Адаптация детей к условиям ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 5
2Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . .9
3Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4Описание дошкольного образовательного учреждения МОУ «Трубашурский детский сад». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
5Характеристика адаптации к дошкольному учреждению «Трубашурский детский сад» детей 1- ой мл. гр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

к.р..doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного  учреждения также необходимо провести работу с семьей - дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение Б, Приложение Д).

До приема детей в  группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной  деятельности воспитателей

( Приложение Г). При  этом выбирают разнообразные  направления работы: развлечения,  консультации для родителей, памятки,  интересные для детей дидактические  игры, подвижные игры, способствующие  возникновению положительных эмоций  у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

А так же для того чтобы  прошла успешная адаптация детей  раннего возраста, необходимо следовать  следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:

Рекомендации для воспитателей:

- любите детей и  относитесь к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических  особенностях развития каждого  ребенка;

- приобщайте ребенка  в доступной форме к социальным  и нравственным нормам;

- необходимо наладить  контакт с родителями детей,  поступающих в дошкольное учреждение;

- проводите консультации  и беседы с родителями, знакомьте  с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите  семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;

- проводите родительские  собрания до поступления детей  в детский сад.

В своей работе воспитатели  должны использовать анкетирование, посещения  ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

Рекомендации для родителей:

- любите своего ребенка  таким, какой он есть;

- радуйтесь своему  ребенку;

-разговаривайте с  ребенком заботливым, ободряющим  тоном;

- слушайте ребенка, не перебивая;

- установите четкие  и определенные требования к  ребенку;

- не устраивайте для  ребенка множество правил;

- будьте терпеливы;

- каждый день читайте  ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком  называйте как можно больше  предметов, их признаков, действий с ними;

- поощряйте в ребенке  стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с  другими детьми;

- интересуйтесь жизнью  и деятельностью вашего ребенка  в детском саду;

- не позволяйте себе  неподобающего поведения в присутствии ребенка;

- помните, что авторитет  родителей основан на достойном  образце поведения;

- прислушивайтесь к  советам педагогов в период  адаптации детей к условиям  ДОУ;

- посещайте групповые  собрания.

Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

 

Заключение

 

Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в  определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний  день актуальна тема адаптация детей  раннего возраста к условиям дошкольного  образовательного учреждения.

Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации  отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Проведения комплексных  медико-педагогических мероприятий  до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому  привыканию к новым условиям.

Рассмотренные аспекты  в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в  процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации - тяжелое  время для малыша. Но в это время  тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Таким образом, можно  сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

Данная курсовая работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Аванесова В.Н. Обучение  самых маленьких в детском  саду. - М: Просвещение, 2005. - 176с. ил.

2 Аксарина М.Н. Воспитание  детей раннего возраста. - М.: Медецина 2007. - 304с.

3 Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

4 Белкина Л.В. Адаптация  детей раннего возраста к условиям  ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5 Ватутина Н.Д. Ребенок  поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

6. Волков Б.С., Волкова,Н.В.  Психология общения в детском  возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

7 Ж-л № 4. Ребенок  в детском саду.-2001.

8 Ковальчук Я.И. Индивидуальный  подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.

9. Печора К.Л., Пантюхина  Г.В. Дети раннего возраста  в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

10 Роньжина А.С. Занятия  психолога с детьми 2-4 лет в  период адаптации к дошкольному  учреждению - М.: Книголюб, 2000. - 72с.

11 Смирнова Е.О. Первые  шаги. Программа воспитания и  развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.

12 Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. - 382с.

13 Ступени общения:  от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.- М., 1992.

14 Тонкова-Ямпольская  Р.В. "Основы медицинских знаний"- М.: Просвещение, 1986. - 320с. ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

Анкета для родителей

 

1 Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы  ответите на эти вопросы.

Ваши ответы помогут  нам лучше узнать ваших малышей  и облегчить его жизнь в  адаптационный период.

Поведение

1 Преобладающее настроение  вашего ребенка (бодрое; уравновешенное  или раздражительное; неустойчивое; подавленное ).

2 Характер засыпания (быстро; в течении 10 минут; очень медленное; медленное).

3 Характер сна (спокойный;  неспокойный).

4 Аппетит вашего ребенка  (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой)

5 Отношение вашего  ребенка к высаживанию на горшок (положительное; отрицательное).

6 Навыки опрятности (просится  на горшок; не просится, но бывает  сухой; не просится; ходит мокрый).

7 Нежелательные для  этого возраста привычки (сосет  палец или пустышку; раскачивается,  когда спит или сидит).

Личность

Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.

1 Проявляет ли ребенок  интерес к игрушкам, предметам  дома и в новой, незнакомой  обстановке?______________________________________

2 Интересуется ли действиями  взрослых?__________________________

3 Внимателен ли он  при этом, активен ли он, усидчив?______

4 Инициативность в  игровой деятельности (может или  не может найти без посторонней  помощи себе занятие; может  или не может самостоятельно  подготовится к игре)?________________________________________________

5 Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________

6 Инициативность в  отношениях с детьми (вступает  в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?________________________

7 Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет играть самостоятельно)?____________________________

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

 

Карта нервно - психического развития ребенка второго года жизни

Дата рождения ______________________________________

Дата поступления____________________________________

Анализ______________________________________________

 

Уровень развития

Речь Деятельность Навыки взаимоотношений

Пассивная Активная Бездеятельность Наблюдение, подражание Предметная деятельность Со взрослыми Со сверстниками

Отсутствуют Ответное Инициативное Отсутствуют Ответное Инициативное

1 год 3 мес.           

1 год 6 мес.           

1 год 9 мес.           

2 года           

 

Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни

Дата рождения ______________________________________

Дата поступления____________________________________

Анализ_____________________________________________

 

Уровень нервно-психического развития

Активная речь Сенсорное

развитие Игра Конструи-

рование Изобретатель-ная деятельность Движение Навыки

2,5 года       

3 года       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В

 

Результаты групп адаптации  детей 

МДОУ "ЦРР - детский  сад № 221"1-ой мл.гр.

 

I. тяжелая адаптация

II. средняя адаптация

III. легкая адаптация

 

Имя, Фамилия Дата рождения Дата поступления в ДОУ Группа адаптации

Белая Дарья 20.03.06 12.08.09 III

Козенов Даниил 03.08.06 07.08.09 II

Мусина Елизавета 01.02.06 09.08.09 III

Кремезьон Жанна 06.05.06 15.08.09 I

Тарасова Софья 06.08.06 14.08.09 I

Ходоковский Тихон 25.03.06 09.08.09 II

Ардимеев Вадим 01.05.06 22.08.09 III

Макурин Олег 27.02.06 01.08.09 II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Г

 

План воспитательно-образовательной  деятельности

 

Дни недели Вид работы Цель

ПОНЕДЕЛЬНИК

I половина дня (утро) Д/и "Что изменилось?" Развитие внимания, правильное произнесение название предметов.

Дневная прогулка П/и "Кто попадёт?" Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч.

II половина дня Развлечение "Бабушка Арина к нам в гости пришла!" Создать атмосферу радостного настроения; учить детей отгадывать загадки, читать стихи

Вечер Консультация с родителями "Индивидуальный подход к ребенку" Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка

ВТОРНИК

I половина дня (утро) Д/и "Что ещё такой же формы?" Учить детей находить предметы одинаковой формы.

Дневная прогулка П/и "Мыльные пузыри!" Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками.

II половина дня Чтение стихотворения А.Барто "Мячик" Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане.

Вечер Беседа с родителями "Ваш ребенок" Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка

СРЕДА

I половина дня

(утро) 1.Повторение потешки "Как у нашего кота"

2.Пальчиковая игра  по потешки "Как у нашего  кота" Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение

Развивать мелкую моторику рук.

Дневная прогулка П/и "Подпрыгни до ладошки" Развитие ловкости, быстроты реакции и движений

II половина дня Настольный театр "Теремок" Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение

Вечер Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье Облегчение адаптации Сони

ЧЕТВЕРГ

I половина дня

(утро) 1.Чтение стихотворения Б.Заходера "Ёжик"  Познакомить с новым стихотворением помочь понять содержание

Информация о работе Адаптация детей к условиям ДОУ