Шпаргалка по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Ценообразование"

Файлы: 1 файл

Ценообразование зачет ответы.doc

— 184.50 Кб (Скачать)
  1. Цена как экономическая категория рынка. Основные функции цен.

Цена – денежное выражение стоимости товаров (оказание выполненных работ, услуг). Оптовые  цены – цены, по которым реализуются  крупная партия продукции предприятий. Розничные цены – цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. Функции цены – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.

Цены выполняют  следующие функции:

1. Учетно-измерительная  функция цены заключается в объективном и точном отражение в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции.

2. Регулирующая (балансирование спроса и предложения) функция цены заключается в том что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов – уравновешивает спрос и предложение, увязывает их с денежной – платежной способностью производителя и потребителя.

3. Распределительная (перераспределительная) функция цены заключается в том, что по средствам цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.

4. Способствующая  рациональному размещению производства  функция цены заключается в  том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив сектора экономики в другой.

5. Стимулирующая  функция цены заключается в  том что по средствам системы  цен реализуются экономические  интересы всех участников процесса  воспроизводства и общества в  целом.

6. Социальная функция цены заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

 

  1. Основные теории стоимости и цены.

Целесообразно разделять два подхода к формированию стоимости и цен: производственный (затратный) и рыночный. При первом подходе определяю­щим фактором ценообразования являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные  с созданием, выпуском товара. При втором - в основу установления цены лежит конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

Сторонниками  первого подхода были такие известные  экономисты, как Адам Смит, Давид  Риккардо. Ими были заложены основы так назы­ваемых трудовых теорий цены. Последовательным сторонником таких теорий являлся и К. Маркс. Он ввел понятие общественно полезных за­трат труда, соответствующих средним условиям и квалификации. При таком подходе производственный труд лишен конкретных особенностей. Его принято называть «абстрактным трудом». Общественно полезные за­траты труда на производство товара образуют его стоимость. Согласно этим теориям цена товара есть денежное выражение его стоимости.

С точки зрения потребителя цена товара есть сумма  денег, которую он способен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях. Данная концепция лежит в основе всех нетрудовых теорий цены. При таком понимании в цене отражается положение товара на рынке, а именно ну­жда в этом товаре, потребность в нем. Чем выше потребительские досто­инства товара, тем большую цену готов заплатить покупатель. Сторонниками этой теории были Альфред Маршалл, Джон Кейнс.

Сопоставление этих двух концепций стоимости и  цены, в конечном счете, сводится к  вопросу, что считать первичным - предложение (стоимость) или спрос (полезность)?

Изучение стоимости  товара сильно затруднено по следующим  обстоятельствам. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно на поверхности  хозяйственной жизни, поскольку  она выражает невидимые глазу  внутренние экономические отношения.

Экономисты-теоретики  создали две прямо противоположные  концепции стоимости (ценности).

Трудовая  теория стоимости

Как известно, английские классики политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность стоимости.

Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.

  • Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции..
  • Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда..

Труд, образующий стоимость, различается по его сложности  или качеству Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда..

Сам труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется в часах работы..

На изготовление одного и того же вида продукта работники  обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства (средства и предметы труда), отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности (напряженности) трудовых усилий. Поэтому товары одного и того же вида и качества (например, картофель), обычно имеют разную по величине индивидуальную стоимость..

Но на рынке  товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы человек, который затратил на одинаковый продукт самое большое  по величине рабочее время (но это мог быть самый неискусный и ленивый). На рынке на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость. Стало быть, трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле "товаропроизводитель - общественный труд - товар - общественная стоимость - рыночная цена". Заметно, что здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с одной стороны - с позиции товаропроизводителя и продавца продукта.

Нетрудовая  теория стоимости

Австрийская школа  предельной полезности (ее основатели К. Менгер, О. Бём-Баверк и Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической  психологии покупателя, потребителя  полезных вещей. Основные положения  их теории таковы.

Полезность  нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного  блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага сводилась  к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.

