуйтесь своему ребенку;
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не перебивая;
- установите четкие и определенные требования к ребенку;
- не устраивайте для ребенка множество правил;
- будьте терпеливы;
- каждый день читайте
ребенку и обсуждайте
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими детьми;
- интересуйтесь жизнью
и деятельностью вашего
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
- помните, что авторитет
родителей основан на
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;
- посещайте групповые собрания.
Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Заключение
Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Рассмотренные аспекты в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.
Данная курсовая работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.
Список использованных источников
1 Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005. - 176с. ил.
2 Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина 2007. - 304с.
3 Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
4 Белкина Л.В. Адаптация
детей раннего возраста к
5 Ватутина Н.Д. Ребенок
поступает в детский сад:
6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.
8 Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
10 Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2-4 лет в
период адаптации к
11 Смирнова Е.О. Первые
шаги. Программа воспитания и
развития детей раннего
12 Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. - 382с.
13 Ступени общения:
от года до семи лет/Под редакц
14 Тонкова-Ямпольская Р.В. "Основы медицинских знаний"- М.: Просвещение, 1986. - 320с. ил.
Приложение А
Анкета для родителей
1 Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы.
Ваши ответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить его жизнь в адаптационный период.
Поведение
1 Преобладающее настроение
вашего ребенка (бодрое; уравновешенное
или раздражительное;
2 Характер засыпания (быстро; в течении 10 минут; очень медленное; медленное).
3 Характер сна (спокойный; неспокойный).
4 Аппетит вашего ребенка
(хороший; избирательный;
5 Отношение вашего
ребенка к высаживанию на
6 Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый).
7 Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит или сидит).
Личность
Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.
1 Проявляет ли ребенок
интерес к игрушкам, предметам
дома и в новой, незнакомой
обстановке?___________________
2 Интересуется ли действиями
взрослых?_____________________
3 Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?______
4 Инициативность в
игровой деятельности (может или
не может найти без
5 Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________
6 Инициативность в
отношениях с детьми (вступает
в контакт по собственной
7 Самостоятельность в игре (умеет играть
самостоятельно в отсутствии взрослого;
не умеет играть самостоятельно)?______________
Приложение Б
Карта нервно - психического развития ребенка второго года жизни
Дата рождения ______________________________
Дата поступления______________
Анализ________________________
Уровень развития
Речь Деятельность Навыки взаимоотношений
Пассивная Активная
Отсутствуют Ответное
1 год 3 мес.
1 год 6 мес.
1 год 9 мес.
2 года
Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни
Дата рождения ______________________________
Дата поступления______________
Анализ________________________
Уровень нервно-психического развития
Активная речь Сенсорное
развитие Игра Конструи-
рование Изобретатель-ная деятельность Движение Навыки
2,5 года
3 года
Приложение В
Результаты групп адаптации детей
МДОУ "ЦРР - детский сад № 221"1-ой мл.гр.
I. тяжелая адаптация
II. средняя адаптация
III. легкая адаптация
Имя, Фамилия Дата рождения Дата поступления в ДОУ Группа адаптации
Белая Дарья 20.03.06 12.08.09 III
Козенов Даниил 03.08.06 07.08.09 II
Мусина Елизавета 01.02.06 09.
Кремезьон Жанна 06.05.06 15.08.09 I
Тарасова Софья 06.08.06 14.08.
Ходоковский Тихон 25.03.06 09.08.09 II
Ардимеев Вадим 01.05.06 22.08.
Макурин Олег 27.02.06 01.08.09 II
Приложение Г
План воспитательно-
Дни недели Вид работы Цель
ПОНЕДЕЛЬНИК
I половина дня (утро) Д/и "Что изменилось?" Развитие внимания, правильное произнесение название предметов.
Дневная прогулка П/и "Кто попадёт?" Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч.
II половина дня Развлечение "Бабушка Арина к нам в гости пришла!" Создать атмосферу радостного настроения; учить детей отгадывать загадки, читать стихи
Вечер Консультация с родителями "Индивидуальный подход к ребенку" Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка
ВТОРНИК
I половина дня (утро) Д/и "Что ещё такой же формы?" Учить детей находить предметы одинаковой формы.
Дневная прогулка П/и "Мыльные пузыри!" Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками.
II половина дня Чтение стихотворения А.Барто "Мячик" Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане.
Вечер Беседа с родителями "Ваш ребенок" Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка
СРЕДА
I половина дня
(утро) 1.Повторение потешки "Как у нашего кота"
2.Пальчиковая игра по потешки "Как у нашего кота" Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение
Развивать мелкую моторику рук.
Дневная прогулка П/и "Подпрыгни до ладошки" Развитие ловкости, быстроты реакции и движений
II половина дня Настольный театр "Теремок" Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение
Вечер Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье Облегчение адаптации Сони
ЧЕТВЕРГ
I половина дня
(утро) 1.Чтение стихотворения Б.Заходера "Ёжик" Познакомить с новым стихотворением помочь понять содержание