В этом утверждении  имеется определенная доля истины. Даже в одной семье люди придают  тому или другому благу разную ценность для их жизни и благосостояния. Ведь не случайно сложились поговорки: "О вкусах не спорят", "На вкус и цвет товарища нет".

Полезные блага  подразделяются на два вида:

  • имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;
  • являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них.

Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают  ценность.На практике, пожалуй, важно, что сравнительная редкость благ должна приниматься в расчет при установлении цен. Именно так это происходит, например, при ценообразовании на продукцию земледелия, где имеется сравнительно мало хороших по качеству земельных участков. Еще в большей мере уникальность некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на аукционах продаются раритеты.

В процессе личного  потребления действует закон  убывающей полезности. Согласно этому  закону степень удовлетворения потребности  одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность "предельного  экземпляра", удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в  продукте данного рода.

Предельная  полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от "запаса" (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается "запас", то предельная полезность вещи снижается. Когда "запас" уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его "запаса") цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку "предельного продукта".

Как видно, основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно представить в формуле "потребитель - потребность - полезность блага - его ценность - цена". Так, по-видимому, можно оценивать товар и рыночные отношения со стороны покупателя, потребителя.

Теории стоимости (ценности) и практика

Сопоставление трудовой теории стоимости и теории предельной полезности позволяет лучше выявить их общий характер и понять их практическое значение.

Обе названные  концепции имеют одинаковый признак: они углубленно анализируют эндогенные процессы, скрытые от непосредственного  наблюдения. Чтобы понять, что собой представляют стоимость или полезность, ученые применяют метод научной абстракции (лат. abstractio - отвлечение). В процессе познания они мысленно отвлекаются от несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения свойств, раскрывающих его сущность.

 

  1. Методология ценообразования, ее основные элементы и принципы.

Методология ценообразования  включает в себя совокупность общих  положений, нормативных актов, принципов  и методов разработки прогнозируемой концепции и стратегии ценообразования, определения и обоснования видов цен, формирования системы цен, управления ценообразованием контроля над ценами.

Методология ценообразования  едина для всех уровней установления цен и на ее основе разрабатывается  стратегия ценообразования. Основные положения и правила формирования цен не должны изменяться в зависимости от того, кто и на какой срок их устанавливает и это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен. Принципы ценообразования это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для нее.

1. Принцип научности  обоснования цен состоит в  необходимости по знаниям и  изучении влияния на ценообразование  объективных экономических законов  развития рыночной экономики, законы стоимости спроса и предложения.

2. Принцип целевой  направленности цен состоит в  четком определении приоритетных  экономических и социальных проблем,  которые должны решаться с  помощью цен. 

3. Принцип непрерывности  процесса ценообразования определяется его динамичностью и проявляется в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену; в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения.

4. Принцип единства  процесса ценообразования и контроля  над соблюдением цен заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей экономики. 

 

  1. Цели и задачи ценообразования.

Цена и ценообразование  – центральные элементы рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретенный товар. Цена является рыночной характеристикой товара, в ней отражаются интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги.

Цели ценообразования:

- Цены играют важную  роль в предпринимательской деятельности  предприятия;

- Цены выступают основным  фактором в решение таких вопросов  как определение рынков сбыта  продукции, целесообразность производства  товаров или оказание услуг,  расчет издержек производства, определение  объемов инвестиций. 

Основные  задачи ценообразования:

1. покрытие затрат  на производство и реализацию  продукцию, обеспечение прибыли,  достаточной для нормального  функционирования производителя  и продавца.

2. Учет взаимозаменяемости  продукции при формировании цены.

3. Решение социальных  вопросов.

4. Реализация экологической политики.

5. Решение внешнеполитических  вопросов.

 

 

  1. Система цен, их классификация.

Система цен  – единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих  и регулирующих экономические взаимоотношения  участников рынка. Изменение уровня, структуры и динамики одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен.  Систему цен принято подразделять на условные блоки:

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразованию"